Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.evraziyskiy.ru
1 1 Программы типовых проектов государственно-частного партнерства Внешэкономбанка в сфере водоснабжения и водоотведения 01 июня г. Москва А.В. Баженов – директор Центра ГЧП ВЭБ
2 2 ПРОГРАММЫ ПРОЕКТОВ ГЧП ВНЕШЭКОНОМБАНКА реализуются применительно к наиболее распространенным типам общественной инфраструктуры, ответственность за состояние которой несут органы государственного и муниципального управления (ОГМУ); базируются на единой контрактной документации, предусматривающей реализацию проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства, удовлетворяющей требованиям Внешэкономбанка и/или иных финансовых организаций, условий использования иных долгосрочных инструментов финансирования; объединены оператором (-ами определенных посредством объединенной конкурсной процедуры; предполагается, что объекты переходят в муниципальную собственность по результатам исполнения контрактов.
3 3 ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕШЭКОНОМБАНКА ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Определение программ, типов объектов в составе программ Разработка ЦГЧП контрактной, конкурсной и технико- экономической документации по программам Подготовка и подача заявок на участие в программе Формирование общего портфеля заявок (межрегионального, межмуниципального) Соглашение ВЭБ с ОГМУ- инициатором программы (субъект РФ) и организатором использования займа (МО) Подготовка конкурсной документации Привлечение инвестором проектного финансирования Контроль исполнения обязательств сторон Проведение ОГМУ- инициатором и организатором программы конкурса Выбор инвестора- исполнителя программы Подписание договоров между заявителями и инвестором- исполнителем
4 4 ПРОГРАММЫ, ПЛАНИРУЕМЫЕ К ЗАПУСКУ В 2010 ГОДУ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГО- ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕРНИЗАЦИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ ОБОСОБ-ЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФРАСТУКТУРЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ, ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ котельные муниципальных образований районного значения насосные станции водоснабжения и канализации, теплоснабжения, муниципальные системы уличного освещения МОДЕРНИЗАЦИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ ОБОСОБЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФРАСТУКТУРЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТБО, ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ очистные сооружения водоснабжения и канализации мусоросортировочные заводы ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ КОМПЛЕКСНОМУ ГОРОДСКОМУ РАЗВИТИЮ СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ ОБОСОБЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТУКТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПЛОЩАДОК ПОД КОМПЛЕКСНУЮ ЖИЛУЮ ИЛИ ПРОМЫШЛЕННУЮ ЗАСТРОЙКУ
5 5 СОГЛАШЕНИЕ О ГЧП, ЗАКЛЮЧЕННОЕ В РАМКАХ ГК РФ И РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПРЕИМУЩЕСТВА Большее количество вариантов структурирования проекта; Возможность участия в реализации ГЧП юридических лиц, принадлежащих государству; Возможность сохранения частным оператором права собственности на объект соглашения о ГЧП; Возможность предоставления гарантий со стороны государства, также возможность предусмотреть адекватные компенсации в случае досрочного расторжения соглашения о ГЧП; Отсутствие необходимости использовать типовые соглашения; Возможность обременить залогом объект соглашения о ГЧП.
6 6 Две категории проектов для формируемых программ типовых проектов: - Новое строительство - Реконструкция и модернизация Применимые модели для реализации проектов различных типов: - Новое строительство: «Модель 1» - основана на праве частной собственности инвестора на создаваемый объект инфраструктуры - Реконструкция и модернизация: «Модель 2» - основана на праве аренды инвестора на реконструируемый объект инфраструктуры - Реконструкция и модернизация с элементами нового строительства: смешанная модель, основанная, в основном, на «Модели 2» Модель 1 и Модель 2 реализуются путём заключения Соглашения о ГЧП. Основа Соглашения о ГЧП – ГК РФ, местное законодательство (пример – закон г. Санкт-Петербург об участии в проектах ГЧП); СОГЛАШЕНИЕ О ГЧП ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ПРОГРАММ
7 7 Объект инфраструктуры проектируется и строится инвестором за свой счет, закрепляется за ним на праве собственности; После завершения строительства объект передаётся в аренду оператору; возмещение инвестиционных затрат инвестора осуществляется посредством арендных платежей оператора; Эксплуатация объекта осуществляется оператором; Инвестор не несет рисков эксплуатации и коммерческих рисков оказания платных услуг с использованием объекта; Муниципалитет (регион) участвует в проекте в качестве стороны Соглашения о ГЧП (в том числе выступает гарантом по обязательствам оператора); Интересы финансирующего банка обеспечиваются посредством независимой бюджетной гарантии либо в силу прямых платежных обязательств муниципалитета (региона) в отношении банка в соответствии с заключаемым между ними прямым соглашением После полного возмещения инвестиционных затрат) производится переход права собственности на объект к муниципалитету СОГЛАШЕНИЕ О ГЧП ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ПРОГРАММ- МОДЕЛЬ 1
8 8 Объект инфраструктуры арендуется инвестором, выполняются обследования и проектные работы, объект реконструируется или модернизируется за свой счет (право собственности остаётся у муниципалитета); После завершения реконструкции или модернизации объект передаётся в субаренду оператору ОГМУ; возмещение инвестиционных затрат инвестора осуществляется посредством субарендных платежей оператора; Эксплуатация объекта осуществляется оператором; Инвестор не несет рисков эксплуатации и коммерческих рисков оказания платных услуг с использованием объекта; Муниципалитет (регион) участвует в проекте в качестве стороны Соглашения о ГЧП (в том числе выступает гарантом по обязательствам оператора); Интересы финансирующего банка обеспечиваются посредством независимой бюджетной гарантии либо в силу прямых платежных обязательств муниципалитета (региона) в отношении банка в соответствии с заключаемым между ними прямым соглашением После полного возмещения инвестиционных затрат происходит прекращение права аренды объекта от ОГМУ СОГЛАШЕНИЕ О ГЧП ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ПРОГРАММ- МОДЕЛЬ 2
9 9 Муниципалитет (оператор ОГМУ) с момента ввода объекта в эксплуатацию арендует вновь построенный или модернизированный объект. Размер арендных платежей включает: - капитальные вложения; - расходы по обслуживанию заемных (кредитных средств) средств инвестора, - норма рентабельности на собственные средства, требуемая Инвестором. По истечении определенного договором срока аренды объект переходит в собственность муниципалитета, стоимость объекта на момент перехода приравнивается к размеру последнего арендного платежа. При неблагоприятном изменении условий привлекаемого финансирования (изменение ставок, курса) или экономических обстоятельств реализации проекта (снижение платежеспособного спроса, бюджетной обеспеченности) существует возможность изменения арендной платы и/или продления договора аренды СОГЛАШЕНИЕ О ГЧП ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ПРОГРАММ- МЕХАНИЗМ РАСЧЕТОВ
10 10 Что должен делать частный бизнес в рамках типовых проектов: Техническое обследование сопутствующей инфраструктуры и анализ рынка (за счет собственных средств) Проектирование объектов Привлечение финансирование для строительства или модернизации объектов Выполнение работ по новому строительству или модернизации объектов инфраструктуры под ключ Передача объекта в аренду/субаренду с целью последующей эксплуатации в составе единого хозяйственного комплекса городской инфраструктуры Технический надзор за эксплуатацией объекта арендатором/субарендатором (сервисное обслуживание) Что не должен делать частный бизнес: - эксплуатация построенных и/или модернизированных объектов СОГЛАШЕНИЕ О ГЧП ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ПРОГРАММ- РОЛЬ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА
11 11 Способы обеспечения исполнения обязательств частной стороной: - Банковский контроль: Залог акций компании- исполнителя проекта Залог имущества, построенного за счет привлеченных средств Залоги прав по договорам Возможное поручительство собственника проектной компании Организация финансирующей организацией технического надзора за реализацией проекта - Страхование строительных рисков - Гарантия надлежащего исполнения работ генподрядчиком - Штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств по Соглашению о ГЧП СОГЛАШЕНИЕ О ГЧП ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ПРОГРАММ- ОБЕСПЕЧЕНИЕ
12 12 Способы обеспечения обязательств ОГМУ: - Штрафные санкции за неисполнение обязательств по Соглашению о ГЧП - Нормативные и распорядительные акты публичных органов власти по принятию и организации исполнения обязательств публичного партнера - Государственные (муниципальные) гарантии в объеме арендной платы, подлежащей оплате в текущем бюджетном периоде - Поручительства компаний, в т.ч. возможность привлечения частного оператора - Уступка прав требования по договорам оператора с потребителями - Залоги имущества в казне - Банковский контроль: Прямые соглашения ОГМУ с финансирующими организациями СОГЛАШЕНИЕ О ГЧП ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ПРОГРАММ- ОБЕСПЕЧЕНИЕ
13 13 МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС Субъекту РФ, ряду муниципальных образований необходимо предоставить возможность реализации частным инвестором ряда однотипных проектов ГЧП; Задача решается путем проведения объединенного муниципального конкурса; Объединенный муниципальный конкурс организовывается путем заключения межмуниципального Соглашения о порядке проведения совместного конкурса на право заключения соглашений о ГЧП по созданию объектов инфраструктуры; Правовое основание заключения Соглашения – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Статья 8): «Органы местного самоуправления в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут заключать договоры и соглашения».
14 14 РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Необходимость региональных или муниципальных актов по обеспечению обязательств соответствующих ОГМУ в рамках контрактов ГЧП: - Определение полномочного органа; - Определение форм участия региона, муниципалитетов в ГЧП; - Определение процедур заключения договоров ГЧП и принятия долгосрочных обязательств ОГМУ. Примеры: - Закон Санкт-Петербурга «Об участии г. Санкт-Петербург в проектах на условиях государственно-частного партнерства» Модельный законопроект Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ- 15 законов субъектов РФ; Региональные Центры ГЧП- 17 центров.
15 15 ОРГАНИЗАЦИЯ КАМПАНИИ ПО СБОРУ ВЫРАЖЕНИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ЦЕЛИ Инициировать взаимодействие субъекта РФ и входящих в него муниципалитетов по решению наиболее распространенных проблем городского развития в увязке со Стратегией развития субъекта РФ и с реализацией программ территориального развития; Определить потребность в модернизации или новом строительстве объектов по заявленным направлениям программы; Определить ориентировочные объемы финансирования. РЕАЛИЗАЦИЯ Разосланы письма в адрес субъектов РФ; Организовано продвижение программы через существующую сеть Региональных Центров ГЧП; Опубликованы объявления о запуске программы в «Российской Газете»; Материалы по программе опубликованы на сайте Внешэкономбанка; Проведены совещания в заинтересованных субъектах РФ; Организуются совещания по программе в ВЭБ на регулярной основе. 15
16 16 РЕЗУЛЬТАТЫ КАМПАНИИ ПО СБОРУ ВЫРАЖЕНИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ (2) Поступило выражений о заинтересованности от 35 субъектов РФ: Архангельская область, Белгородская область, Владимирская область, Волгоградская область*, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Краснодарский Край*, Красноярский край, Курганская область, Ленинградская область*, Липецкая область, Магаданская область*, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Нижегородская область, Оренбургская область, Орловская область, Пермский край*, Псковская область, Республика Башкортостан, Республика Бурятия*, Республика Коми*, Республика Мордовия*, Республика Тыва*, Республика Татарстан*, Свердловская область*, Смоленская область, Удмуртская Республика, Челябинская область*, Чувашская Республика, Ярославская область * - отмеченные регионы представлены муниципалитетами 16
17 17 Модернизация (новое строительство) очистных сооружений водоснабжения и канализации (18 субъектов РФ): Архангельская область, Ивановская область, Калининградская область, Кемеровская область, Краснодарский край, Курганская область, Липецкая область, Магаданская область, Ненецкий автономный округ, Оренбургская область, Орловская область, Псковская область, Республика Татарстан, Свердловская область, Удмуртская Республика, Челябинская область, Чувашская Республика, Ярославская область 17 РЕЗУЛЬТАТЫ КАМПАНИИ ПО СБОРУ ВЫРАЖЕНИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ (3)
18 18 Модернизация (новое строительство) насосных станция водоснабжения и водоотведения (32 субъекта РФ): Архангельская область, Белгородская область, Владимирская область, Волгоградская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кировская область, Краснодарский край, Курганская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Нижегородская область, Оренбургская область, Орловская область, Пермский край, Псковская область, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Свердловская область, Смоленская область, Удмуртская Республика, Челябинская область, Чувашская Республика, Ярославская область 18 РЕЗУЛЬТАТЫ КАМПАНИИ ПО СБОРУ ВЫРАЖЕНИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ (4)
19 19 Для инвесторов Обсуждение разработанной Центром ГЧП ВЭБа типовой документации с точки зрения привлекательности и приемлемости содержащихся в ней моделей и достаточности предлагаемой к заполнению ОГМУ информации для принятия на ее основе решения о возможности участия в конкурсе. Самостоятельное взаимодействие с ОГМУ для активизации их участия в программах типовых проектов. Заинтересованность в получении информации от Центра ГЧП ВЭБа о ходе подготовки подготовки проектов, датах объявления и сроков проведения конкурсов. Участие в конкурсе. Предложение технического решения. Финансовое закрытие сделки. Строительство. Обслуживание. Выход из проекта. Для поставщиков и инжиниринговых компаний Предоставление информации в Центр ГЧП ВЭБа о предлагаемых продуктах, технических решениях и услугах в рамках программ типовых проектов для информирования о них инвесторов и ОГМУ. Самостоятельное взаимодействие с ОГМУ и инвесторами для их информирования о продуктах, технических решениях и услугах в рамках программ типовых проектов. Для консультационных компаний Оказание услуг по подготовке конкурсной документации ОГМУ. 19 ФОРМЫ УЧАСТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА В ПРОГРАММАХ ТИПОВЫХ ПРОЕКТОВ
20 20 Спасибо за внимание Центр ГЧП Внешэкономбанка проспект Академика Сахарова, 9 Москва, Россия тел.: +7 (495) факс: +7 (495)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.