Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователем86cdt-nv.edusite.ru
1 Требования к разработке образовательных программ Методические рекомендации к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Составлено методическим ресурсным центром технологий дополнительного образования детей МОУ ДОД «ЦДТ» составитель Мухина С.А. г. Нижневартовск 2011 г.
2 Структура дополнительной образовательной программы 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3. Учебно - тематический план 4. Содержание изучаемого курса 5. Система контроля и оценивания результатов 6. Методическое обеспечение 7. Условия реализации программы 8. Список литературы 9. Календарно - тематическое планирование по годам обучения
3 На титульном листе дополнительной образовательной программы необходимо указывать: наименование образовательного учреждения; наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена программа; где, когда и кем утверждена программа; название программы; название программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации дополнительной образовательной программы; срок реализации дополнительной образовательной программы; ФИО, должность автора программы; ФИО, должность автора программы; название города, населённого пункта, в котором реализуется программа; название города, населённого пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы. год разработки программы.
4 В пояснительной записке программы следует раскрыть: Цель и задачи программы Цель – это идеальный конечный результат деятельности, она должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень её достижения (с помощью различных средств педагогической диагностики). А в задачах должны быть различимы пути реализации целей. Чтобы правильно сформулировать цели, нужно представить себе воспитанника «на выходе» из детского объединения; но не просто как танцора, музыканта, инженера или спортсмена, а как полноценную личность – с развитыми творческими способностями, сформированными профессиональными умениями и социально значимыми личностными качествами. Затем охарактеризовать ребёнка по определённым результатам- личностным, предметным, метапредметным и составить словесный «портрет» выпускника. После этого попытаться обобщить эти описания и сформулировать три цели программы: -цель в развитии (метапредметные результаты), -цель в обучении (предметные результаты), - цель в воспитании (личностные результыты).
5 Возможно сформулировать цель как одно взаимосвязанное предложение, но с обязательным наличием всех трёх названных составляющих. Чтобы правильно определить задачи программы, в соответствии с поставленными целями, сначала надо назвать всё необходимое для их достижения (т.е. полное построение образовательного процесса), а уже после этого сделать обобщение и сформулировать адекватное количество задач (не более семи-восьми) Позволим себе ещё один маленький методический совет по оптимизации процесса целеполагания: чтобы цели и задачи точно соотносились друг с другом, попробуйте «расшифровать» название цели, а затем полученные составляющие оформите как направления работы, т.е. задачи.
6 В Пояснительной записке образовательной программы необходимо указать прогнозируемые результаты, т.е. описание предметных, метапредметных и личностных результатов базового уровня «ВЫПУСКНИК НАУЧИТЬСЯ…», повышенного по сравнению с базовым уровеня достижений « ВЫПУСКНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ…» При этом предполагаемые результаты должны быть соотнесены с целями программы, быть реальными и проверяемыми. Результаты же личностных качеств обучающихся остаются у педагога «в уме», то есть понятны и проверяемы только им. Предметные и метапредметные результаты необходимо чётко сформулировать по каждому году или этапу обучения, а также описать методику их выявления – тесты, проверочные задания, творческие работы, зачёты, методы педагогического наблюдения и др.
7 В Пояснительной записке необходимо также указать отличительные особенности данной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ; отличительные особенности данной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий; формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы их проверки; ожидаемые результаты и способы их проверки; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.). формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
8 Учебно- тематический план программы содержит : перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы; перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Учебно- тематический план должен быть представлен отдельно для каждого года обучения и составлен по следующей форме: раздела, темы раздела, темы Название разделов и тем Форма занятия Количество часов ВсегоТеорияПрактика I.I.1.1.I.I.1.1. Название раздела Название темы ИТОГО ЧАСОВ:
9 Необходимо обратить внимание ещё на одно обстоятельство: многие педагоги при оформлении учебно- тематического плана программы путают его с календарным планом работы на конкретный учебный год, то есть «расписывают» его на каждый месяц с учётом каникулярного времени, а иногда и на каждое занятие. Хочется напомнить, что программа является своего рода «стратегическим» документом (так как она рассчитана не на один год работы детского объединения), поэтому в учебно- тематическом плане должны быть обозначены основные содержательные блоки программы («узловые» темы), формы работы и количество необходимых часов. Календарные же сроки изучения этих тем вносятся в план учебно- воспитательной работы, который, в свою очередь, является неким «тактическим» документом педагога. Количество часов в учебно-тематическом плане ведётся из расчёта на одну учебную группу (если основной формой занятий являются групповые) или на одного ребёнка (если основные занятия-индивидуальные). На каждый год (или этап) обучения составляется отдельный учебно-тематический план.
10 Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы возможно отразить через краткое описание тем программы ( теоретических и практических видов занятий) Для оформления предлагается следующая схема: раздела. Название раздела. раздела. Название раздела. темы. Название темы. темы. Название темы. Теория (основные теоретические понятия без подробной расшифровки и описания) Практика (примерное содержание практической деятельности детей на учебном занятии) Оборудование и оснащение (если необходимы уточнения) Литература (если есть) Место проведения занятий (если занятие выездное) По такой схеме в соответствии с учебно-тематическим планом необходимо «расписать» каждый и раздел, и тему программы.
11 Система контроля и оценивания результатов включает в себя: перечень разделов (тем), требования к предметным, метапредметным, личностным результатам обучающихся, формы контроля, систему оценивания. Раздел (тема) Требования к предметным результатам Требования к метапредмет- ным результатам Требования к личностным результатам Форма контроля Система оценки
12 Методическое обеспечение должно включать описание основных направлений и содержания деятельности детского объединения: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; форм подведения итогов по каждой теме или разделу программы. форм подведения итогов по каждой теме или разделу программы. Условия реализации программы: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); материально-техническое оснащение; материально-техническое оснащение; рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д. рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д. дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д. дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
13 Список литературы. В нём должны быть представлены два списка: в одном из них –перечень литературы, используемой педагогом в своей работе, а в другом – литература, рекомендуемая для чтения детям. Календарно-тематическое планирование по годам обучения включает в себя: -титульный лист; -пояснительную записку с указанием особенностей группы: возрастные, творческие (концертные группы, участие в выставках, конкурсах, исследовательская работа, НОУ), уровень подготовки группы, категория детей и др. Указать цель, задачи и результат деятельности группы данного года обучения. -календарно-тематический план, оформленный в виде таблицы. Тема занятия Краткое содержание изучаемого материала, формы учебной деятельности-практика, теория Количество часов Всего часов Дата выполнения теорияпрактика по плану фактическ и
14 Успехов в работе!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.