Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемippk.arkh-edu.ru
1 НЕПРЕРЫВНЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 2011 г. Босова Людмила Леонидовна, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор УМК по информатике и ИКТ для основной школы
2 Социальный заказ Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире » ( Национальная инициатива « Наша новая школа ») Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей ( Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.) 2
3 Изменения в школе : от цели школьного обучения - усвоения знаний, умений, навыков к цели - формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями ; от « изолированного » изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач ; от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий ; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 3
4 Современные образовательные результаты трактуются как изменения в личностных ресурсах ( мотивационных, операциональных, когнитивных ), которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем ; представляют собой многокомпонентную систему, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы 4
5 Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Отличительной особенностью школьного курса информатики является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность. 5
6 Операционный стиль мышления умение планировать структуру действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств ; умение строить информационные структуры для описания объектов и систем ; умение организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи ; умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме и правильно понять текстовое сообщение ; привычка своевременно обращаться к ЭВМ при решении задач из любой области ; технические навыки взаимодействия с ЭВМ. А. П. Ершов 6
7 Роль курса информатики и ИКТ общепредметные понятия : « объект », « система », « процесс », « алгоритм », « результат », « цель », « управление », « исполнитель », « источник », « приемник », « метод », « способ » общедисциплинаные виды деятельности : моделирование объектов и процессов ; сбор, хранение, преобразование и передача информации ; управление объектами и процессами опыт формирования универсальных учебных действий 7
8 Информатика и информатизация образования в процессе изучения информатики создается теоретическая основа и обеспечиваются необходимые практические умения для разворачивания процессов информатизации образования ; информатика как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе 8
9 Непрерывный курс информатики В соответствии со структурой школьного образования вообще ( начальная, основная и профильная школы ), сегодня ( преимущественно за счет регионального и школьного компонентов ) выстраивается многоуровневая структура предмета « Информатика и ИКТ », который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и ИКТ 9
10 Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ Реализуется за счет вариативного компонента Предполагает выделение двух ступеней : 2(3)–4 классы – первая ступень ; 5–6(7) классы – вторая ступень Является наиболее благоприятным этапом для формирования не только мотивационных, но и операциональных личностных ресурсов Может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов 10
11 Цели обучения информатике в начальной школе формирование широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества ; воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни ; развитие образного, алгоритмического и логического мышления как основы для формирования общеучебных умений ; освоение основ осознанной, целенаправленной, грамотной работы с информацией, формирование первичных представлений об основных объектах информатики. 11
12 Цели обучения информатике в 5-6(7) классах формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты ; пропедевтическое ( предварительное, вводное, ознакомительное ) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как « объект », « система », « модель », « алгоритм » и др.; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации ; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. 12
13 Цели обучения информатике в 8-9 классах формирование основ научного мировоззрения совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности овладение ИКТ как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования 13
14 Приоритеты Мотивационные ресурсы Когнитивные ресурсы Операциональные ресурсы Начальная школа Старшие классы 5-6(7) классы 14
15 Личностное развитие учащихся развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических установок и качеств учащихся ; результатом личностного развития выступает сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
16 Личностные образовательные результаты : широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества ; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно - продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления ; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ ; интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни ; основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности ;
17 Личностные образовательные результаты : способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества ; готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты ; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности ; способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания ; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения ; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды ; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
18 Метапредметные образовательные результаты уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как : « объект », « система », « модель », « алгоритм », « исполнитель » и др.;
19 Метапредметные образовательные результаты владение основными общеучебными умениями информационно - логического характера : анализ объектов и ситуаций ; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов ; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов ; обобщение и сравнение данных ; подведение под понятие, выведение следствий ; установление причинно - следственных связей ; построение логических цепочек рассуждений и т. д.
20 Метапредметные образовательные результаты владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими : целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить ; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств ; прогнозирование – предвосхищение результата ; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия ( обнаружения ошибки ); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки ; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно - познавательная задача ;
21 Метапредметные образовательные результаты владение основными универсальными умениями информационного характера : постановка и формулирование проблемы ; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска ; структурирование и визуализация информации ; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
22 Метапредметные образовательные результаты владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний : умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно - графическую или знаково - символическую модель ; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов ; умение « читать » таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую ; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования
23 Метапредметные образовательные результаты широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации : работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов ; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров ; хранение и обработка информации в базах данных ; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях навыки создания личного информационного пространства ;
24 Метапредметные образовательные результаты опыт принятия решений и управления объектами ( исполнителями ) с помощью составленных для них алгоритмов ( программ ); владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов ; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств ;
25 Метапредметные образовательные результаты владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми : умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме ; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта ; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
26 Информатика в условиях инновационной системы образования « Информатика … предлагает каждой из дисциплин, изучаемых в школе, новый и весьма совершенный инструмент, который позволяет учителю, умеющему пользоваться этим инструментом, глубже и эффективнее раскрыть перед школьниками сущность своего предмета. При этом нельзя назвать ни одного школьного предмета, в котором аппарат информатики оказался бы бесполезным. … школьный курс информатики является не дополнительной нагрузкой на школьника, а важнейшим средством уменьшения его перегрузок, сокращения и уплотнения программы средней школы в целом …» Ершов А. П. 26
27 Современные средства обучения Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения. ЭОР - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном ( образовательном ) процессе, представленные в цифровом ( электронном ) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий ( ИКТ )
28 ЭОР способны обеспечить все компоненты образовательного процесса : получение информации практические занятия аттестацию или контроль учебных достижений расширение сектора самостоятельной учебной работы изменение ролей преподавателя ( поддержка учебного процесса и его координация ) и учащихся ( активная вовлеченность в учебный процесс ) ощущение способности управлять ходом событий и чувство ответственности за получаемый результат переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения
29 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Информационные источникиИнформационные инструменты
30 За счет расширения действующих сегодня в школе учебников создают у учителей «привычку» к использованию ИКТ, стимулируют их к применению современных образовательных технологий, ориентированных на достижение современных образовательных результатов. Наборы ЦОР, расширяющие учебники
31 Инновационные учебные материалы Полные наборы средств обучения, обеспечивающие потребности организации учебного процесса по предмету в ИКТ-насыщенной среде
32 Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов
33 Ресурсы ФЦИОР Открытые образовательные модульные мультимедиа системы ( ОМС ), объединяющие электронные учебные модули трех типов : информационные, практические контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение конкретной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС - плеер.
34 Каталог электронных образовательных ресурсов
35 Модели использования ЭОР Подготовка учителя к уроку Фронтальная работа ( экран или интерактивная доска ) Групповая работа ( несколько компьютеров в классе ) Индивидуальная работа ( компьютерный класс ) Самостоятельная работа ученика с ЭОР на домашнем компьютере Дистанционное обучение
36 УМК нового поколения 36 УМК нового поколения Печатная компонента Электронная компонента Локальные ресурсы Сетевые ресурсы Оборудование
37 УМК « Информатика и ИКТ » 37
38 Дополнительные компоненты УМК Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование» 1. Изучаем информационные технологии в V-IV классах. 6 – Изучаем информационные технологии в VII классе: информационное моделирование. 2 – Контрольно-измерительные материалы по информатике для V - VII классов. 6 – Объекты, системы, модели в курсе информатики ( V - VII классы). 5 –
39 Учебники 39 теоретические сведения материал для изучения самое главное вопросы и задания материал для любознательных компьютерный практикум терминологический словарь справочные материалы
40 Рабочие тетради расширяют границы учебника ; побуждают школьников учиться самостоятельно, с увлечением и азартом ; содержат более 300 заданий, упражнений и задач 40
41 развитие у учащихся наглядно - образного мышления ; формирование навыков работы с информацией, представленной в графической форме ; фиксация внимания при усвоении учебного материала ; развитие познавательного интереса ; активизация познавательной деятельности ; конкретизация изучаемых теоретических вопросов ; наглядная систематизация и классификация изучаемых явлений на схемах, в таблицах и т. п. Печатные наглядные пособия 41
42 программа курса и варианты планирования ; файлы - заготовки ( тексты, рисунки ), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума ; демонстрационные работы ; текстовые файлы с дидактическими материалами ( для печати ); плакаты ( цифровой аналог печатных наглядных пособий ); презентации по отдельным темам ; интерактивные тесты ; логические игры ; виртуальные лаборатории. Набор цифровых образовательных ресурсов 42
43 Полный набор ЦОР к УМК Л.Л. Босовой можно скачать на сайте издательства Полный набор ЦОР к УМК Л.Л. Босовой можно скачать на сайте издательства Набор ЦОР 43
44 44
45 Информатика и ИКТ 45 ИИСС «Информатика, 8-9 классы»
46 Информатика и ИКТ 46 ИИСС «Информатика, 8-9 классы»
47 Информатика и ИКТ 47 ИИСС «Информатика, 8-9 классы»
48 Информатика и ИКТ 48 ИИСС «Информатика, 8-9 классы»
49 49 Информатика и ИКТ
50 Клавиатурные тренажеры 50
51 Электронные издания 51 CD «Алгоритмика 2.0» фирмы «Новый диск» CD «Математика, 5-11 кл. Практикум» фирмы «1С» Можно скачать из ЕК ЦОР (Электронные издания - Ресурсы на CD/DVD - Учебные CD для общего образования)
52 Система программирования КуМир Кумир работает в операционных системах Windows или Linux. Система Кумир распространяется свободно.
53 Методические пособия созданы на основе педагогического опыта автора и результатов широкомасштабного эксперимента содержат несколько вариантов планирования, подробные поурочные разработки, дидактические материалы, а также ответы, указания и решения ко всем заданиям в учебниках и рабочих тетрадях 53
54 Авторская мастерская 54
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.