Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемsvetly5school.narod.ru
1 «Реализация деятельностного подхода как средства гуманизации учебно-воспитательного процесса в организации предпрофильного и профильного обучения» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 г. Светлый 2008г.
2 Реализация деятельностного подхода как средства гуманизации учебно-воспитательного процесса в организации предпрофильного и профильного обучения: Материалы школьного методического семинара. Декабрь 2008г. /Сост. Кириллова Л.И.. – Светлый: МОУ СОШ 5, Сборник содержит материалы, отражающие работу учителей МОУ СОШ 5 над методической проблемой «Реализация деятельностного подхода как средства гуманизации учебно-воспитательного процесса в организации предпрофильного и профильного обучения». МОУ СОШ 5, 2008
3 В соответствии с планом методической работы школы в период с 5 по г. проходил методический семинар–практикум «Реализация деятельностного подхода как средства гуманизации учебно- воспитательного процесса в организации предпрофильного и профильного обучения». Семинар проходил в рамках работы педагогического коллектива над главной методической проблемой школы: «Совершенствование деятельностного подхода педагогического коллектива в обеспечении принципа гуманизации учебно-воспитательного процесса» и решения задач перехода на новые стандарты основного общего образования, предполагающего изменение целей обучения: перенос акцента с усвоения значительной по объему системы знаний на усвоение способов деятельности, развитие способности к самостоятельному решению проблемы в различных сферах деятельности.
4 Методический семинар преследовал цели: 1.Представление опыта работы педагогического коллектива по организации личностно-ориентированного подхода в процессе осуществления предпрофильного и профильного обучения учащихся. 2.Представление современных методик и технологий, позволяющих эффективно работать над формированием у учащихся способов самоорганизации учебной деятельности, осуществлением практической направленности обучения, оказанием педагогической помощи в выстраивании учащимися индивидуальной траектории обучения, развитием проектной культуры и проектной деятельности, формированием навыков практической деятельности, значимой для учащихся. 3. Методическую учёбу учителей по использованию современных технологий, средств методов и форм учебной работы, направленных на осуществление деятельностного подхода в обучении учащихся. 4.Представление творческих находок педагогов школы в использовании проектной технологии на уроках, как варианта организации деятельностного подхода в обучении учащихся.
5 В ходе семинара семь учителей: Симанкова И.В., Кириллова Л.И., Рощепкина Н.А., Бызова З.И., Епифанова Т.Н., Рубиш Ю.В., Карезина Н.В. на открытых уроках, внеклассных мероприятиях и занятиях предпрофильных и профильных элективных курсов представили опыт работы по проблеме: «Реализация деятельностного подхода как средства гуманизации учебно-воспитательного процесса в организации предпрофильного и профильного обучения». Открытые уроки, внеклассные мероприятия и занятия элективных курсов показали, что педагоги школы активно внедряют современные технологии, позволяющие на практике осуществить личностно-ориентированный подход в обучении учащихся старшего звена; владеют достаточным арсеналом современных методов, позволяющих эффективно работать над формированием у учащихся способов самоорганизации учебной деятельности, осуществлением практической направленности обучения, развитием образовательных компетенций в овладении способов учебной деятельности по применению полученных знаний в практической деятельности.
6 Учитель истории и обществознания Симанкова И.В. на диспуте, организованном для учащихся 10-х и 11-х классов по теме «Защита прав человека в России», представила педагогические находки в использовании групповых и коллективных форм работы, элементов организации исследовательской деятельности учащихся с целью реализации деятельностного подхода в формировании коммуникативных компетенций старшеклассников. Во вступительной части диспута учащиеся представили презентацию, отражающую исследовательскую работу по изучению истории Декларации прав человека, отражение в ней личных, политических, гражданских, социальных и культурных прав человека.
7 На уроке алгебры в профильном 11 «А» классе Бызова З.И. представила технологию деятельностной реализации компетентностного подхода. Учитель умело организовала работу по решению стихийно образованными группами учащихся прикладных задач. Например, каких размеров изготовить брус из бревна, чтобы отходов было меньше; каких размеров должен быть участок, чтобы площадь была больше; каковы должны быть размеры окна, чтобы освещенность помещения была больше и др. На этапе вхождения в проблему учитель обсудила с учениками, какую связь имеют предложенные задания к теме «Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции с помощью производной на интервале».
8 Деятельностный подход к проектированию содержания урока помог избежать отчуждённости между изучаемым предметом, личностью ученика и его интересами. Этому способствовали разработанные учителем дидактические материалы. Работа в группах, защита решения задачи способствовали развитию ценностно-смысловых, коммуникативных, общеучебных и предметных компетенций.
9 Рубиш Ю.В. познакомила коллег с опытом работы по использованию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению учащихся русскому языку на занятиях профильного элективного курса. Главную задачу работы элективного курса учитель видит в формировании коммуникативных компетенций учащихся посредством вовлечения их в практические виды учебной деятельности по предмету, направленные на подготовку учащихся к единому государственному экзамену.
10 Четкая актуализация задач занятия по теме «Работа над композицией», обсуждение с учащимися критериального подхода к оценке творческих работ на ЕГЭ помогли учителю умело создать исследовательскую, творческую атмосферу, предоставляющую учащимся возможность высказать свою точку зрения в решении обсуждаемых проблем. Презентации, подготовленные учителем к занятию, коллективная поисковая работа над их содержанием позволили учащимся сформировать представление о структуре композиции рецензии, этапах работы над вступлением и рецензией к тексту, типах конструкций формулирования авторской позиции, схеме работы над аргументацией, видах приводимых аргументов, приемов логичного введения аргументов в композицию, этапах работы над заключением, обобщением и формулированием выводов.
11 Вовлечение учащихся в активную работу над предложенным текстом статьи автора Е. Лосото предоставили им возможность активного общения между собой, возможность творчески подойти к применению накопленных знаний, воспринять и осмыслить проблему содержания статьи и изложить её в своем понимании. Опорная таблица «Структура рецензии», содержащая такие разделы, как «композиционные части», «образцы и шаблоны», «творческая работа» помогли учащимся успешно справиться с творческим заданием и защитить его в ходе коллективного обсуждения.
12 Четыре педагога школы Кириллова Л.И., Епифанова Т.Н., Рощепкина Н.А., Карезина Н.В. представили в ходе семинара творческие находки в использовании проектной технологии на уроках и элективных занятиях, как варианта организации деятельностного подхода в обучении учащихся и оказании им педагогической помощи в выстраивании индивидуальной траектории обучения. Ценность такого опыта применения данной формы деятельностного подхода в изучении учебного материала в том, что учитель имеет возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций учащихся: предметных (усвоение темы); общеучебныех (умение находить необходимый материал в учебных и справочных изданиях, компилировать основной блок из большого массива информации); информационно-технологическиих (использование Интернета и ПК); коммуникативных компетенций и других. Роль учителя - создание благоприятного фона для субъект-субъектных отношений внутри групп и различных форм коммуникации между группами, создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся и для приобретения ими социального опыта. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.
13 На открытом уроке – семинаре «Развитие жизни на Земле» учитель биологии Кириллова Л.И. представила коллегам формы и методы работы по формированию у учащихся навыков и способов практической, информационно-коммуникативной и рефлексивной учебной деятельности, а также развитие познавательного интереса к предмету с целью вовлечения учащихся в работу предпрофильных курсов по предмету. Использование групповых форм работы над учебными проектами позволило учителю не только вовлечь каждого ученика в активную работу по обобщению и систематизации знаний изученной темы, но и целенаправленно работать над развитием информационно-коммуникативных компетенций, культуры и навыков проектной деятельности учащихся.
14 В ходе семинара было представлено и защищено шесть учебных проектов, раскрывающих направления и причины эволюции в каждую геологическую эпоху, общие закономерности и результаты развития жизни на Земле. Защита проектов показала достаточный уровень сформированности у учащихся коллективных способов деятельности над учебными проектами, умений отбирать с помощью современных информационных технологий необходимую информацию, творчески подходить к оформлению проектов с помощью программы Power Point, представлять коллективные результаты труда, осуществлять рефлексию собственной деятельности и деятельности других учащихся. Хорошие результаты, показанные учащимися на интерактивном тестировании, проведенном в конце урока, свидетельствуют о целесообразности применения перечисленных форм и методов работы.
15 Карезина Н.В. на открытом занятии элективного курса «География международного туризма» поделилась опытом организации деятельностного подхода в решении задач предпрофильной подготовки учащихся. На уроке были представлены результаты работы учащихся над творческими проектами по созданию рекламных туристических проспектов и их защита. Учащимся в семи проектах удалось успешно представить применение полученных знаний в ходе изучения элективного курса на практике. Групповые формы работы, вовлечение учащихся в учебную деятельность по отбору и поиску необходимого материала с помощью современных интернет технологий, обсуждение и защита проектов позволили учителю успешно реализовать задачи развития образовательных компетенций в овладении способами учебной деятельности по применению полученных знаний в практической деятельности и развитию информационно- коммуникативных компетенций учащихся. Рекламные проекты, созданные учащимися с помощью программы Power Point, отличались логичностью построения представляемого материала, индивидуальностью стиля исполнения, достаточной информационной и наглядной насыщенностью представляемого в рекламном туристическом проспекте материала о предлагаемой для туризма стране. Вовлечение учащихся в совместную работу по разработке критериев оценивания проектов и их защиту позволили успешно решать задачи развития у учащихся навыков рефлексии собственной деятельности и деятельности одноклассников.
16 Учитель информатики Епифанова Т.Н. на открытом занятии профильного элективного курса в параллели 10-х классов организовала практическую деятельность учащихся над выполнением учебных мини- проектов по созданию интерфейса пользователя на основе имеющихся проектов. Проблемный подход к изложению нового материала, использованный в начале занятия способствовал вовлечению учащихся в совместную коллективную деятельность по составлению перечня требований к созданию интерфейса пользователя.
17 После объяснения последовательности этапов выполнения работы по созданию интерфейса и представления собственного проекта, учитель предоставила возможность учащимся на основе имеющихся проектов разработать индивидуальные мини – проекты интерфейса пользователя. Умелое создание на занятии ситуации успеха и творческой атмосферы, использование метода «быстрого старта» - предложения поэтапного алгоритма выполнения задания, своевременное оказание индивидуальной помощи учащимся позволило учащимся успешно справиться с творческим заданием. Защита учащимися проектов показала достаточный уровень сформированности образовательных компетенций учащихся по предмету, умение применить полученные знания в новой ситуации и способность индивидуально и творчески подойти к выполнению учебного проекта.
18 Успешную работу по использованию деятельностного подхода в реализации профильного обучения учащихся 11-х классов на занятиях элективного курса «Основы химического анализа» представила в ходе методического семинара учитель химии Рощепкина Н.А. На занятии по теме «Комплексные соединения» учителю удалось оптимально сочетать проектно- исследовательский метод работы с организацией выполнения учащимися практической работы «Получение комплексных соединений». В процессе занятия учащиеся представили результаты исследовательской деятельности, выполненные с помощью программы Power Point, раскрывающие историю создания теории комплексных соединений, принципы номенклатуры и алгоритм написания формул комплексных соединений, применение комплексных соединений в химическом анализе, поведение комплексных соединений в растворах.
19 С целью развития навыков применения знаний в новых ситуациях учащиеся были вовлечены в выполнение индивидуальных творческих практических заданий получения комплексных соединений с последующей демонстрацией результатов и защитой практической работы. Увлеченность, с которой учащиеся выполняли и представляли результаты исследовательской и практической работы, свидетельствует об удовлетворенности интересов учащихся в выборе собственной траектории обучения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.