Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемidkmc.edusite.ru
2 Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность
3 Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения Задача ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования
5 standart.edu.ru
7 Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта
8 Инновационные функции стандартов Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации Инструмент реализации государственной политики в сфере образования Инструмент реализации государственной политики в сфере образования
9 Инновационность содержания стандартов Инновационность содержания стандартов Определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования Определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования Ориентация на развитие вариативности образования Ориентация на развитие вариативности образования Системно-деятельностный подход – основа определения требований к результатам образования Системно-деятельностный подход – основа определения требований к результатам образования Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра Воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов Воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов Новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д. Новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.
10 Современное содержание образования не может ограничиваться перечнем требований к предметным знаниям, учениям и навыкам. Оно должно охватить все основные компоненты социализации: Систему духовно-нравственных ценностей Систему научных представлений о природе, обществе и человеке Систему универсальных учебных действий
12 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Начальная школа: преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю
14 В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию презентацию информации Рефлексию способа деятельности Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию презентацию информации Рефлексию способа деятельности Транслирует информацию Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся
15 ФГОС общего образования Новая цель образования Новые средства обучения Новое содержание образования Новые технологии обучения Новые требования к подготовке учителя Новое целеполагание для учителей и обучающихся
16 Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности Педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде Личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями Квалифицированный пользователь ИКТ
17 Тс К структуре основных образовательных программ Тр К результатам Освоения основных образовательных программ Ту К условиям реализации основных образовательных программ Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов
18 18 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как совокупность трех систем требований
19 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: вн утренняя п озиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы
20 20 Требования к структуре основной образовательной программы Зафиксированы требования к: количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года ( часов) содержанию каждого из разделов соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени) организации внеурочной деятельности
21 Требования к структуре основной образовательной программы ТРЕБОВАНИЯ Планируемыерезультаты Программаформиро-ваниякультурыздоровогоибезопасногообразажизни Базисныйучебныйплан Программаформиро-ванияУУД Программадуховно-нравственногоразвитияивоспитания Программыпопредметам ПрограммакоррекционнойработыСистемаоценки
23 Алгоритм введения ФГОС общего образования в школе, муниципалитете Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы (школ муниципалитета) и органов управления программой введения ФГОС Этап 2: определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы (муниципальной системы школьного образования), необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.
24 Этап 4: разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы (школ муниципалитета) Этап 5: реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения (школах муниципалитета) Этап 3: разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы (школ муниципальной системы образования)
25 Метод анализа и определения необходимых изменений _ Существующие и реализуемые результаты образования Существующий процесс образования: содержание и технологии Существующие ресурсы: кадровые, учебники, программы, оборудование кабинетов Требования ФГОС к планируемым результатам Требования ФГОС к процессу образования: содержание и технологии Требования ФГОС к ресурсам: кадровым, учебникам, программы, оборудование кабинетов _ _
26 Комплексный проект региона включает школьные, муниципальные и региональные проекты. Комплексный проект региона региональный проектмуниципальные проектышкольные проекты Школьный, муниципальный, региональный проекты включают единичные проекты осуществления отдельных изменений, приводящих существующую систему образования в соответствующую требованиям ФГОС. школьный проектмуниципальный проектрегиональный проект единичные проекты Структура комплексного школьного, муниципального, регионального проекта: полный состав взаимосвязанных единичных проектов.
27 Задача: согласованность работ по подготовке и реализации комплексных и входящих в них единичных проектов управления процессом введения ФГОС на всех уровнях: школьном, муниципальном, региональном. Обеспечивается: качеством скоординированности всех взаимосвязанных видов работ; контролем разработки и реализации школьных, муниципальных и региональных проектов; единой муниципально-региональной- федеральной системой мониторинга процесса введения ФГОС.
28 Структура комплексного школьного, муниципального, регионального проекта введения ФГОС НО 1.Аналитическое основание, содержащее перечень изменений, которые нужно произвести в планируемых результатах образования (целях), содержании образования, технологиях, ресурсах для обеспечения введения ФГОС 2.Планируемые результаты (цели) реализации комплексного проекта введения ФГОС 3.Перечень единичных проектов 4.Содержание и планы реализации единичных проектов 5.План - график реализации комплексного проекта 6.График контроля за реализацией комплексного и входящих в него единичных проектов введения ФГОС
29 План-график и организационный механизм реализации комплексного проекта введения ФГОС НО в регионе Полный перечень единичных проектов введения ФГОС НО График и оргмеханизм реализации работ на школьноммуниципальномрегиональном уровнях управления введением ФГОС НО Проект 1 Содержание работ Сроки разработки и реализации. Руководитель проекта Содержание работ Сроки разработки и реализации. Руководитель проекта Содержание работ Сроки разработки и реализации. Руководитель проекта Проект 2 Содержание работ Сроки разработки и реализации. Руководитель проекта Содержание работ Сроки разработки и реализации. Руководитель проекта Содержание работ Сроки разработки и реализации. Руководитель проекта Проект N
30 Разработать план-график по обеспечению введения ФГОС на муниципальном уровне, уровне ОУ, включая: - нормативно-правовые условия, - мероприятия по подготовке кадров, - финансовые механизмы и источники финансирования, - организационно-методические мероприятия, - материально-техническое обеспечение, - координационные и информационные мероприятия
32 Блок-схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы 1.Анализ целей образования Результаты анализа: определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей и планируемых результатах по предметам В школеНа муниципальном и региональном уровнях управления Перечень целей, которые не обеспечены ресурсами: ранее не ставились; ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ; ранее ставились, но требуют корректировки. Перечень целей, которые не обеспечены ресурсами: ранее не ставились; ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ; ранее ставились, но требуют корректировки. с указанием или количества школ в муниципалитете; с указанием количества школ в каждом из муниципалитетов региона.
33 2.Анализ школьных учебных планов Результаты анализа: определение необходимых изменений в учебных планах школы В школеНа муниципальном и региональном уровнях управления Перечень изменений, которые нужно внести в состав предметов по образовательным областям школьного учебного плана; в компонент учебного плана, формируемый школой; в количество часов, которые отводится на изучение предметов; в организацию учебного процесса в течение учебного года; в содержание воспитывающей деятельности и методы ее организации Количество () школ в муниципалитете или по муниципалитетам в регионе, учебные планы которых будут меняться (предметы и часы)
34 3.Анализ учебных программ и учебников Результаты анализа: определение необходимых изменений в используемых программах и учебниках по предметам и для осуществления воспитательной работы. В школеНа муниципальном и региональном уровнях управления 1.Перечень программ по предметам, которые могут быть использованы без изменения; нуждаются в коррекции, с указанием тех тем, которые должны быть откорректированы; перечень программ по предметам, которые нужно разработать заново. 2.Перечень предметов, учебники по которым нужно заменить. Предметы с указанием количества школ, в которых нужны изменения в прежних программах их преподавания: частичная корректировка полная замена на новые программы Перечень изменений, которые требуется внести в программы преподавания предметов и в программы воспитательной работы школ с указанием количества () школ в муниципалитете или по муниципалитетам в регионе.
35 4.Анализ технологий Результаты анализа: определение необходимых изменений в технологиях. В школеНа муниципальном и региональном уровнях управления Перечень технологий и форм обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе; технологий и форм обучения, которые не отвечают требованиям стандарта и нуждаются в замене; новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей. Перечень новых технологий, которые сохранятся как соответствующие требованиям ФГОС с указанием или количества школ в муниципалитете и по муниципалитетам в регионе должны будут внедрены в школах с указанием или количества школ в муниципалитете и по муниципалитетам в регионе.
36 5.Анализ способов контроля и оценки планируемых результатов обучения Результаты анализа: определение необходимых изменений в способах контроля результатов образования В школеНа муниципальном и региональном уровнях управления Перечень: способов и организационных механизмов контроля и оценки планируемых результатов образования, включаемых в новую систему без изменений; способов и организационных механизмов контроля и оценки планируемых результатов образования, требующих корректировки. Перечень школ, их количество в муниципалитете и по муниципалитетам в регионе в которых способы и организационные механизмы контроля и оценки планируемых результатов образования будут меняться
37 6.Анализ ресурсов для реализации ФГОС Определяется по каким вопросам требуется обучать кадры каких учебников и др. учебной литературы недостает в школьной библиотеке какого оборудования в кабинетах не хватает для введения ФГОС Результаты анализа В школеНа муниципальном и региональном уровнях управления Перечни тем курсов для повышения квалификации кадров учебников, наименований литературных изданий видов учебного оборудования 1.Перечень новых учебников, требуемых школам с указанием школ и количества учебников в муниципалитете и по муниципалитетам в регионе 2.Перечень видов оборудования для учебных кабинетов с указанием его количества и школ 3.Перечень вопросов, по которым нужна подготовка кадров с указанием их количества по предметам и школам в муниципалитете и по муниципалитетам в регионе
38 Переход на стандарт Переход на стандарт От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни. В школе должны быть созданы кадровые, материально- технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности
39 Федеральный уровень Региональный уровень Институциональный уровень Разработка примерной ООП Разработка плана-графика введения ФГОС и подготовка инструктивно-методического письма о порядке введения ФГОС Внесение изменений в порядок проведения экспертизы учебников и административный регламент по утверждению федеральных перечней учебников и утверждение федерального перечня учебников под стандарт Разработка федеральных требований в части охраны и укрепления здоровья обучающихся Участие в разработке на основе стандарта примерной ООП в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей Разработка и утверждение плана- графика введения стандарта в субъекте РФ Установление при необходимости для ОУ, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников Разработка и утверждение на основе примерной ООП основной ООП ОУ. Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям стандарта Разработка и утверждение плана- графика введения стандарта в ОУ Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии со стандартом
40 Федеральный уровень Региональный уровень Институциональный уровень Разработка методических рекомендаций, обеспечивающих введение стандарта: внесение изменений в методику формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования внесение изменений в методику формирования системы оплаты и стимулирования труда в образовательных учреждениях. Подготовка нормативных правовых актов (представительного или исполнительного органа власти региона), определяющих (устанавливающих): нормативное подушевое бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений, реализующих стандарт новую систему оплаты труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, реализующих стандарт. Разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.
41 Федеральный уровень Региональный уровень Институциональный уровень Обеспечение координации деятельности субъектов РФ по подготовке и введению стандарта Подготовка и проведение Всероссийских совещаний по вопросам введения стандарта Разработка методических рекомендаций по реализации принципов государственно- общественного характера управления образованием и расширению общественного участия в управлении образованием Включение всех субъектов РФ в общероссийский мониторинг по введению стандарта и организация проведения данного мониторинга Проведение Всероссийских научно-практических конференций по проблемам и результатам введения стандарта Создание органов, координирующих деятельность по подготовке к введению стандарта Создание консультационных пунктов (в т. ч. в дистанционном режиме) по введению стандарта Проведение региональных мероприятий по введению стандарта Координация взаимодействия УО и дополнительного образования детей по организации внеурочной деятельности Формирование регионального бюджета Создание региональной системы мониторинга результатов освоения ООП Обеспечение ОУ учебно- методической литературой под стандарт Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по введению стандарта Реализация моделей взаимодействия УО и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения стандарта Привлечение органов государственно-общественного управления ОУ к проектированию ООП ОУ
42 Федеральный уровень Региональный уровень Институциональный уровень Разработка рекомендаций по обновлению содержания повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы образования с учетом стандарта. Разработка примерных дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на повышение квалификации педагогов и руководителей ОУ по введению стандарта. Подготовка тьюторов, обеспечивающих повышение квалификации педагогических работников по введению стандарта. Обеспечение повышения квалификации всех учителей по введению стандарта и готовности руководителей ОУ к введению стандарта. Создание плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ в связи с введением стандарта. Разработка плана семинаров с ориентацией на проблемы введения стандарта. Приведение в соответствие с требованиями стандарта и новыми тарифно- квалификационными характеристиками должностных инструкции работников ОУ.
43 Федеральный уровень Региональный уровень Институциональный уровень Информирование общественности о ходе и результатах введения стандарта с использованием Интернет, педагогических и научно- методических периодических изданий, СМИ и др. Обеспечение деятельности сетевого комплекса информационного взаимодействия (СКИВ) как единой информационной среды, предназначенной для взаимодействия федерального органа координации введения стандарта с регионами Информирование общественности через СМИ о подготовке к введению и порядке перехода на стандарт Организация публичной отчетности ОУ региона о ходе и результатах введения стандарта Использование социальной рекламы для обеспечения участия общественности в проектировании ООП Организация изучения общественного мнения по вопросам введения стандарта и внесения возможных дополнений в содержание ООП ОУ Разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих: организацию и проведение публичного отчета ОУ
44 Федеральный уровень Региональный уровень Институциональный уровень Разработка федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса. Установление при необходимости для ОУ, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к ОУ в части строительных норм и правил, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры ОУ с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса.
45 Критерии готовности ОУ к введению cтандарта разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.) приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно- квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения
46 Критерии готовности ОУ к введению cтандарта определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей)
47 Критерии готовности ОУ к введению cтандарта разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно, по мере введения ФГОС начального общего образования) обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.