Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемrehaut-project.org
1 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева Ключевые задачи проекта «Реформа высшего образования по биотехнологии: разработка и усовершенствование стандартов и учебных планов по подготовке бакалавров и магистров» и их решение при взаимодействии с учебно-методическим объединением по биотехнологии Кузнецов А.Е., Панфилов В.И.
2 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева 1. Проект нового образовательного стандарта (2014 г.) 2. Анализ спектра подготовки биотехнологов в РФ 3. Согласовать ключевые профили подготовки 4. Сформулировать приоритетные компетенции по профилям подготовки 5. Формирование образовательных модулей 6. Определение минимальных требований к содержанию базовых курсов, базовых образовательных модулей 7. Определение минимальных требований к усвоению материала предмета 8. Отработка различных методов оценки и контроля 9. Разработка примеров бакалаврских и магистерских образовательных программ 10. Разработка требований к поступлению из бакалавриата в магистратуру 11. Выявление наиболее удобных и эффективных для образования форм мобильностей 12. Апробация различных образовательных траекторий 13. Отработка систем дистанционных курсов, дистанционного образования 14. Апробация подготовки в рамках программ двойных дипломов Ближайшие задачи реформирования биотехнологического образования в России с точки зрения Болонского процесса Направление подготовки Квалификация бакалавр, магистр
3 Алгоритм разработки профессионального стандарта (образовательной программы) 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ Важно показать концептуальные рамки, которые говорят об обоснованности и своеобразии данного направления подготовки, профиля, специальности. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО УРОВНЯ (бакалавр, магистр), УРОВНЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ (базовый, промежуточный, повышенный и специализированный). 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОФИЛЕЙ. 4. ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ И ПЕРЕВОД В ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ дескрипторы уровня универсальные компетенции предметно-специализированные компетенции Правильно определив результаты обучения, можно для требуемого уровня квалификации установить стандарты теоретического и/или экспериментального знания, академических и предметно-специализированных навыков, а также универсальных компетенций, общих и переносимых навыков. Компетенции должны быть приобретены, а результаты обучения достигнуты. Присуждение степени невозможно, если не было продемонстрировано достижение всех результатов. Результаты обучения не должны иметь чрезмерно предписывающий характер и ограничивать творческие возможности и проницательность учащихся, не должны переполнять учебную программу и тем самым создать недопустимую нагрузку на учащихся. Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
4 5. ПЕРЕВОД В УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ: формирование содержания (знание, понимание, навыки) построение структуры, распределение кредитов (курсовые единицы, дисциплины, модули и кредиты, наполнение по семестрам, годам), распределение кредитов по видам деятельности (таким, например, как диссертационная работа, экзамены и т.д.), предусмотренных квалификацией. Важно после формулирования желательных результатов обучения определить, сколько времени необходимо для достижения каждого из этих результатов; подсчеты основываются на оценке того, что может сделать типичный студент за определенный период времени. Необходим разумный компромисс в том, что касается уровня знаний и навыков, как они сформулированы в результатах обучения, и имеющимся объемом времени. Кредиты можно подразделить на несколько категорий: кредиты, относящиеся к обязательным «базовым» курсам, вспомогательным курсам, дополнительным курсовым единицам и т.д. 6. ПОДХОДЫ К: преподаванию обучению Важно не предписывать подходы к преподаванию, обучению или оценке. 7. ПРОВЕРКА, ВСЕ ЛИ УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛНОСТЬЮ ОХВАЧЕНЫ КУРСОВЫМИ ЕДИНИЦАМИ Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
5 В последующем на этапах релизации: ПЕРЕВОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНИВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОГРАММЫ Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
6 Формирование профилей – не на основе дисциплин, деления на области биотехнологии, а на основе ключевых общих и специфических компетенций! Профили и программы Профиль может базироваться на расширении и углублении: - вертикального знания (специализация предметной области), - горизонтального знания (дополнительные смежные предметные области), - разнообразных знаний (дополнительные несмежные предметные области) Профиль (специальность) – конкретная направленность специальности (образовательной программы), состав содержания подготовки, объем знаний и навыков. Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
7 Бакалавр – должен быть широкий профиль, некоторая автономность от конкретной магистерской специализации. Базовые знания, формирование основных навыков решения стандартных, достаточно простых и типичных технических задач. Магистр – специализированные профили Углубленные специальные знания в более узкой сфере, формирование еще более высокого уровня умений и навыков в исследованиях. Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
8 Профили подготовки бакалавров в РФ Магистерские основные образовательные программы в РФ Биотехнология Пищевая биотехнология Молекулярная и клеточная биотехнология (специализация ) Промышленная биотехнология и биоинженерия (специализация ) Агробиотехнология Медицинская биотехнология Экобиотехнология (специализация ) Пищевая биотехнология Перечень профилей и ООП подготовки биотехнологов (бакалавров и магистров) в вузах РФ, предложенных участниками проекта Темпус из перечня, рассмотренного на Совещании в Казани 3-5 марта 2011 г. Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
9 Профили подготовки бакалавров в РФ Магистерские программы в РФ Фундаментальная биотехнология Промышленная биотехнология Агробиотехнология Медицинская биотехнология Экобиотехнология Бионанотехнология Биотехнологические производства Технология получения биологически активных веществ Биотехнология лекарственных препаратов Биотехнология (биофармацевтические препараты и биоматериалы) Фундаментальная биотехнология Бионанотехнология Биотехнология генетической инженерии Фармацевтическая биотехнология Биотехнология лекарственных препаратов Биотехнология биологически активных соединений Химия и технология диагностических и профилактических препаратов для животноводства и растениеводства Технология получения биологически активных веществ Химия и технология биологически активных веществ Прикладная биотехнология Промышленная биоинженерия Организация и управление биотехнологическим производством Биотехнология биополимеров Техническая биоэнергетика Химия и технология продуктов микробиологического синтеза и ферментов Биоконверсия растительного сырья Биотехнология переработки древесины Фитобиотехнология Химия и технология пищевых продуктов Совещание в Казани 3-5 марта 2011 г. Перечень прочих рассмотренных и предложенных профилей и ООП подготовки биотехнологов (бакалавров и магистров) в вузах РФ Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
10 Специализированные профили магистратуры и возможные модули Промышленная биотехнология и биоинженерия (модули: процессы и аппараты биотехнологии, проектирование биотехнологических производств, пищевая биотехнология, агробиотехнология, фармацевтическая биотехнология, экобиотехнология, биогеотехнология, аквабиотехнология, биоэнергетика, биоресурсы, инженерная энзимология, …) Молекулярная и клеточная биотехнология (модули: генетическая инженерия, белковая инженерия, клеточная инженерия, бионанотехнология, биоинформатика, молекулярный дизайн…) Агробиотехнология (модули: биотехнология в животноводстве, биотехнология в растениеводстве, биотехнология для ветеринарии, генетическая инженерия, клеточная инженерия,…) Медицинская биотехнология (модули: медицинская диагностика, фармакологическая биотехнология, иммунология, клеточная инженерия, биотехнология для ветеринарии, генетическая инженерия, …) Экологическая биотехнология (модули: процессы и аппараты биотехнологии, проектирование биотехнологических производств, экологическая микробиология, биогеотехнология, биоэнергетика, биоресурсы, …) Пищевая биотехнология (модули:…) Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
11 Возможные модули подготовки по биотехнологии (бакалавры) МодульДисциплинаОсновные партнеры по проекту Теоретические основы биотехнологии Промышленная биотехнология и биоинженерия Основы молекулярной, клеточной биологии и генной инженерии Химия биологически активных веществ (биоорганическая химия) – лекции Основы биохимии и молекулярной биологии – лекции и практикум Общая биология и микробиология – лекции и практикум Процессы и аппараты биотехнологии – лекции Основы проектирования и оборудование предприятий биотехнологической промышленности – лекции, курсовой проект Системы управления биотехнологическими процессами – лекции Методы культивирования микроорганизмов и клеток – лекции, практикум Методы выделения и очистки биологических веществ – лекции, практикум Биофизическая химия – лекции Введение в белковую, генетическую и клеточную биоинженерию – лекции Прикладная молекулярная биология – лекции Все вузы-партнеры РХТУ, МГУ, КГТУ, ИНМИ, UJEP РХТУ, МГУ, НГУ, ИМГ, ГГАУ, ГГМУ, GXP Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
12 Возможные модули подготовки по биотехнологии (магистры) МодульДисциплинаОсновные партнеры по проекту Экобиотехнология Агробиотехнология Медицинская биотехнология Молекулярная и клеточная биотехнология Биоинформатика Экологическая микробиология – лекции Теоретические основы экобиотехнологии – лекции Прикладная экобиотехнология – лекции, практикум Белковая инженерия Генетическая инженерия Клеточная биотехнология Методы молекулярно-генетических и молекулярно-биологических исследований – практикум Методы энзимологии – практикум Методы клеточной биологии – практикум РХТУ, МГУ, КГТУ, ИНМИ, UJEP ГГАУ, ЛСУ ГГМУ, НГУ РХТУ, МГУ, НГУ, ИМГ, ИНМИ, ГГАУ, ГГМУ UKOLD, GXP, НГУ, РХТУ, ИМГ Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
13 Проблемы Учитывать уровень сложности модулей Пересечение модулей Сроки обучения Возможность обучения по другим дисциплинам (курсовым единицам, модулям) во время периодов мобильности, стажировок Формы обучения, контроля, оценки (очная, заочная, дистанционная…) Что должен знать (какими компетенциями и уровнями компетенций владеть) студент, обучающийся по программе модуля Модульная структура Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
14 Накопление кредитов Модуль 1 вводный Модуль 2 вводный Модуль 1Б Модуль 2Б Модуль 3Б Модуль 1М Модуль 2М Модуль 3М Модуль 4М Кредиты введение Кредиты Бакалавриат ( ) Кредиты Магистратура ( ) Индивидуальная образовательная траектория 1 Индивидуальная образовательная траектория 2 Индивидуальная образовательная траектория 3 Компетенции на входе Компетенции промежуточные Компетенции на выходе Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
15 Анкетирование Виды анкет - для студентов, - для выпускников, - для преподавателей, членов УМО, - для работодателей: институты, предприятия, фирмы сферы обслуживания Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
16 Что мы хотим получить от анкетирования? При анкетировании работодателей Потребность в биотехнологах, распределение потребности по секторам работодалей и рынка. Потребность в программе на региональном/национальном/европейском уровне. Прогноз спроса на рынке труда. Нужны ли выпускники из других стран на региональном рынке труда. Базовые оклады, которые готовы платить выпускникам с разной квалификацией. Потребность в дистанционных формах обучения. Вопросы устройства быта. Описание и приоритетность знаний и практических навыков. Сформировать приоритеты специфических компетенций и определить жизненно важное «ядро» компетенций для предметной области. Компетенции, наиболее важные с точки зрения конечных результатов обучения, университетов, менталитета и т.п. для обучающихся из других регионов. Базовые и второстепенные курсы с учетом взаимосвязи и формирования специфической компетенции. Избыточные и недостаточные компетенции в рамках курсов. Список потенциальных профессий, где могут работать биотехнологи. Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
17 При анкетировании преподавателей (см. также анкету для работодателей) Что перестраивать в организации учебного процесса? Сформировать модули обучения по образовательным программам, профилям, ориентированные на конечный результат. Достаточно ли для реализации программы ресурсов (включая достаточность и качество как профессорско-преподавательского и административного состава, так и инфраструктурных, информационных ресурсов)? В каком учебном материале существует потребность? Есть ли возможности у преподавателей менять стиль преподавания, осваивать новые формы и методы обучения. Какие факторы принимаются во внимание в различных формах оценки – усердие, творческий анализ, развитие практических навыков и т.п. Предпочитаемые форматы лекций, семинаров («затылочный» метод, предварительное ознакомление с содержанием лекции через сеть и разъяснение ключевых вопросов на лекции и т.п.) Мобильность между профилями подготовки между вузами и внутри вуза. Как реализовать эту мобильность? Требования к вступительному (начальному) уровню потенциальных студентов. Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
18 При анкетировании студентов и выпускников (+ часть вопросов анкет для работодателей и преподавателей) Оценка реального времени, необходимого для выполнения данного модуля, и проверка соответствия расчетной (преподавателем) и реальной нагрузки. Какие формы оценки студенты предпочитают. Является ли профиль программы академически важным и интересным для студентов и профессорско-преподавательского состава? Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
19 Разработка web-сайта проекта Разработка страницы портала по проекту и электронного портала. Определение структуры и содержания сайта: - базы данных по учебным программам в странах ЕС, РФ, РБ, учебно-методическим материалам, методикам преподавания, лекционным курсам, практическим занятиям, тематикам дипломных работ; - тематические библиотеки; - базы данных по вузам, научно-образовательным центрам, учреждениям РАН, промышленным предприятиям, фирмам, другим организациям-работодателям; - материалы по курсовому и дипломному проектированию; - видеоматериалы (правила работы с микроорганизмами и др., практические занятия, лекции, доклады); - справочник типовых заданий; - справочник тестов; - публикации; - дистанционные курсы на базе moodle; - занятия, проводимые в интерактивной форме; - дистанционная лаборатория (на базе LabView); - статистика посещений на интернет-странице проекта; - интернет-форум и конференция по проблематике проекта в режиме онлайн; - … Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
20 Базовый вуз Направление «Биотехнология» Выбор профиля (вариативная часть в учебных планах вузов): - общая биотехнология, - пищевая биотехнология, - промышленная биотехнология и биоинженерия, - медицинская биотехнология, - агробиотехнология, - экобиотехнология, - бионанотехнология, - молекулярная и клеточная биотехнология … Банк данных по профи- лям вузов, учебным планам лекционным и практическим курсам, тематикам дипломных работ Организационно- хозяйственные вопросы: - размещение, - условия оплаты - время, сроки - досуг - отчетность Учебно-методические вопросы: - согласованность учебных планов - система взаимозачетов - база квалификационной или дипломной работы - участие в грантах - вузы, - НОЦ, - учреждения РАН, - пром. предприятия, - фирмы, - организации- работодатели Получение двойного, многостороннего или совместного диплома бакалавра, магистра Обучающийся Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
21 Головной сервер (координатор) Справочная информация Банк данных по профилям вузов, учебным планам лекционным и практическим курсам, тематикам дипломных работ Банк данных по вузам, НОЦ, учреждениям РАН, пром. предприятиям, фирмам, организациям- работодателям Учебно-методические материалы Банк данных по учебной и специальной литературе Лекционные материалы Базы данных Публикации Материалы по курсовому и дипломному проектированию Дистанционное обучение и контроль на базе moodle moodle.muctr.ru Дистанционная лаборатория (на базе LabView) Выбор профиля подготовки Локальные серверы (партнеры) Видеоматериалы (правила работы с микроорганизмами, практические занятия, лекции, доклады…) Дистанционное обучение Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
22 Структура изложения материалов учебников и учебных пособий - Профиль обучения, образовательная программа - Для какого квалификационного уровня предназначены - Для каких курсов, модулей предназначены - Какие результаты обучения, формируемые компетенции - Оценочные кредиты - Формы оценки и контроля - … Формируемая компетенция Текст (содержательная часть) Формы оценки и контроля, примеры заданий Вводная часть Структура содержания (изложения) материала Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
23 Предлагаемые к изданию учебно-методические материалы и учебные пособия Информационные материалы «Болонский процесс и задачи по реформированию биотехнологического образования» – РХТУ Методические материалы по разработке и реализации совместных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров в области биотехнологии и биоинженерии – РХТУ + партнеры Сборник на СD-диске с учебно-методическими материалами, образцами учебных планов, инструкций организации учебного процесса и экзаменов, госстандартами по бакалаврским и магистерским специальностям – РХТУ, UKOLD + … Руководство-описание проекта для презентаций – РХТУ, UKOLD + … Дидактическое руководство для преподавателей по современным технологиям обучения в области биотехнологий – UKOLD + … Учебный материал по технологиям дистанционной подготовки – UKOLD, РХТУ, НГУ, КГТУ - Методическое пособие – координирование проекта Темпус в России и в Евросоюзе (?) – РХТУ, UKOLD - Методическое пособие по использованию платформы Moodle (?) – РХТУ, UKOLD, КГТУ, НГУ - Другие отчетные материалы по проекту Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
24 Предлагаемые к изданию учебники и учебные пособия Учебники и учебные пособия - Начала биохимии. Курс лекций (учебное пособие) - РХТУ - Начала биохимии в рисунках и схемах (методическое пособие) - РХТУ - Функциональная биохимия. Курс лекций (учебное пособие) - РХТУ - Функциональная биохимия. Иллюстрации к курсу лекций (методическое пособие) - РХТУ - Основы биохимии - UJEP - Молекулярная микробиология - МГУ - Основы молекулярной биологии - НГУ - Биотехнология - НГУ - Молекулярные основы нанобиотехнологии - НГУ - Задачи и упражнения по молекулярной биологии - НГУ - Основы биотехнологии (на английском языке) - КГТУ - Техническая микробиология (на английском языке) - КГТУ - Биотестирование и биоиндикация техногенных и природных сред - КГТУ - Биохимические и биологические основы экобиотехнологических процессов - UJEP - Механизмы биодеградации контаминантов и технологии биовосстановления - UJEP - Англо-русский толковый словарь по биотехнологии и молекулярной генетике – ИМГ Другие отчетные материалы по проекту Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
25 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева Подготовка аналитического обзора по биотехнологическому образованию в США, в странах Евросоюза (Германия, Англия, Франция, Чехия, Литва), в Республике Беларусь, в Российской Федерации
26 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева Подготовка методического материала: - общие сведения о Болонской реформе - особенности систем образования и биотехнологического образования - ЕПВО - квалификационная структура - разработка профессиональных стандартов - профили подготовки - студентоцентрированный подход - компетенции - ECTS - модули - учебные планы - методы преподавания - оценка и контроль результатов обучения - трудоустройство - LLL - e-learning - мобильность - обеспечение качества - признание диплома, приложение к диплому - роль административных органов, - совместные степени и квалификации - социальное измерение - трансграничное образование - проблемы финансирования
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.