Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.sch130.ru
1 ЭТИКА - философская наука, предметом изучения которой являются мораль, нравственность. Впервые термин «этика» был употреблен Аристотелем, который разработал этику как особую науку о нравственных качествах личности. Этика исследует природу, внутреннюю структуру, происхождение и историческое развитие морали, ее место в системе других социальных институтов. Нравственность – свод неписанных правил, определяющих благонравное поведение человека. Она опирается на нравы – добровольное соглашение людей, которые пытаются соотнести свои чувства, стремления и действия с жизненными установками других людей, с интересом и достоинством всего общества НРАВСТВЕННОСТЬ Искусство РелигияПолитика Право
2 Мораль - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей; особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия система социальных норм, регулирующих поведение человека на основе представлений о добре, справедливости, правде и других нравственных категориях, а также особая форма общественного сознания (моральное сознание) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, регулирующие действия людей в обществе с помощью норм; это признанные, а не закрепленные законодательно нормы.
3 «Золотое правило морали» ( 1 тыс. до н.э.) «Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам» - древнеассирийское поучение (VII в. до н.э.) Китайский философ Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Будда гласит: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам». Нагорная проповедь Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». В Сунне, мусульманском предании о жизни и деятельности пророка Мухаммада: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай». Категорический императив Канта: «Поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» «Золотое правило» - это очень древняя мудрость, оно до сих пор остается труднодостижимым идеалом.
4 РАЗВИТИЕ НОРМ МОРАЛИ ТАБУ ОБЫЧАЙ ТРАДИЦИИ МОРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА
7 ТРАДИЦИЯ Когда возникает Родовой строй Чем поддерживается Авторитет общественного мнения, почитаются обществом Развитие норм морали Сущность Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения Характер нормы Может быть образцом действия конкретных людей в определенных условиях или малой группы. Содержание осознается и разделяется группой
11 Особенности норм морали Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении Исполняются в силу внутренних побуждений, привычек Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. п.) Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости
13 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ теологическая (дарована Богом, в декалоге -10 заповедях) натуралистическая (мораль присуща человеку изначально и заложена в нем самой природой) социологическая (мораль связана с историческим развитием общества) культурологическая (элемент культуры, регулирующий поведение человека)
14 Главные категории морали совесть честь чувство собственного достоинства СОВЕСТЬ – этическая категория, выражающая ответственность человека за свои поступки перед самим собой. ЧЕСТЬ – это осознание индивидом своего общественного значения и признание этого значения со стороны общества. ДОСТОИНСТВО – самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения
15 Моральные требования и представления Правила (нормы поведения) Моральные качества Нравственные принципы Морально- психологичес- кие механизмы Высшие моральные ценнности Позитивные – «уважай старших» и негативные – (не убий», «не лги» доброжела- тельный, справедли- вый, мудрый и т.д. коллективизм- индивидуализм, эгоизм- альтруизм и т.д. долг, совесть, стыд, честь смысл жизни, свобода, счастье, справедли- вость Структура морали Нравственные взгляды Традиции и идеалы ПринципыНормы и категории Главная особенность морали – ее всеохватность. Она регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни – в быту, в труде, в политике, в науке и искусстве, в личных, семейных и др. отношениях
17 МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ - основные фундаментальные представления о должном поведении человека, на которых базируются нравственные нормы
18 МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ - конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе
19 НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ - целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым
20 ФУНКЦИИ МОРАЛИ РегулятивнаяРегулирование поведение человека во всех сферах жизни Ценностно- ориентационная Утверждение человеческого в человеке, стремление человека к самосовершенствованию МотивационнаяФормирование нравственного облика личности. Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что- то сделать или наоборот. Конститутивная ( от лат. утвердившийся, установленный) Принципы нравственности – высшие главенствую- щие над всеми другими формами регуляции поведе- ния людей. Безнравственность недопустима нигде. КоординационнаяОбеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в разнообразных обстоятельствах. Соблюдение единых и всеобщих нравственных принципов делает поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей
22 Функции морали 1. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм- ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм- рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет). 2. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения..
23 3. Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения. 4. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения. 5. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
24 6. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности. 7. Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.
25 НРАВСТВЕНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общения Задача: достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали
26 СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ: культура этического мышления (умение различать добро и зло, применять нравственные нормы к ситуациям); культура чувств (способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность норм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведения в обществе)
27 ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ НКЛ «золотое правило» нравственности – «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» (правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, устанавливает равенство между людьми); моральная автономия личности (личность самостоятельно осуществляет выбор принципов и способов действий, несет ответственность за свой выбор перед собой и человечеством, принцип предполагает наличие у человека самоуважения, чувства собственного достоинства); гуманизм (человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека, принцип требует отказа от всех форм насилия)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.