Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемs2.docme.ru
1 Научно-исследовательская деятельность школьников
2 – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
3 Научно-исследовательская деятельность школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике
4 Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ: Реферативные Экспериментальные Проектные Описательные Исследовательские
5 Алгоритм выполнения научно- исследовательской работы Диагностический этап Теоретический этап (этапы планирования) Теоретический этап (этапы планирования) Практический этап (этап выполнения) Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ)
6 Информационный ресурс Статья Жилиной Елены Владимировны «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по экологии»
7 Теоретический этап (этапы планирования) Важнейшими задачами данного этапа является анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, составление плана работы по теме исследования.
8 Теоретический этап включает следующие направления деятельности: Определение области исследования Область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
9 Теоретический этап включает следующие направления деятельности: Определение проблемы и темы исследования. Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска. Тема исследования – более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной.
10 Теоретический этап включает следующие направления деятельности: Выбор объекта и предмета исследования Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.
11 Теоретический этап включает следующие направления деятельности: Гипотеза исследования Гипотеза (основание, предположение) – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение.
12 Теоретический этап включает следующие направления деятельности: Формулировка цели и задач исследования. Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы. Обычно цель формулируют со слов: - доказать - обосновать - разработать - объяснить - определить - установить Из поставленной цели вытекают задачи исследования. Задача исследования – выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.) - выявить - определить - установить - изучить
13 Теоретический этап включает следующие направления деятельности: Отбор методов исследования Метод исследования – это способ достижения цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические(сравнение, моделирование, классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью).
14 Теоретический этап включает следующие направления деятельности: Составление плана исследования. Поиск и отбор информации по теме исследования.
15 Практический этап (этап выполнения) На данном этапе ребята выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют научно- исследовательскую работу. Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта и помощника.
16 Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ) На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования, презентации для защиты научно- исследовательской работы.
17 Реферативные – работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте.
18 Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративные характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
19 Проектные – творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
20 Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого–либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования.
21 Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
22 Диагностический этап Целью диагностического этапа технологической цепочки по выполнению научно-исследовательской работы является найти ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования, психолого-педагогическую диагностику. На диагностическом этапе – целесообразно провести исследование релевантных условий образовательной среды ребенка (релевантность - уместность). Релевантные условия – это условия, которые создаются в той образовательной среде, где вы работаете и интенсивно используются учителем для организации исследовательской деятельности ученика. Прежде чем приступить к выполнению творческой работы нужно изучить уровень соматического, психологического и социального здоровья школьника, чтобы исследовательская деятельность не навредила здоровью ребенка. Изучение релевантных условий можно провести через медицинскую диагностику (выявить уровень физического здоровья, наличие хронических заболеваний и т.д.), психологическую диагностику (тип темперамента, изучение уровня тревожности, изучение особенностей адаптации к новым условиям и т.д.), педагогическую диагностику (уровень интеллектуального развития, развитие знаний, умений, навыков).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.