Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемmetodcentrkash.edusite.ru
1 Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития)
2 Этапы работы по формированию связной речи детей I. Подготовительный этап I. Подготовительный этап I.1. Составление предложений простых синтаксических структур. I.1. Составление предложений простых синтаксических структур. I.2. Составление предложений более сложной структуры. I.2. Составление предложений более сложной структуры. I.3. Формирование и закрепление навыков составления вопросов. I.3. Формирование и закрепление навыков составления вопросов. I.4. Развитие навыков ведения диалога. I.4. Развитие навыков ведения диалога. I.5. Формирование лексико-грамматического строя речи. I.5. Формирование лексико-грамматического строя речи.
3 Этапы работы по формированию связной речи детей (продолжение) II. Формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР. II. Формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР. II.1. Обучение пересказу. II.1. Обучение пересказу. II.2. Обучение рассказыванию по картинкам. II.2. Обучение рассказыванию по картинкам. II.3. Обучение рассказу-описанию предметов. II.3. Обучение рассказу-описанию предметов. II.4. Обучение рассказыванию с элементами творчества. II.4. Обучение рассказыванию с элементами творчества.
4 Методические требования к занятиям по обучению детей рассказыванию 1. Уделять большое внимание подготовительной работе (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядно представленного на картине сюжета). 1. Уделять большое внимание подготовительной работе (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядно представленного на картине сюжета). 2. Формировать языковые (прежде всего, грамматические) представления и обобщения. 2. Формировать языковые (прежде всего, грамматические) представления и обобщения. 3. Формировать навыки планирования связных высказываний различного типа. 3. Формировать навыки планирования связных высказываний различного типа. 4. Обращать внимание на такой вид работы, как анализ и обсуждение детских высказываний. 4. Обращать внимание на такой вид работы, как анализ и обсуждение детских высказываний.
5 Методические требования к занятиям по обучению детей рассказыванию (продолжение) 5. Использовать технические средства обучения. 5. Использовать технические средства обучения. 6. Осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к детям с ОНР. 6. Осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к детям с ОНР. 7. Учитывать принцип тематической взаимосвязи (в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР). 7. Учитывать принцип тематической взаимосвязи (в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР). 8. Формировать навыки тех видов монологических высказываний, которые составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе (пересказ, составление рассказа по наглядной опоре, составление рассказа по аналогии). 8. Формировать навыки тех видов монологических высказываний, которые составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе (пересказ, составление рассказа по наглядной опоре, составление рассказа по аналогии).
6 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Занятия по пересказу 1. Обучение пересказу проводить на двух занятиях. 1. Обучение пересказу проводить на двух занятиях. 2. Общая структура занятия включает: 2. Общая структура занятия включает: а) вводные, подготовительные упражнения; а) вводные, подготовительные упражнения; б) чтение произведения; б) чтение произведения; в) разбор текста («языковой» и «содержательный») /1-e занятие/ в) разбор текста («языковой» и «содержательный») /1-e занятие/ г) пересказ текста; г) пересказ текста; д) упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов /2-е занятие/ д) упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов /2-е занятие/
7 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Занятия по пересказу Виды работ и методические приёмы 1. Приём завершения детьми отдельных, незаконченных педагогом предложений (выбираются предложения, содержащие обозначение вводимых в сюжетное действие рассказа новых персонажей, существенных предметов отображаемой обстановки, тех или иных действий, событий и др.) 1. Приём завершения детьми отдельных, незаконченных педагогом предложений (выбираются предложения, содержащие обозначение вводимых в сюжетное действие рассказа новых персонажей, существенных предметов отображаемой обстановки, тех или иных действий, событий и др.) 2. Разбор содержания произведения проводить в вопросно-ответной форме. 2. Разбор содержания произведения проводить в вопросно-ответной форме. 3. Применять иллюстративный материал. 3. Применять иллюстративный материал. 4. Проводить специальный языковой (лексический) разбор текста. 4. Проводить специальный языковой (лексический) разбор текста.
8 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Занятия по пересказу Виды работ и методические приёмы (продолжение) 5. Применять вспомогательные методические приёмы: пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения. 5. Применять вспомогательные методические приёмы: пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения. 6. Приёмы, способствующие развитию у детей внимания, вербального восприятия, лучшему осмыслению и запоминанию текста, а также формированию навыков планирования развёрнутых высказываний. 6. Приёмы, способствующие развитию у детей внимания, вербального восприятия, лучшему осмыслению и запоминанию текста, а также формированию навыков планирования развёрнутых высказываний. 7. Приём использования детского рисунка. 7. Приём использования детского рисунка. 8. Использование «иллюстративного панно». 8. Использование «иллюстративного панно».
9 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Занятия по пересказу Виды работ и методические приёмы (продолжение) 9. Приём моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. (используются блоки-квадраты) 9. Приём моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. (используются блоки-квадраты) 10. Использование диафильма при обучении пересказу. 10. Использование диафильма при обучении пересказу. 11. Приём языковой трансформации текста.(замена рассказа от первого лица рассказом от третьего лица) 11. Приём языковой трансформации текста.(замена рассказа от первого лица рассказом от третьего лица)
10 Занятия по пересказу Составление пересказа сказки «Козёл» (второй период первого года обучения)
11 Занятия по пересказу Обучение пересказу на материале рассказа К.Д.Ушинского «Утренние лучи» (второй год обучения)
12 Занятия по пересказу Пересказ сказки «Как собака друга искала (по С.С.Фетисову)» (второй период второго года обучения )
13 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Обучение рассказыванию по картинам Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов: Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов: 1. Подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и др.) 1. Подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и др.) 2. Разбор её содержания 2. Разбор её содержания 3. Обучение детей составлению рассказа 3. Обучение детей составлению рассказа 4. Анализ детских рассказов 4. Анализ детских рассказов
14 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Обучение рассказыванию по картинам Виды работ и методические приёмы 1. Проведение игровых упражнений для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти. 1. Проведение игровых упражнений для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти. 2. Приём обыгрывания детьми (посредством пантомимы) действий персонажей многофигурной картины или серии картинок с последующим их оречевлением. 2. Приём обыгрывания детьми (посредством пантомимы) действий персонажей многофигурной картины или серии картинок с последующим их оречевлением. 3. Образец рассказа педагога по картине или её части. 3. Образец рассказа педагога по картине или её части. 4. Направляющие вопросы. 4. Направляющие вопросы. 5. Предваряющий план рассказа. 5. Предваряющий план рассказа. 6. Составление рассказа по фрагментам картины. 6. Составление рассказа по фрагментам картины. 7. Коллективное сочинение рассказа детьми. 7. Коллективное сочинение рассказа детьми.
15 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Обучение рассказыванию по серии картин 1. Проводится последовательный разбор каждой картинки серии. 1. Проводится последовательный разбор каждой картинки серии. 2. Размещение картинок в нужном порядке на наборном полотне (штативе). 2. Размещение картинок в нужном порядке на наборном полотне (штативе). 3. Составление детьми «по цепочке» высказываний по каждой из последовательных картинок. /1-e занятие/ 3. Составление детьми «по цепочке» высказываний по каждой из последовательных картинок. /1-e занятие/ 4. Поочерёдное составление детьми рассказов по нескольким картинкам-фрагментам и по всей серии в целом. 4. Поочерёдное составление детьми рассказов по нескольким картинкам-фрагментам и по всей серии в целом.
16 Обучение рассказыванию по картинкам Занятие по серии картинок «Тигр и зайчики» по сюжету Н.Радлова (III период первого года обучения)
17 Обучение рассказыванию по картинкам
19 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Обучение рассказу-описанию предметов 1. Подготовительные упражнения к описанию предметов. 1. Подготовительные упражнения к описанию предметов. 2. Формирование первоначальных навыков самостоятельного описания. 2. Формирование первоначальных навыков самостоятельного описания. 3. Описание предметов по основным признакам. 3. Описание предметов по основным признакам. 4. Обучение развёрнутому описанию предмета (с включением различных признаков - микротем). 4. Обучение развёрнутому описанию предмета (с включением различных признаков - микротем). 5. Закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий. 5. Закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий. 6. Усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов. 6. Усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
20 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Обучение рассказу-описанию предметов Виды работ и методические приёмы. 1. Проведение подготовительных упражнений на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учётом зрительного и тактильного восприятия предмета (с использованием настольных игр и пособий). 1. Проведение подготовительных упражнений на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учётом зрительного и тактильного восприятия предмета (с использованием настольных игр и пособий). 2. Упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предметов (с использованием натуральных предметов или игрушек, электровикторины и др.) 2. Упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предметов (с использованием натуральных предметов или игрушек, электровикторины и др.)
21 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Обучение рассказу-описанию предметов Виды работ и методические приёмы. 3. Упражнения на сравнение предметов (однотипных предметов; предметов, относящихся к одной типологической группе – овощи, фрукты и др.; в дальнейшем – предметов разных групп, но имеющих один-два общих признака – помидор, арбуз, мяч и др.) 3. Упражнения на сравнение предметов (однотипных предметов; предметов, относящихся к одной типологической группе – овощи, фрукты и др.; в дальнейшем – предметов разных групп, но имеющих один-два общих признака – помидор, арбуз, мяч и др.) 4. Формирование навыков составления описания предметов, начиная с простого описания с помощью вопросов педагога, с постепенным переходом к более самостоятельным и развёрнутым высказываниям (по предваряющему плану, затем – с опорой только на данный образец). 4. Формирование навыков составления описания предметов, начиная с простого описания с помощью вопросов педагога, с постепенным переходом к более самостоятельным и развёрнутым высказываниям (по предваряющему плану, затем – с опорой только на данный образец).
22 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Обучение рассказу-описанию предметов Виды работ и методические приёмы. 3. Приём дополнения ребёнком предложения, начатого педагогом, с последующим повторением ребёнком всей фразы. 3. Приём дополнения ребёнком предложения, начатого педагогом, с последующим повторением ребёнком всей фразы. 4. Описание предметов по предваряющему плану-схеме. 4. Описание предметов по предваряющему плану-схеме. 5. Вспомогательные приёмы (при затруднениях, возникающих у детей в составлении описания): жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, крупным планом изображающие части предмета или характерные особенности его строения. 5. Вспомогательные приёмы (при затруднениях, возникающих у детей в составлении описания): жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, крупным планом изображающие части предмета или характерные особенности его строения.
23 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Обучение рассказу-описанию предметов Виды работ и методические приёмы. 6. Приём параллельного описания педагогом и ребёнком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и т.д.) 6. Приём параллельного описания педагогом и ребёнком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и т.д.) 7. Формирование у детей навыков планирования небольшого по объёму рассказа-описания. 7. Формирование у детей навыков планирования небольшого по объёму рассказа-описания. 8. Вводить в обучение следующие виды работ (по мере усвоения навыков описания): описание предмета по памяти, собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации. 8. Вводить в обучение следующие виды работ (по мере усвоения навыков описания): описание предмета по памяти, собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации. 9. Закрепление и развитие речевых навыков осуществлять в ходе игровых занятий. 9. Закрепление и развитие речевых навыков осуществлять в ходе игровых занятий.
24 Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов
32 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Обучение рассказыванию с элементами творчества Основные виды рассказывания с элементами творчества относятся рассказы Основные виды рассказывания с элементами творчества относятся рассказы а) по аналогии; а) по аналогии; б) придумывание продолжения и завершения рассказа; б) придумывание продолжения и завершения рассказа; в) составление сюжетного рассказа по набору игрушек; в) составление сюжетного рассказа по набору игрушек; в) составление рассказа по нескольким опорным словам и на предложенную тему. в) составление рассказа по нескольким опорным словам и на предложенную тему.
33 Структура занятий при обучении рассказыванию по аналогии (приём совместного составления рассказа по предложенной педагогом сюжетной схеме) двукратное чтение и разбор содержания текста; двукратное чтение и разбор содержания текста; конкретные указания по составлению рассказа (изменение времени года, места действия и т.д.); конкретные указания по составлению рассказа (изменение времени года, места действия и т.д.); Рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой Рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой
34 Обучение рассказыванию с элементами творчества «Нарисуй и расскажи» (составление рассказа по собственному рисунку)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.