Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемs16-zeldol.ucoz.ru
1 Проектная деятельность на уроках географии Работу выполнила учитель географии Работу выполнила учитель географии I кв. категории I кв. категории СОШ 16 СОШ 16 Галиуллина А.И. Галиуллина А.И.
2 Цель исследования: Цель исследования: Определить насколько применение метода проектов повысит эффективность и качество процесса обучения, научит учащихся работать и мыслить самостоятельно, повысит интерес к предмету, разовьет творческую активность детей, их коммуникативные способности, умения планировать работу, доводить ее до конца. Определить насколько применение метода проектов повысит эффективность и качество процесса обучения, научит учащихся работать и мыслить самостоятельно, повысит интерес к предмету, разовьет творческую активность детей, их коммуникативные способности, умения планировать работу, доводить ее до конца. Объект исследования: Объект исследования: процесс преподавания школьного курса географии. процесс преподавания школьного курса географии. Предмет исследования: Предмет исследования: использование проектной технологии в преподавании географии. использование проектной технологии в преподавании географии.
3 Задачи исследования 1. Изучить педагогическую и методическую литературу о методе проектов. 2. Отобрать и структурировать педагогические приемы проектной деятельности. 3. Разработать примерную тематику проектов для разных курсов географии. 4. Внедрить этот метод в процесс преподавания географии. 5. Проанализировать и обобщить результаты использования метода проектов в учебном процессе. 6. Наметить задачи для последующей работы по данному методу. 1. Изучить педагогическую и методическую литературу о методе проектов. 2. Отобрать и структурировать педагогические приемы проектной деятельности. 3. Разработать примерную тематику проектов для разных курсов географии. 4. Внедрить этот метод в процесс преподавания географии. 5. Проанализировать и обобщить результаты использования метода проектов в учебном процессе. 6. Наметить задачи для последующей работы по данному методу.
4 Актуальность применения проектной технологии в преподавании географии Проектная технология дает возможность: Реализовать деятельностный поход в обучении географии Реализовать деятельностный поход в обучении географии Решить проблему сокращения часов на изучение географии Решить проблему сокращения часов на изучение географии Формирования у школьников информационной компетентности Формирования у школьников информационной компетентности Овладения школьниками методами географического прогнозирования Овладения школьниками методами географического прогнозирования Участия школьников в общественных экспертизах Участия школьников в общественных экспертизах
5 История вопроса Возник во второй половине XIX в. в США как метод проблем, авторы - Дж.Дьюи, В.Х.Килпатрик. Возник во второй половине XIX в. в США как метод проблем, авторы - Дж.Дьюи, В.Х.Килпатрик. В 20-х гг. XX века получил распространение в советской школе. Широко стал применяться лишь 90-е годы XX века в связи с модернизацией географического образования. В 20-х гг. XX века получил распространение в советской школе. Широко стал применяться лишь 90-е годы XX века в связи с модернизацией географического образования.
6 Что понимается под методом проектов. «Проект» (от лат. projectus, брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план ( Современный словарь иностранных слов ); «Проект» (от лат. projectus, брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план ( Современный словарь иностранных слов ); «Проект» означает план, предположение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технических документов ( Педагогический словарь ); «Проект» означает план, предположение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технических документов ( Педагогический словарь ); Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности». ( Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»). Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности». ( Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»).
7 Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов Самостоятельная деятельность учащихся Самостоятельная деятельность учащихся Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов) Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов) Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: 1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); 2. выдвижение гипотез их решения; 3. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); 4. обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.). 5. сбор, систематизация и анализ полученных данных; 6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация; 7. выводы, выдвижение новых проблем исследования.
8 Типология проектов Краеведческий проект «Мой город» По содержанию: По содержанию:Экологические, физико- географические, социально- экономические, комплексные,краеведческие, историко- географические
9 Типология проектов По способу преобладающей деятельности: По способу преобладающей деятельности:познавательные,творческие,игровые, практико- ориентированные, исследовательские Исследовательский проект «Чистую воду – в каждый дом» Исследовательский проект «Чистую воду – в каждый дом»
10 Типология проектов По уровню интеграции: По уровню интеграции: Монопредметные (выполняются на материале географии) Монопредметные (выполняются на материале географии) Межпредметные(учитыва ющие содержание нескольких предметов по смежной тематике) Межпредметные(учитыва ющие содержание нескольких предметов по смежной тематике) Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу) Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу) Монопредметный проект Монопредметный проект «Природные ресурсы мира»
11 Типология проектов По продолжительности выполнения проекта По продолжительности выполнения проекта Средней продолжительности Долгосрочные По включенность проектов в тематический план По включенность проектов в тематический планТекущиеИтоговые По количеству участников проекта По количеству участников проектаИндивидуальные,групповые,
12 Этапы работы над проектом Первый этап проектного цикла – ценностно- ориентированный, включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности учащимися, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта Первый этап проектного цикла – ценностно- ориентированный, включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности учащимися, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта Второй этап – конструктивный, включающий собственно проектирование. На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы ( из 4-5 чел.) или индивидуально осуществляют проектную деятельность: составляют план. Собирают информацию по проекту, выбирают форму реализации проекта Второй этап – конструктивный, включающий собственно проектирование. На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы ( из 4-5 чел.) или индивидуально осуществляют проектную деятельность: составляют план. Собирают информацию по проекту, выбирают форму реализации проекта Третий этап – оценочно – рефлексивный. Его основу составляет самооценка деятельности учащихся Третий этап – оценочно – рефлексивный. Его основу составляет самооценка деятельности учащихся Четвертый этап – презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация – результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы Четвертый этап – презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация – результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы
13 . Параметры внешней оценки проекта: Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте); коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте); характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проведенного проекта; эстетика оформления результатов проведенного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы. умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
14 Примерная тематика проектов по географии В 6 классе чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. Например, «Путешествие в глубь Земли», «Путешествие на воздушном шаре», «Природа – учебный географический класс», « В поисках затонувшего корабля», «Войди в природу другом», «По следам великих путешественников» и т. д. В 6 классе чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. Например, «Путешествие в глубь Земли», «Путешествие на воздушном шаре», «Природа – учебный географический класс», « В поисках затонувшего корабля», «Войди в природу другом», «По следам великих путешественников» и т. д. В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например, «Удивительная Африка», «Страна «Наоборот», «Репотаж из джунглей», «По следам Ливингстона» и т.д. В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например, «Удивительная Африка», «Страна «Наоборот», «Репотаж из джунглей», «По следам Ливингстона» и т.д. В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, «Памятники всемирного культурного наследия на территории России», «Создание экологической карты области», «Этнические традиции народов Поволжья» и др. В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, «Памятники всемирного культурного наследия на территории России», «Создание экологической карты области», «Этнические традиции народов Поволжья» и др. В 10 классе тематика проектов очень обширная. Например, «Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем современности», «Проектирование города XXI века» В 10 классе тематика проектов очень обширная. Например, «Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем современности», «Проектирование города XXI века»
15 Проект телепередачи «История географических открытий» I этап. Индивидуальные задания I этап. Индивидуальные задания Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения. Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения. Как изменялись представления человека о Земле. Эпоха великих географических открытий. Открытие морского пути в Индию. Васко да Гама. Открытия Нового Света: экспедиции Христофора Колумба, Америго Веспуччи, Фернана Магеллана. Петр I. «Там, где Азия сошлась с Америкой». Путешествие Витуса Беринга. Научные экспедиции XVIII-XX вв. II этап. Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям II этап. Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям III этап. Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов. III этап. Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов. IV этап. Игра – «телепередача» IV этап. Игра – «телепередача»
16 Проект "Природные зоны в жизни людей" I этап. Индивидуальные задания I этап. Индивидуальные задания Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения по темам: Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения по темам: Учение о природных зонах Учение о природных зонах «Безмолвная» Арктика и «чуткая» Субарктика» «Безмолвная» Арктика и «чуткая» Субарктика» «Таежная зона» «Таежная зона» Зона смешанных и широколиственных лесов Зона смешанных и широколиственных лесов Лесостепи и степи Лесостепи и степи Полупустыни, пустыни, субтропики Полупустыни, пустыни, субтропики «Многоэтажность» природы гор «Многоэтажность» природы гор II этап. Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям II этап. Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям III этап. Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов. III этап. Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов. IV этап. Презентация проектов IV этап. Презентация проектов
17 Результативность Повысился интерес к предмету Повысился интерес к предмету Ежегодно новые учащиеся включаются в поисковую деятельность. Ежегодно новые учащиеся включаются в поисковую деятельность. Увеличился объем знаний, приобретаемых и контролируемых самостоятельно. Увеличился объем знаний, приобретаемых и контролируемых самостоятельно. Качество обучения повысилось до %. Качество обучения повысилось до %. Повысилась самооценка учащихся участвующих в проектах Повысилась самооценка учащихся участвующих в проектах Не всех удается вовлечь в проектную деятельность Не всех удается вовлечь в проектную деятельность
18 Правила успешной проектной деятельности (для учащихся) В команде нет лидеров. Все члены команды равны. В команде нет лидеров. Все члены команды равны. Команды не соревнуются. Команды не соревнуются. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых спящих партнеров. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых спящих партнеров. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. Каждая группа, участвующая в проекте, получает План действий учащихся в проекте. Каждая группа, участвующая в проекте, получает План действий учащихся в проекте.
19 План действий учащихся в проекте Выбор темы проекта (исследования). Выбор темы проекта (исследования). Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы). Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы). Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы). Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы). Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага). Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага). Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага). Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага). Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат). Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат). Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой). Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой). Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.