Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемcipv.ru
1 Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент воспитания и социализации детей Профилактика ВИЧ-инфекции и формирование здорового образа жизни в образовательной среде Гериш Андрей Анатольевич, кандидат медицинских наук
2 2 В настоящее время эпидемия, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в России представляет собой сложное социальное, медицинское, психологическое явление, которое отличается динамичностью, нарастающими негативными социально-экономическими последствиями и сочетает в себе признаки чрезвычайной ситуации и долговременной проблемы. В Российской Федерации на зарегистрировано ВИЧ-инфицированных, из них 5231 детей в возрасте до 15 лет. ВИЧ!!!ВИЧ!!! По предварительным данным, за период 2 месяца 2011 года выявлен 6181 новый случай ВИЧ-инфекции (на 27,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года случая). В том числе зарегистрировано 3260 ВИЧ- инфицированных в возрасте лет.
3 3 Ведущим путем распространения ВИЧ остается внутривенное употребление наркотиков (инфицирование при парентеральном употреблении наркотиков в 2010 г. составляет в среднем 59,2 % (2009 год – 61,1%), однако в последние годы прослеживается отчетливая тенденция роста передачи ВИЧ-инфекции от уязвимых групп основному населению половым путем. В связи с этим значительно возросла доля женщин среди ВИЧ-инфицированных и соответственно – количество детей, родившихся у ВИЧ-позитивных родителей.
4 4 Несмотря на успехи в профилактике передачи ВИЧ от матери ребенку, отмечается устойчивый рост числа ВИЧ- инфицированных детей, проживающих как в семьях, так и в домах ребенка и детских домах и посещающих образовательные учреждения. Профилактика распространения ВИЧ-инфекции среди детей и молодежи является важным направлением деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, органов управления образованием регионального и муниципального уровней, образовательных учреждений всех типов и видов.
5 5 В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1995 г. 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» ВИЧ-инфицированные граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами. В соответствии со статьей 17 указанного закона не допускается отказ в приеме в образовательные учреждения, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных и их семей на основании наличия у них ВИЧ-инфекции. Нарушение данной нормы закона влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.
6 6 Вопросы формирования толерантного отношения к ВИЧ-позитивным детям и членам их семей выступают отдельным направлением деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. Задача системы образования – обеспечить беспрепятственный доступ к образованию детей с ВИЧ/СПИДом и детей ВИЧ-инфицированных родителей. Помимо формального соблюдения законодательства, в образовательных учреждениях ведется масштабная просветительская, разъяснительная работа – с педагогическим коллективом, родителями, детьми. Это касается и дошкольных, и общеобразовательных учреждений, и учреждений интернатного типа; и детей, имеющих родителей, и детей, лишенных родительского попечения.
7 7 Обязательным условием решения проблемы является комплексный подход в организации профилактической работы на всех уровнях, включая эффективное межведомственное взаимодействие. Наши основные союзники: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Средства массовой информации Гражданское общество
8 8 В соответствии с Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» государство гарантирует включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по профилактике социально опасных заболеваний, нравственному и половому воспитанию. Разделы о профилактике ВИЧ/СПИДа и репродуктивном здоровье как составляющей части здоровья человека и общества, включены в действующие федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и примерные программы общего образования по учебным предметам «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура».
9 9 В настоящее время завершается разработка «нового поколения» федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В структуру основной образовательной программы федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в 2009 году, включен раздел «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», который направлен на формирование знаний о негативных факторах риска для здоровья детей, становление навыков противостояния вовлечению обучающихся в рискованные формы поведения. В основную образовательную программу федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в 2010 году, включена программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, направленная в том числе на профилактику социально значимых заболеваний. Указанные разделы включены в проект федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования.
10 10 Совместно с Роспотребнадзором Минобрнауки России разработана Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде. Базовые принципы Концепции подразумевают формирование у детей и молодежи ценностей семейной жизни, здорового образа жизни, законопослушности, уважения к личности, государству, окружающей среде. Принятие этих ценностей и норм поведения является одним из основных морально- этических барьеров инфицирования ВИЧ и, как следствие, сдерживания эпидемии ВИЧ- инфекции.
11 11 При реализации профилактических программ широко используются активные формы обучения: дискуссии, рассмотрение конкретных ситуаций, ролевые и деловые игры, тренинги и др. Целевыми группами, на которые призваны воздействовать профилактические программы, являются в большей части обучающиеся, и в меньшей степени педагоги и родители. Продолжительность реализуемых в образовательных учреждениях программ варьирует в значительных пределах - от 1,5 до 144 часов.
12 12 Не менее важное направление профилактической работы подготовка педагогических кадров по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. С 2004 года на базе ведущих учреждений, обеспечивающих повышение квалификации работников образования по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами, в каждом федеральном округе страны проводится обучение работников образовательных учреждений, занимающихся профилактикой ВИЧ-инфекции. Для этого разработаны и реализуются программы обучения по указанной проблематике для студентов педагогических вузов и слушателей институтов повышения квалификации работников образования.
13 13 К основным направлениям профилактической деятельности образовательных учреждений также относится работа с родителями. В некоторых регионах встречается такая форма работы, как совместное обучение педагогов, обучающихся и их родителей, показавшая свою эффективность. Эта работа осуществляется в виде лекториев, тренингов, консультирования.
14 14 Основные трудности: Анализ деятельности образовательных учреждений за годы в области профилактики ВИЧ-инфекции и других социально значимых заболеваний показал, что сохраняется востребованность образовательных программ, ориентированных на специалистов, обучающихся и их родителей. Несмотря на большое количество проводимых в стране мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ- инфекции, охват молодежи профилактическими программами явно недостаточный. В школах мало специалистов, способных организовать данную деятельность; педагоги зачастую сами не ориентируются в этой проблеме, не видят возможностей включения профилактических дидактических единиц в учебные предметы, к профилактической деятельности недостаточно привлекаются родители.
15 15 Основные трудности: Многие существующие программы ВИЧ-профилактики в образовательных учреждениях РФ в последнее время все чаще и чаще подвергаются сомнению и вызывают большое количество споров. Развернувшиеся вокруг профилактики ВИЧ-инфекции дискуссии касаются, прежде всего, форм подачи материала обучающимся и непосредственно деятельности волонтеров из «групп риска». В числе оппонентов выступают как педагоги, так и родители учащихся. Существует необходимость повышения уровня знаний родителей в медицинских аспектах проблемы, в вопросах полового воспитания, развития их заинтересованности и направленности на сохранение репродуктивного здоровья подростков и молодежи, профилактику ВИЧ и других инфекций, передаваемых половым путем.
16 16 Вышесказанное актуализирует необходимость продолжения работ в части: организации обучения специалистов; активного вовлечения родителей в волонтерскую деятельность в области профилактики ВИЧ; разработки методических материалов и проведения серии мероприятий для педагогов, обучающихся и их родителей; привлечения внимания федеральных и региональных органов власти к вопросам организации профилактической деятельности; выстраивания системы взаимодействия всех структур, осуществляющих профилактическую деятельность; а также привлечения дополнительных финансовых средств.
17 17 Спасибо за внимание! Гериш А.А., заместитель начальника отдела, Департамент воспитания и социализации детей, Министерство образования и науки РФ, Тел. (499) ,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.