Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемdmn.proftime.edu.ru
1 ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования Тужилкин Андрей Юрьевич зав. кафедрой зав. кафедрой «Теории и методики обучения технологии и экономике» Совершенствование организационно - педагогического сопровождения профориентационной работы с молодёжью в образовательных учреждениях Нижегородской области
2 Необходимо всеобщими усилиями разрешить п р о т и в о р е ч и е между изменившимися общественными требованиями к профориентационной работе, отношению к детскому труду и существующей сегодня практикой их организации.
3 Сегодня объективно существует потребность подготовки обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, предпринимательской деятельности и овладению массовыми профессиями, овладению массовыми профессиями, обучению молодежи практическому использованию знаний и культуры как инструментов организации жизни каждого использованию знаний и культуры как инструментов организации жизни каждого и его умения зарабатывать на жизнь.
4 - овладение общетрудовыми и жизненно необходимыми умениями и навыками, в том числе в области культуры труда и поведения; - изучение мира профессий, приобретение практического опыта профессиональной деятельности и на этой основе обоснованного профессионального самоопределения; - воспитание трудолюбия, честности, ответственности, порядочности, предприимчивости и патриотизма ; - формирование творческого подхода, эстетического отношения к действительности в процессе обучения и выполнения проектов. Целевые установки ФГОС
5 Какое место занимает технологическое образование в Вашей школе? Одно из ведущих Есть более важные предметы 5% 95% Выполняются ли реально программы по технологии в начальной школе Да Нет 10% 90% в основной школе Да Нет 50% 50% Заменяются ли уроки технологии в начальной школе другими предметами? Да Нет Иногда 70% 10% 20 %
6 Нужно ли в начальной школе вводить общественно- полезный, производительный труд ? Да (Почему) 10% Нет (Почему) 80%, нет необходимости загружать детей Затрудняюсь ответить 10% Нужно ли в основной школе вводить общественно- полезный, производительный труд ? Да (Почему) 40% необходимо больше приобщать детей к труду Нет (Почему) 40%, нет необходимости загружать детей Затрудняюсь ответить 20%
7 Причины, не позволяющие решать стоящие перед школой задачи в области профориентации школьников - недооценка руководством системы образования, а, следовательно, и руководством общеобразовательных учреждений значения предметных областей «Технология» и «Экономика» в системе общего образования как эффективных средств социализации молодежи, сопровождающаяся сокращением учебных часов;
8 Причины, не позволяющие решать стоящие перед школой задачи в области профориентации школьников - реальное ухудшение материальной базы: ощущается острая нехватка оборудования, инструмента, материалов, дидактических и учебно-методических средств для изучения технологии, а в ряде школ вообще отсутствуют специально оборудованные кабинеты и мастерские и как следствие замена материальной технологии на информационные технологии;
9 Причины, не позволяющие решать стоящие перед школой задачи в области профориентации школьников - отсутствие сетевого взаимодействия школ с промышленными и с/х предприятиями, организациями различных форм собственности, сообществами производственников, учреждениями НПО, СПО;
10 Причины, не позволяющие решать стоящие перед школой задачи в области профориентации школьников неготовность молодых учителей к педагогической поддержке профессионального самоопределения школьников и развития предпринимательских навыков; недопонимание сущности предпрофильной подготовки и важности технологического, экономического, технолого-экономического профиля; недостаточная работа с родителями.
11 Теоретическая и практическая значимость вопроса о приоритетных направлениях развития системы профориентации в Нижегородской области определили необходимость создания программы учебного курса для учащихся 8-11 классов «Выбор профессии. Стратегия трудоустройства на рынке труда», определения её места в учебных планах общеобразовательных учебных заведений Нижегородской области и разработки учебно-методического обеспечения для её реализации.
12 Возможные пути оптимизации технолого –экономического образования и профориентации школьников в условиях внедрения Ф Г О С
13 Модель реализации технолого-зкономического образования школьников, исходя из требований ФГОС второго поколения Класс Базовые составляющие для личностных, предметных и метапредметных результатов обучающихся Количество часов Компонент базисного учебного плана 1-2Технология + элементы проектирования 21 час (инвариантная часть) БУП +1час внеурочная деятельность Поисковые и научные исследования1 Внеурочная деятельность Общественно – полезные практики и труд + элементы начальной экономики 2 Внеурочная деятельность 3-4Технология (Проектирование с элементами начального технического моделирования и конструирования) 21 час (инвариантная часть) БУП+1час внеурочная деятельность Поисковые и научные исследования1 Внеурочная деятельность Общественно – полезные практики и труд + элементы начальной экономики 2 Внеурочная деятельность
14 Модель реализации технолого-зкономического образования школьников, исходя из требований ФГОС второго поколения Класс Базовые составляющие для личностных, предметных и метапредметных результатов обучающихся Количество часов Компонент базисного учебного плана 5-6Технология (общеучебные действия) +элементы экономики и предпринимательства 22 час (инвариантная часть) БУП Поисковые и научные исследования Проектная деятельность Декоративно-прикладные виды обработки материалов 2 Внеурочная деятельность ОППТ+элементы экономики и предпринимательства 2 Внеурочная деятельность 7Технология (общеучебные действия)+ элементы экономики и предпринимательства 1+11 час (инвариантная часть) БУП + 1час внеурочная деятельность Поисковые и научные исследования Проектная деятельность Декоративно-прикладные виды обработки материалов 2Внеурочная деятельность ОППТ+элементы экономики и предпринимательства 2 Внеурочная деятельность
15 Образовательная программа для учащихся 8-11 классов «Выбор профессии. Стратегия трудоустройства на рынке труда»
16 Целью, программы является: формирование способностей выпускников ОУ к успешному участию в решении своих профессиональных и жизненных задач в типичных и нестандартных ситуациях в условиях рыночной экономики.
17 Задачи программы: Обеспечение базовой теоретической компоненты, как основы для дальнейшего профессионального самоопределения; Формирование у учащихся определенного стиля профессионального мышления, обеспечивающего умение решать профессиональные и жизненные задачи в типичных и нестандартных ситуациях; Выработка у учащихся желания применять и совершенствовать освоенную систему знаний, как ориентировочную основу.
18 Идеи программы Основной отличительной идеей программы является оптимизация профориентационной работы в школе на основе комбинации возможностей экономического, технологического и гражданского образования.
19 Практико-ориентированная составляющая программы строится на идеях продуктивной педагогики, основанной на теории « у ч е н и е на д е л е » и предусматривающей : -продуктивную деятельность в процессе сетевого взаимодействия школ с промышленными и с/х предприятиями и организациями различных форм собственности, сообществами производственников, учреждениями НПО, СПО, ВПО, родителями, тьюторство и широкое использование цифровых образовательных ресурсов, и профессиональное самоопределение учащихся в процессе выполнения ими различных социальных ролей, в которых происходит воспитание предпринимательской и деловой активности старшеклассников. Идеи программы
20 - формирование опыта профессиональной деятельности учащимися посредством прохождения профессиональных проб по различным профессиональным сферам на базе промышленных и с/х предприятий и организаций различных форм собственности, учреждений НПО, СПО и ВПО, что позволяет учащимся примерить профессию на себя. Большое значение для этого имеет привлечение людей разных профессий, занимающихся реальным бизнесом, работающих в экономике, менеджменте, культуре, политике, социальной сфере, здравоохранении, в науке, на производстве.
21 - Организацию продуктивной деятельности в рамках создания школьных кампаний в которых происходит воспитание предпринимательской и деловой активности старшеклассников, в том числе и на базе учебных мастерских.
22 - Использование технологий проектной деятельности, обеспечивающих практико- ориентированный подход к обучению и способствующих профессиональному самоопределению школьников через включение их в различные виды деятельности (маркетинговую, экономическую, дизайнерскую, аналитическую, технологическую и т. д.) и создание на базе учебных мастерских кабинетов проектной деятельности -творческих лабораторий.
23 Класс Базовые составляющие для личностных, предметных и метапредметных результатов обучающихся Количество часовКомпонент базисного учебного плана 8Выбор профессии. Стратегия трудоустройства на рынке труда 1+11час БУП (предпрофиль)+ внеурочная деятельность Поисковые и научные исследования Проектная деятельность 2Внеурочная деятельность Общественно – полезный, производительный труд (ОППТ) 2Внеурочная деятельность 9Выбор профессии. Стратегия трудоустройства на рынке труда 1+11час БУП (предпрофиль)+ внеурочная деятельность Поисковые и научные исследования Проектная деятельность 2Внеурочная деятельность Общественно – полезный, производительный труд (ОППТ) 2Внеурочная деятельность Модель реализации технолого-зкономического образования школьников, исходя из требований ФГОС второго поколения
24 Программа носит интеграционный характер и может быть реализована в качестве предпрофильного спецкурса в 8-9 классах, элективного курса в профильных классах и как факультативный курс.
25 Вариант «А» - (70 часов ) предполагает инвариантное изучение программного материала в 8-9 или классе, предусматривающее выделение времени на изучение теоретических вопросов и практику, включающую прохождение учащимися профессиональных проб, диагностирование своих способностей с целью формирования знаний о себе и оценки своего профессионального потенциала. Примерное планирование программы представлено в двух вариантах.
26 Вариант «Б» - задаёт тематические и сюжетные линии курса, даёт примерное распределение часов по разделам и вариант последовательности их изучения с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, предусматривает инвариантный блок (70 часов) в 8-9 классе и вариативный блок, предполагающий организацию продуктивной внеурочной деятельности учащихся с 8 по 11 класс (от 70 часов в каждой параллели). Вариативный блок варианта «Б» и практическая часть варианта «А» могут быть реализованы во время внеурочной деятельности в рамках школьной компании, на промышленных или сельскохозяйственных предприятиях, научных лабораториях НПО и ВПО, или иного вида занятости учащихся.
27 В обоих вариантах инвариантный блок предусматривает изучение результатов прохождения учащимися профессиональных проб, закрепление теории в различных игровых ситуациях и др. формах, анализ результатов проектных заданий. Вариативный блок варианта «Б» и практическая часть варианта «А» могут быть реализованы во время внеурочной деятельности в рамках школьной компании, на промышленных или сельскохозяйственных предприятиях, научных лабораториях НПО и ВПО, или иного вида занятости учащихся.
28 Класс Базовые составляющие для личностных, предметных и метапредметных результатов обучающихся Количество часов Компонент 10Не технологический профиль Технологический,экономический (технолого-экономический) профиль 2626 Внеурочная деятельность БУП Поисковые и научные исследования и проектная деятельность 2Внеурочная деятельность Общественно – полезный, производительный труд (ОППТ) в рамках школьной компании 2Внеурочная деятельность 11Не технологический профиль Технологический,экономический (технолого-экономический) профиль 2626 Внеурочная деятельность БУП Поисковые и научные исследования Проектная деятельность 2Внеурочная деятельность Общественно – полезный, производительный труд (ОППТ) в рамках школьной компании 2Внеурочная деятельность Модель реализации технолого-зкономического образования школьников, исходя из требований ФГОС второго поколения
29 Всё это предполагает: -заложить основу действительной профессионализации - обеспечить подготовку конкурентоспособного в сфере профессионального труда человека..
30 -портфолио профессиональных достижений выпускника, в котором должны быть зафиксированы результаты всех тестов и диагностические материалы; результаты участия в деловых играх и тренингах, результаты прохождения профессиональных проб, творческий проект, отчет о деятельности в школьной компании, компьютерная презентация и т.д. В результате ученикам открывается возможность выбора индивидуальных образовательных маршрутов, учебных тем, форм, типа и содержания собственного образования получения опыта непосредственно на рабочих местах. Результатом изучения программы должно быть
31 На Федеральном уровне для совершенствования системы профоиентационной работы со школьниками предлагается
32 На базе Центра профессионального образования ФГАУ ФИРО создать координационный совет (комиссию)по профориентации, состоящий из представителей регионов, от организаций (институты развития образования), способный на государственном уровне обеспечить принятие ряда достаточно жёстких управленческих решений :
33 -обратить внимание руководителей общеобразовательных учреждений на важность и возможности технологического образования для профессионального самоопределения выпускников школ,
34 -обозначить необходимость пересмотреть учебные планы и добиться в 8-9 классах обязательного включения в учебные планы (программы) школ предпрофильных курсов и профильной технологической подготовки в классах, в основе которых заложено прохождение учащимися большого количества профессиональных проб в различных сферах человеческой деятельности, которые реально можно организовать на школьных учебно- производственных участках, в мастерских УПК, учреждений НПО и СПО, на предприятиях и в организациях близлежащего школьного окружения
35 - проработать нормативно-правовую базу и технологические основы создания и организации деятельности школьных производств (минитехнопарков) и детско-взрослых учебно- производственных предприятий в качестве инновационной инфраструктуры технолого-экономического образования, трудового воспитания школьников в общеобразовательной школе и их профессионального самоопределения
36 Следовательно, -учреждения НПО и СПО в своих же интересах должны активизироваться и изыскать возможность совместной работы, предоставления помощи, помещений и специалистов, ответственных за профориентацию. - в публичных отчётах ОУ должна быть информация о проделанной работе и взаимодействии с учреждениями НПО и СПО и соответственно обратная связь со школами;
37 - для материальной поддержки всех участников предусмотреть стимулирующие надбавки, либо штрафные санкции за отсутствие данной работы.
38 Приглашаем всех заинтересованных лиц к сотрудничеству! Спасибо за внимание ! 8(831)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.