Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемold.tomsk.gov.ru
1 О методике анализа коррупциогенности нормативных правовых актов Томск июня 2006 года
2 Вставка 1 Методика анализа коррупциогенности нормативных правовых актов примерно = Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
3 Правовые основания 1: Конвенция ООН против коррупции: « Каждое Государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней »
4 Правовые основания 2: КОНЦЕПЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОДАХ : «внедрить экспертизу нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность»
5 Правовые основания 3: КОНЦЕПЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОДАХ: «В рамках мероприятий по внедрению экспертизы нормативных правовых актов на коррупциогенность будут разработаны методики первичной и специализированной (предметной) экспертизы действующих нормативных правовых актов и вносимых проектов, проведена их экспертиза, и на основе ее результатов подготовлены изменения для внесения в нормативные правовые акты и вносимые проекты »
6 Методологическая база: «Анализ коррупциогенности законодательства: Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта» – Центр стратегических разработок, М., 2004 Опубликована на сайте ЦСР: (поиск: «памятка»)
7 Вставка 2: источники методики НИР ГУ-ВШЭ по заказу Счетной палаты РФ на тему «Исследование проблемы коррупциогенности законодательства и влияние административной реформы на ее снижение» (2003 г.) Головщинский К.И., Пархоменко С.А. Коррупциогенность правовых норм. – В кн.: Антикоррупционная политика. М.,2004г. Тихомиров Ю.А. Преодолевать коррупциогенность законодательства.// Право и экономика. 2004, 5
8 Опыт применения методики: Проведен анализ коррупциогенности (антикоррупционная экспертиза) проектов федеральных законов: 1.Лесной кодекс РФ (апробация методики) 2.«О недрах» (апробация методики) 3.«О внесении изменении и дополнений в ФЗ «О лекарственных средствах» 4.«О защите конкуренции» 5.«Об обязательном страховании особо опасных объектов» 6.«О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари» 7.«О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»» 8.«О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и статью 28 Федерального закона «Об акционерных обществах» А также 3-х административных регламентов исполнения государственных функций
9 Результаты применения: Обсуждение результатов антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов на заседаниях Комиссии по противодействию коррупции ГД РФ ( 3,4,5,6) Решения Комиссии по противодействию коррупции: рекомендовать устранить коррупционно опасные нормы; доработать. Устранение, коррекция коррупциогенных норм: три законопроекта доработаны, один дорабатывается. Решение Правительственной Комиссии по проведению адмреформы о доработке адмрегламентов
10 Вставка 3. Рабочее определение коррупции Под коррупцией в Методике понимается – использование служебного положения для извлечения ненадлежащей (неустановленной регулирующими это положение НПА ) выгоды
11 Вставка 4. Концепция методики Презумпция подверженности чиновника соблазну ненадлежащей выгоды («удобные нормы НПА могут быть использованы в коррупционных целях») Коррупциогенность НПА – одна из существенных предпосылок распространения коррупции Основной набор коррупционных факторов в НПА ограничен и стандартен Любой коррупционный фактор в НПА должен быть выявлен и устранен Наиболее доступны для выявления и устранения типичные коррупционные факторы
12 Что такое коррупциогенность? заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным действиям и/или решениям в процессе реализации таких норм, извлечению административной ренты Не означает утверждения, что она непременно будет использоваться Не содержит оценки объема возможного коррупционного рынка
13 Вставка 5. Коррупционные факторы Нормативно-правовые формулы, особенности нормотворчества, создающие «правовые» условия извлечения ненадлежащей выгоды Коррупциогенные нормы (дефекты норм) НПА
14 Цели анализа коррупциогенности выявление в нормативном правовом акте (проекте акта) коррупционных факторов устранение или коррекция коррупционно опасных (содержащих коррупционные факторы) норм рекомендации по включению превентивных антикоррупционных норм.
15 Цель методики помочь выявлению и устранению наиболее типичных проявлений коррупциогенности – коррупционных факторов, содержащихся в нормативном правовом акте (проекте НПА) Дополнительно...
16 Инструментарий методики: Перечень типичных коррупционных факторов (типология коррупционных факторов) Описание коррупционных факторов Рекомендации по обнаружению коррупционных факторов Описание возможных коррупционных действий и последствий
17 Коррупционные факторы: Коллизии нормативных правовых актов Принятие НПА «сверх компетенции» Определение компетенции по формуле «вправе» Широта дискреционных полномочий Отсутствие административных процедур Завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права …
18 Коллизии нормативных правовых актов (описание фактора) Противоречие НПА органа исполнительной власти: Конституции РФ или конституциям (уставам) субъектов РФ закону иному НПА, имеющему большую юридическую силу НПА других органов исполнительной власти внутренние противоречия нормативным правовым актам органа исполнительной власти
19 Пример коллизии: Приказ МВД РФ: « Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на срок не более шести месяцев, и лишь в исключительных случаях этот срок может быть продлен органом регистрационного учета». Конституция РФ, статья 27: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства».
20 В чем коррупциогенность коллизии? В том, что он позволяет должностному лицу произвольно, по собственному усмотрению выбирать норму, подлежащую применению
21 Преимущества методики Системность анализа Доступность Проверяемость и сравнимость результатов антикоррупционной экспертизы, проводимой разными специалистами
22 Кто может (должен) проводить антикоррупционную экспертизу ? Разработчик проекта НПА Правовое управление (юридическая служба) ОИВ, издающего НПА Независимые внешние эксперты
23 Формы антикоррупционной экспертизы Анализ коррупциогенности НПА при его разработке (самоконтроль разработчиков) Внутренняя антикоррупционная экспертиза (элемент контроля качества НПА) Внешняя антикоррупционная экспертиза (контроль пользователя)
24 Когда должен проводиться анализ? Всегда - при разработке НПА (разработчиками) Всегда – при разработке НПА (внутренним контролем качества проектов НПА) При наличии сомнений, на период освоения методики, «для самопроверки» – выборочно (с привлечением внешних экспертов) При наличии сомнений – любым заинтересованным лицом Поэтапно, по графику – для всех действующих НПА
25 Вопрос второго дня: Ваши действия по итогам тренинга после возвращения в родные органы государственной власти ?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.