Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемbondhsi.ru
1 Оксана Алексеевна Скоролупова, заместитель начальника отдела развития содержания, методик и технологий общего образования Департамента общего образования Минобрнауки России
2 Москва, 19 сентября 2011 года О НОРМАТИВНОЙ ОСНОВЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 3 Организационные изменения: Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (1995 год) – видовое разнообразие ДОУ, которое предоставляет родителям возможность осуществлять выбор детского сада для своего ребенка в соответствии с состоянием его здоровья, индивидуальными особенностями и потребностями. Позитивные изменения в системе ДО
4 4 Содержательные изменения: Наметилась тенденция отказа от учебно- дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля общения с детьми Типовая программа – вариативные программы образования и воспитания детей дошкольного возраста Позитивные изменения в системе ДО
5 5 Концепция дошкольного воспитания (одобрена коллегией Госкомитета по народному образованию г. 7/1): идея самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, а не лишь как «этап подготовки к будущей жизни» к школе; готовность ребенка к обучению в школе стала рассматриваться не только с точки зрения наличия у ребенка определенного багажа знаний, а с учетом уровня развития психических функций, определяющих в дальнейшем успешность его обучения на следующей ступени образования Позитивные изменения в системе ДО
6 6 Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ г.): недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период детства; подготовка ребенка к школе не должна рассматриваться, как раннее изучение программы 1-го класса школы, призванной формировать у дошкольника «узкопредметные знания и умения»; наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее воспитание у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью. Позитивные изменения в системе ДО
7 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, 2008 год Изменен принципиальный подход к определению видов ДОУ. В качестве основной структурной единицы выделена группа детей дошкольного возраста. Группы могут иметь различную направленность – общеразвивающую, компенсирующую, комбинированную и оздоровительную; могут работать в режиме полного (12 часов), укороченного (10 часов), продленного (14 часов) дня, круглосуточного или кратковременного (3 – 5 часов) пребывания.
8 В зависимости от направленности групп и возраста детей различаются 8 видов ДОУ. Водятся два новых вида – детский сад для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), детский сад для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Впервые предусмотрена возможность организации групп комбинированной направленности, в которых будут получать дошкольное образование здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети–инвалиды. Таким образом, созданы нормативные правовые основы инклюзивного дошкольного образования.
9 Дошкольное образование может быть реализовано в учреждениях разных типов: ДОУ, общеобразовательные учреждения, учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждения дополнительного образования детей; при необходимости – учреждения социального назначения, учреждения культуры
10 Новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, 2011 год Помимо групп четырех разных направленностей – общеразвивающей, оздоровительной, компенсирующей, комбинированной, как организационные формы вводятся группы семейного воспитания и группы присмотра и ухода за детьми в качестве структурных подразделений государственных и муниципальных ДОУ
11 Организационные формы ДО детский сад полного дня; группы кратковременного пребывания в детском саду; группы для детей дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений; дошкольные группы на базе разных культурно–образовательных центров и учреждений дополнительного образования детей; дошкольные группы на базе добровольных родительских сообществ; дошкольные группы, организуемые индивидуальными предпринимателями.
12 12 Модели дошкольного образования В образовательных учреждениях: в ДОУ – в режиме полного дня, сокращенного или продленного дня, круглосуточного и кратковременного пребывания; в ОУ – в режиме полного дня, сокращенного или продленного дня и кратковременного пребывания; в УДОД – в режиме кратковременного пребывания В условиях семейного воспитания посредством психолого- педагогического сопровождения через систему консультативных пунктов, семейных клубов В семейных дошкольных группах или семейных (домашних) детских садах
13 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. 1663–р Предстоит обеспечить каждому ребенку возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста, полноценно общаться на государственном языке при поступлении в первый класс. Будет стимулироваться создание системы образовательных услуг, обеспечивающей поддержку семейного воспитания, в первую очередь для семей с детьми до трех лет. Предстоит обеспечить каждому ребенку возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста, полноценно общаться на государственном языке при поступлении в первый класс. Будет стимулироваться создание системы образовательных услуг, обеспечивающей поддержку семейного воспитания, в первую очередь для семей с детьми до трех лет.
14 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года Государственная политика в этой сфере будет реализовываться по следующим направлениям. Государственная политика в этой сфере будет реализовываться по следующим направлениям. Первое - реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды. Первое - реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды. Следует принять меры к постепенному изменению организационно-правовых форм дошкольных учреждений, создать массовый сектор автономных некоммерческих организаций. Для развития конкуренции будут приняты меры к введению системы муниципального задания (заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным допуском к нему негосударственных организаций и переходу на нормативно-подушевой механизм оплаты услуг. Следует принять меры к постепенному изменению организационно-правовых форм дошкольных учреждений, создать массовый сектор автономных некоммерческих организаций. Для развития конкуренции будут приняты меры к введению системы муниципального задания (заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным допуском к нему негосударственных организаций и переходу на нормативно-подушевой механизм оплаты услуг.
15 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года Второе - стимулирование развития частных дошкольных организаций. Второе - стимулирование развития частных дошкольных организаций. Будут созданы условия для разделения оплаты услуг по образованию и содержанию детей. Это, помимо традиционных детских учреждений, откроет перспективы для развития других форм содержания детей, включая домашние и семейные. Будут созданы условия для разделения оплаты услуг по образованию и содержанию детей. Это, помимо традиционных детских учреждений, откроет перспективы для развития других форм содержания детей, включая домашние и семейные. Внедрение нормативно-подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования. Внедрение нормативно-подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.
16 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года Поддержать вариативные формы дошкольного образования, в том числе систему негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, рассмотреть возможность снижения арендных ставок и установления льгот по налогу на имущество для новых видов детских садов, в том числе семейных детских садов. Поддержать вариативные формы дошкольного образования, в том числе систему негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, рассмотреть возможность снижения арендных ставок и установления льгот по налогу на имущество для новых видов детских садов, в том числе семейных детских садов.
17 17 Нормативные механизмы Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания содействия гражданам в получении образования в негосударственных образовательных учреждениях»
18 18 Закон Российской Федерации «Об образовании» Федеральный закон от 6 октября 1999 г. 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Федеральный закон от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
19 19 На органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возлагаются полномочия по финансовому обеспечению за счет средств соответствующих бюджетов получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях и дошкольного образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях
20 20 Размер финансового обеспечения: реализация основных общеобразовательных программ (в части расходов на оплату труда педагогических работников и расходов, непосредственно связанных с реализацией основных общеобразовательных программ, в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования)
21 21 Размер финансового обеспечения: рассчитывается в соответствии с нормативами, установленными для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений
22 В проект плана мероприятий по реализации в 2011–2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Минобрнауки России предложило внести мероприятие, предусматривающее наделение Министерства полномочием по утверждению порядка проведения экспертизы примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, включая критерии экспертизы и перечень организаций, уполномоченных на проведение экспертизы, а также по утверждению на основе экспертизы перечня таких примерных программ В проект плана мероприятий по реализации в 2011–2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Минобрнауки России предложило внести мероприятие, предусматривающее наделение Министерства полномочием по утверждению порядка проведения экспертизы примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, включая критерии экспертизы и перечень организаций, уполномоченных на проведение экспертизы, а также по утверждению на основе экспертизы перечня таких примерных программ Перспективы развития системы дошкольного образования
23 Направление ПНПО «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» Путь реализации: тиражирование и внедрение опыта территорий, успешно разработавших и внедривших модели дошкольного образования. Путь реализации: тиражирование и внедрение опыта территорий, успешно разработавших и внедривших модели дошкольного образования. Сеть стажировочных площадок для повышения квалификации управленческих кадров системы дошкольного образования (10 тысяч человек в течение двух лет) Сеть стажировочных площадок для повышения квалификации управленческих кадров системы дошкольного образования (10 тысяч человек в течение двух лет)
24 Всероссийский конкурс «Воспитатель года России» 15 – 20 ноября 2010 года При поддержке Правительства Московской области 62 субъекта Российской Федерации 17 – 22 октября 2011 года – второй Всероссийский конкурс
25 6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования Закон Российской Федерации «Об образовании», пункт 6.2 статьи 9:
26 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. 655 (зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 года) Главная цель – стандартизировать содержание дошкольного образования, предоставляемого в учреждениях и организациях различной организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста «равный старт» - оптимальный уровень развития, который позволит ребенку быть успешным при обучении в школе
27 «Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей» Пункт 21 Типового положения об дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. 666.
28 «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» - программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе) на основе: федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
29 Основная общеобразовательная программа – это нормативно- управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно- образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.
30 Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Обязательная частьЧасть, формируемая участниками образовательного процесса Объем: не менее 80% времени, необходимого для реализации программы Объем: не более 20% времени, необходимого для реализации программы
31 «Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования» – часть основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом дошкольном образовательном учреждении (группе). Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
32 «Часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса» – часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к обязательной части, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику социально-экономических, национально- культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
33 Программа строится на основании следующих принципов 1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка 2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)
34 Программа строится на основании следующих принципов 3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей 4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
35 Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Социализация Труд Безопасность
36 Структура Программы 1)пояснительная записка; 2)организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; 3)содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»; 4)содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья); 5)планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 6)система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
37 Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г Главная цель – обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста хорошие, «равные» условия получения дошкольного образования, в каком бы дошкольном учреждении он это дошкольное образование не получал
38 Настоящие Требования включают семь групп требований: требования к кадровому обеспечению; требования к материально-техническому обеспечению; требования к учебно-материальному обеспечению; требования к медико-социальному обеспечению; требования к информационно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическому обеспечению; требования к финансовому обеспечению.
39 Оксана Алексеевна Скоролупова, заместитель начальника отдела развития содержания, методик и технологий общего образования Департамента общего образования Минобрнауки России О стимулировании внедрения современных моделей дошкольного образования в Российской Федерации
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.