Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.ped-opyt.ru
1 Технология мастерских Мастер-класс Управление образования администрации Володарского района Информационно-диагностический кабинет Методические рекомендации г. Володарск 2008 год
2 Из истории технологии Технологию мастерских исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания ЖФЭН (GFEN)». Технология основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, гуманистической психологии Л.С. Выготского, Ж.Пиаже, К. Роджерса. [
3 Мастер-класс Демонстрация педагогом-мастером, имеющим высокие достижения в определенной области, уникальных, самобытных, присущих только ему способов и форм взаимодействия с обучающимися (Лакоценина Т.П., кандидат педагогических наук, доцент). Форма передачи опыта мастеров педагогического труда, новаторов, ученых небольшому кругу заинтересованных собеседников в непринужденной атмосфере творческой мыследеятельности и переживаний (Селевко Г.К.)
4 Целевые ориентации 1.Познакомить и предоставить учащимся (слушателям) психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать себя и свое место в мире, понимать других людей, закономерности мира. 2.Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен). 3.Научить обучающихся мыслить раскованно, творчески. Тип управления УВП: система малых групп + «репетитор» Преобладающие методы: проблемно-поисковые+диалогические Организационные формы: альтернативная
5 Концептуальные основы Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не навязываться. Отказ то методов принуждения и форм подавления достоинства учеников. Мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путем. Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание. В отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются. Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками. Творческая деятельность – это безоценочная деятельность. Мастер - для ученика, а не ученик для мастера. Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Мастер-садовник, выращивающий растение – ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.
6 Главное в технологии мастерских Не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы Текстологическтй анализ художественного произведения Естественно-научное исследование Исследования исторических первоисточников Создание произведений прикладного искусства
7 Особенности организации Алгоритм – формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и надпредметную часть, определяемую общими для всех областей способами деятельности учащихся Надпредметная часть Поиск подхода к решению проблемы Работа в микрогруппах Способы саморегуляции Свобода творчества
8 Примеры алгоритмов технологии Алгоритм 1. Панель--- выделение проблем---работа с материалом обсуждение в парах ----обсуждение в группах ---- постановка вопросов в группах ----представление вопросов классу ---выбор проблемы для исследования Алгоритм 2. Представление проблем--- объединение в группы для решения проблем--- каждый представляет свое понимание проблемы--- каждый формулирует гипотезу решения проблемы---выбор в группе наиболее вероятной гипотезы---планирование и проведение эксперимента--- по проверке гипотезы--- формулирование выводов.
9 Алгоритм 3 Представление результатов работы групп ---составление и обмен вопросами по представленным результатам-----ответы на вопросы и корректировка результатов-----составление группами серии заданий на применение результатов их поиска -----обмен заданиями между группами-----знакомство групп с представленными другой группой решениями их заданий Примеры алгоритмов технологии
10 Выполнение сравнений, обобщение Постановка опыта, отбор материала, выполнение наблюдений, описание результатов Работа с гипотезой Выполнение критического анализа текста Работа на этапе восприятия Постановка вопросов Специальные мастерские
11 Методические приемы мастерских Индукция Самоконструкция Социоконструкция Социализация Афиширование Разрыв Рефлексия Проблемная ситуация-начало, мотивирующее творческую деятельность каждого Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив Выступление в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими Вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, проектов, решений) Внутреннее осознание участником мастерской неполноты. несоответствия старого знания новому. Новое видение предмета, явления самого себя Отражение чувств, ощущений, возникших у участников во время процесса
12 Позиция ведущего мастера Позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов. Мастер-творец, который: 1.Создает атмосферу открытости. 2.Включает эмоциональную сферу обучающихся, обращается к их чувствам, будит личную заинтересованность в изучении проблемы. 3.Работает со всеми 4.Равен участнику в поиске знания. 5.Не торопится отвечать на вопросы. 6.Необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней обучающихся. 7.Исключает официальное оценивание участников процесса, но через социализацию дает возможность изменить самооценку участника.
13 Приемы учебной деятельности Принципы формирования малых групп 1. По воле случая: по местонахождению в аудитории. по счету, по жребию. по сортам конфет, по рассыпающимся картинкам, о символам. 2. По симпатиям. 3. По интересам: участники сами определяют интересующую тему,
14 Приемы учебной деятельности Для пробуждении интереса, мотивации «Шкалирование» Низкий Средний Высокий Ассоциации Цель: включение участников в процесс размышления по теме, эмоциональный заряд участников Д - диалог, дебаты, диспут, доброжелательность И – идея, интеллект, интерес, искусство, интрига С - спор, сотрудничество, соперничество К-коммуникация, корректность, контакт, конфронтация У – умение, уважение, успех. Уверенность, удовлетворение С – слово, согласование, свобода, свобода С – столкновение, соревнование. Сомнение И – интерес, информация, инициатива. Итог Я – ясность, яркость, «Я» - позиция.
15 Приемы учебной деятельности Рынок мнений Цель: рассмотрение важнейших результатов работы малых групп ПлюсМинусИнтересно Подведение итогов работы и обмен впечатлениями Рефлексия Что делали? Как? В какой атмосфере все происходило?
16 Приемы учебной деятельности «Эллипс» Цель: выявление направленности личности во взаимодействиях, определение уровня притязаний, выяснение уровня усвоения материала Я Дело Мы
17 Приемы учебной деятельности «Незаконченные предложения» Цель: выявление личных проблем в деятельности группы и оценка значимости решаемых или рассматриваемых вопросов; определение уровня осмысления, осознания происходящих в группе процессов. 1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня, это……………………………………………………….. 2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…… 3. Сегодня я поняла (а), что…………………………………….
18 Приемы учебной деятельности «Образ лица» Цель: выявление эмоционального состояния «Схемы» Цель: определение внутригрупповых отношений и занимаемой каждым участником позиции
19 Пошаговый алгоритм технологии мастер-класс 1 шаг: Презентация педагогического мастера: краткое обоснование основных идей опыта. 2 шаг: Определение основных приемов работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям. 3 шаг: Имитационная игра: занятие с коллегами, на котором мастер демонстрирует приемы эффективной работы с учащимися с использованием конкретного содержания предмета. 4 шаг: Рефлексия – дискуссия по результатам совместной деятельности.
20 Критерии оценки мастер-класса Критерии Содержание требования 1. Креативность Демонстрация творческого способа решения проблемной педагогической задачи 2.Концептуальность Взаимосвязь предложенного способа решения проблемной ситуации с презентуемыми концептуальной педагогической идеей и педагогической технологией (инновационной моделью обучения) 3. Технологичность Наличие приемов и условий мотивации включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта профессиональной деятельности; создание алгоритма действия, который разворачивает творческий процесс поиска решения предложенной проблемной ситуации; наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии 4. Оптимальность Достаточность используемых средств, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным) 5. Пед. стиль Демократический стиль управления творческим процессом; умение привлечь всех участников мастер-класса к совместно-распределенной деятельности на всех этапах поиска решения проблемной задачи от выявления и формулировки проблемы до рефлексии и оценки полученных результатов; эрудиция, способность к импровизации; гибкость мышления
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.