Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.beluo.ru
1 Оценка состояния инновационной и опытно - экспериментальной деятельности образовательного учреждения Шаповалова Людмила Тимофеевна, начальник подотдела инновационной и опытно - экспериментальной работы отдела научной работы и аналитико - экспертной деятельности БелРИПКППС, кандидат педагогических наук
2 Научно - исследовательская, опытно - экспериментальная ( инновационная ) работа может быть направлена на : совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития школьников, достижение положительных результатов практической деятельности на основе современных концептуальных подходов к управлению образованием, обновлению его содержания, внедрению эффективных технологий, использованию новых учебно - методических комплексов, повышение профессионализма и продуктивности деятельности педагогических кадров, развитие межличностных отношений. 2
3 Эксперимент – это исследовательская деятельность, предназначенная для проверки выдвинутой гипотезы, разворачиваемая в естественных или искусственных условиях, результатом которой является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности. Педагогический эксперимент – это деятельность, задачей которой является выяснение сравнительной эффективности применяемых в учебно - воспитательной деятельности технологий, методов, приемов, нового содержания и т. д. 3
4 Признаки педагогического эксперимента Эксперимент должен содержать : цель эксперимента ; логически обоснованную гипотезу эксперимента ; критерии эксперимента ; диагностический инструментарий. 4
5 Уровни педагогического эксперимента Индивидуальный Образовательного учреждения Муниципальный ( город, район ) Региональный ( область ) Федеральный ( РФ ) 5
6 Виды эксперимента Локальный – частные эксперименты, не связанные между собой, например : новая программа по предмету. Модульный – комплекс частных, связанных между собой нововведений, например : блок новых программ, разработка новых технологий обучения, создание нового творческого коллектива или объединения. Системный – нововведения, охватывающие всё образовательное учреждение. Широкомасштабный - эксперимент, охватывающий многие образовательные учреждения района, области или страны, например : ЕГЭ. 6
7 « Инновация » – это главным образом и в первую очередь – деятельность ( процесс ), которую нельзя уподоблять деятельности в области научного творчества, точнее неверно сводить ее к этому. 7
8 противоречия инновациями занимаются все – особенно при разработке конкретных исследовательских тем, а потому они не нуждаются в каком либо особом исследовании или обсуждении того, что такое инновации в образовании, необходимость оценки инноваций, разработки критериев их валидности, отсеивания мнимых инноваций, что, очевидно, предполагает построение соответствующей исследовательской программы 8
9 Виды инновационных работ научно - исследовательская деятельность,; проектная деятельность ; образовательная деятельность. Инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации. 9
10 Новации и инновации Новация – кратковременная деятельность, не носящая целостного и системного характера, которая ставит своей задачей обновление ( изменение ) лишь отдельных элементов некоей системы. Инновация – деятельность, осуществляемая на основе некоторого концептуального подхода, и её следствием становятся развитие образовательной системы или ее принципиальное преобразование. 10
11 ПЛАН изучения состояния инновационной и опытно - экспериментальной деятельности Приложение 1 к приказу управления образования и науки Белгородской области 1196 от 28 мая 2007 г. 11
12 Папки по экспериментальной деятельности Федеральные и региональные нормативные документы. Муниципальная правовая документация. Локальные акты по экспериментальной деятельности. ( положения ) Мониторинг экспериментальной деятельности. Справки о результатах экспериментальной деятельности. Анализ на основании справок и планирование экспериментальной деятельности. Банк диагностических материалов. Продукты экспериментальной деятельности. Психологическое обеспечение экспериментальной деятельности. План и протоколы педагогического, методического совета, методического объединения педагогов. 12
13 1. Нормативно - правовое обеспечение инновационной, опытно - экспериментальной деятельности : документы федерального, регионального, муниципального уровня, образовательного учреждения. Документы, обеспечивающие экспериментальную, инновационную деятельность в образовательном учреждении, могут быть разделены на три категории : приказы, положения, протоколы. 13
14 Региональные документы, регламентирующие инновационную и опытно - экспериментальную деятельность в ОУ : ПРИКАЗ управления образования и науки Белгородской области от «18» июня 2007 г. 1393« О совершенствовании инновационной, опытно - экспериментальной деятельности » ПРИКАЗ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от «5» декабря 2007 г ЛИ « О деятельности областного экспертного совета департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области по вопросам научно - методического обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности в сфере образования в учебном году » ПОЛОЖЕНИЕ об организации опытно - экспериментальной работы в системе общего среднего образования Белгородской области ПОЛОЖЕНИЕ о координаторе регионального эксперимента ПОЛОЖЕНИЕ о научном руководителе регионального эксперимента ПОЛОЖЕНИЕ об инновационном образовательном учреждении в системе образования Белгородской области ПОЛОЖЕНИЕ о региональной экспериментальной площадке в системе общего образования Белгородской области ПОЛОЖЕНИЕ о региональной школе - лаборатории 14
15 Из приказов следует выделить : приказ федерального, регионального или муниципального органа управления образованием об открытии экспериментальной площадки на базе образовательного учреждения ( в зависимости от статуса эксперимента ); приказ руководителя образовательного учреждения об организации опытно - экспериментальной деятельности в данном образовательном учреждении ; приказ муниципального органа управления образованием, руководителя образовательного учреждения о доплатах педагогическим работникам по реализации эксперимента ( доплаты могут быть заменены выплатой стимулирующей доплаты в случае перехода на новую систему оплаты труда ); приказ руководителя образовательного учреждения о результатах реализации этапов эксперимента ; приказ руководителя образовательного учреждения о результатах реализации и завершении эксперимента. 15
16 Локальные акты, регламентирующие реализацию экспериментальной или инновационной деятельности, могут разрабатываться на региональном, муниципальном уровне, но могут разрабатываться и непосредственно в образовательном учреждении : положение об опытно - экспериментальной деятельности в образовательном учреждении ; положение об учителе - экспериментаторе ( или любой категории педагогических работников ); положение о творческой группе педагогов - экспериментаторов ; положение о научном руководителе эксперимента ; положение об экспериментальном классе и др. 16
17 Следует отметить, что наиболее эффективным подходом к развитию экспериментальной деятельности на уровне учебного заведения представляется разработка внутри школы документа « Положение о внутришкольном эксперименте », в котором определяются уровни внутришкольного эксперимента и требования к ним. 17
18 Вопросы организации и реализации опытно - экспериментальной работы в обязательном порядке рассматриваются на педагогических советах образовательного учреждения, на заседаниях научно - методического совета или школьного методического объединения учителей - предметников. 18
19 При проверке опытно - экспериментальной, инновационной работы в данном образовательном учреждении следует обратить внимание на : протокол педагогического совета об организации экспериментальной, инновационной деятельности ( обсуждение программы и плана эксперимента педагогическим коллективом ); протокол педагогического совета о промежуточных результатах экспериментальной деятельности (1 раз в год ); протокол педагогического совета о результатах и завершении эксперимента ; протоколы заседаний школьных методических объединений по проблеме эксперимента ; протоколы заседаний административного совета по проблеме эксперимента ; протоколы заседаний коллегиальных органов на которых обсуждались заявленные вопросы. 19
20 Нужно отметить, что перечень документов по организации и реализации экспериментальной, инновационной деятельности в образовательном учреждении может быть увеличен или уменьшен в зависимости от статуса и масштаба работы, степени разработки программы эксперимента и степени контроля за ходом деятельности. 20
21 2. Вопросы организации инновационной, опытно - экспериментальной деятельности в программе развития образовательного учреждения, плане работы, при подготовке и проведении педсоветов, совещаний и пр. Новации в развитии образовательных учреждений. 21
22 Направления инновационной деятельности в образовательных учреждениях Белгородской области -1 Педагогические инновации в содержании образования ( в системе основного ( общего среднего ) и дополнительного образования ( авторские программы, авторские элективные курсы, экспериментальное обновление содержания образования, апробация учебников, программ, УМК, инновационные модели дополнительного образования ). Использование инновационных технологий ( в т. ч. форм, методов обучения, воспитания, развития ). Использование инноваций в управлении, организации учебно - воспитательного процесса. Организация исследовательской деятельности учащихся. 22
23 Направления инновационной деятельности в образовательных учреждениях Белгородской области -2 Организация экспериментальной работы Диссеминация опыта инновационной деятельности Создание банков данных о научно - методической, инновационной деятельности. Участие педагогов в разных формах научных мероприятий. Представление результатов опыта инновационной деятельности ( обобщение опыта, участие педагогов и образовательных учреждений во Всероссийских педагогических программах, конкурсах ). 23
24 3. Организация деятельности методических, научно - методических советов образовательного учреждения, анализ эффективности принимаемых решений. 24
25 4. Программы экспериментов, их качество, технологичность. 25
26 ТРЕБОВАНИЯ к программам экспериментальной работы -1 Программа экспериментальной работы в области образования может иметь следующую структуру : Титульный лист с указанием полного наименования организации в которой она разработана, темой работы, данными о научном руководителе ( фамилия и инициалы, занимаемая должность, ученая степень и звание ), место и год разработки программы. Вводная часть ( введение ) программы должна содержать обоснованную актуальность и своевременность разработки программы и рассмотрения заявленной темы. Должен быть проведен анализ реалий той области образования, где планируется реализовать программу, выделены основные точки зрения известных в данной области ученых, практиков на исследуемую проблему, если таковые имеются. Исходя из актуальности и анализа существующей ситуации должна быть сформулирована тема ( проблема ) исследования. 26
27 ТРЕБОВАНИЯ к программам экспериментальной работы -2 Исходя из темы исследования должна быть определена цель эксперимента, в которой необходимо отражение конкретного результата экспериментальной работы, планируемого к получению разработчиками по итогам реализации программы. Цель экспериментальной работы должна быть раскрытьачерез ряд конкретных задач, которые в определенной мере должны отражать логику исследования и быть реально осуществимыми. На основании всего вышеизложенного должны быть сформулированы объект и предмет исследования. Возможным вариантом является формулировка в программе рабочей гипотезы эксперимента, в которой находят отражение условия при которых возможно достижение планируемого результата ( цели ). 27
28 ТРЕБОВАНИЯ к программам экспериментальной работы -3 В программе должны быть заявлены критерии и показатели ( индикаторы ) результативности экспериментальной работы, которые должны позволять в определенной мере оценить эффективность работы по разным направлениям. В программе необходимо отражение ожидаемых результатов и рисков реализации программы. Указание методов и базы исследования. Характеристика форм представления результатов реализации программы. Должен быть пределен срок проведения экспериментальной работы. 28
29 ТРЕБОВАНИЯ к программам экспериментальной работы -4 Срок проведения экспериментальной работы должен быть разбит по этапам с указанием конкретных лет их осуществления ( одним из вариантов является выделение подготовительного, формирующего, аналитического этапов.) В содержании этапов должны быть сформулированы основные направления планируемой работы. ОДНАКО, возможны и другие варианты составления программ в зависимости от традиций конкретных образовательных учреждений, целей, преследуемых разработчиками и т. п. 29
30 5. Научно - методическое сопровождение опытно - экспериментальной деятельности, обобщение и распространение ее результатов. Проведение семинаров, конференций, курсов, семинаров, мастер классов, использование других форм работы в территории и на уровне образовательного учреждения. 30
31 6. Наличие необходимой научно - методической литературы, технологического инструментария для проведения исследования : памяток, инструкций, методических рекомендаций и разработок для обеспечения целостной и продуктивной работы образовательного учреждения в экспериментальном режиме. 31
32 7. Оригинальные идеи, новации территории ( коллективов, отдельных педагогов, руководителей, администрации ), имеющие особую ценность для развития изучаемой территории, а также для других территорий. 32
33 8. Обеспечение опытно - экспериментальной деятельности квалифицированными кадрами. Психолого - педагогическое сопровождение инновационной и опытно - экспериментальной деятельности. 33
34 9. Система мониторинга инновационной и опытно - экспериментальной работы, ее качество, влияние на содержание инновационной, исследовательской работы. Диагностическая деятельность. Анализ и использование результатов. 34
35 10. Содержание, направления экспертизы инновационной, опытно - экспериментальной деятельности. Контроль эффективности ведения экспериментов, индивидуальной исследовательской работы педагогов. 35
36 11. Обобщение результатов, распространение опыта инновационной деятельности. Банк инноваций, опытно - экспериментальной деятельности ( образовательные программы, проекты нормативных актов, методические рекомендации, учебные пособия, авторские программы и др.). 36
37 По результатам экспериментирования, инновационной деятельности создаются продукты эксперимента, которые могут внедряться в практику не только этого образовательного учреждения, но и других : методические рекомендации ; обобщение педагогического опыта по актуальной проблеме ; авторские программы, технологии, разработки, сайты и пр. управленческие, воспитательные модели и пр. публикации по проблеме эксперимента ; учебные планы, образовательные программы и пр. 37
38 Подведение итогов опытно - экспериментальной, инновационной работы может быть в форме : Научного отчета Реферата Доклада Выступления на педсовете Статьи в журнал Программы по предмету Дидактического материала Подготовки методического пособия Разработки методических рекомендаций Сборника творческих, исследовательских или проектных работ учащихся Компьютерной презентации результатов исследования для внедрения в опыт работы других педагогов и др. 38
39 12. Система стимулирования инновационной и опытно - экспериментальной деятельности. Проблемы стимулирования при изменении порядка финансирования образовательных учреждений. 39
40 Благодарю за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.