Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.asschool20.edusite.ru
1 Кейс-стади преподаватель истории МОУ «Средней общеобразовательной школы 20» Гавриловой Светланы Викторовны
2 Кратко об истории кейсов. Кейс-метод – в основе своей педагогический. Он имеет историю, которая начинается с XVII в., когда теологи брали из жизни реальные случаи и анализировали их, обучая своих студентов. Родиной современного метода являются Соединенные Штаты Америки, а более точно – Школа бизнеса Гарвардского университета. В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был издан в 1921 г. Культурологической основой появления и развития кейс метода явился принцип "прецедента" или "случая". "Метод Case Study" наиболее широко используется в обучении экономике и бизнесу, а в последнее время нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции, математики и других наук.
3 Метод «Кейс-стади». Кейс-стади – (от английского case study – изучение ситуации) качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Сущность кейс-стади – изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев.
4 Что такое кейс? Кейс - это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию: - для принятия решения, - разрешения конфликта или проблемы, которая может быть предложена для обсуждения в группе -и выявления позиций слушателей по существу вопроса.
5 Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других. Он является эффективной формой тренировки управленцев.
6 Кейс-метод Кейс-метод - это рассмотрение и оценка реальной ситуации. Он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят. Кейсы бывают разной направленности, разной сложности. В зависимости от содержания их можно использовать как материал для самостоятельной творческой работы учащихся по разным дисциплинам (менеджмент, маркетинг, финансы, психология, государственное и муниципальное управление, право и т.д.). Кейсы могут быть и междисциплинарными.
7 Преимущества кейс - метода Метод "Case study" относится к одному из "продвинутых" активных методов. Метод имеет свои сильные стороны, к которым можно отнести: возможность работы группы на едином проблемном поле; использование структурированной информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени; использование принципов проблемного обучения; возможность получения учащимися не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций; возможность создания новых продуктивных моделей деятельности; выработки навыков простейших обобщений.
8 Преимущества кейс - метода заключаются в том, что он: дает знакомство с реальной жизнью; заставляет углубиться в процесс принятия решений; тренирует остроту реакции на проблемы; дает аналогии; развивает умение вести доказательную полемику; позволяет выявить тенденции и закономерности, наиболее личные ситуации; помогает формировать стратегическое мышление.
9 Что не является «кейсом»? Хью МакЛин выделяет три признака: 1.Не актуальный и не вызывающий интереса материал (отсутствие загадки, отсутствие вопроса, отсутствие противоречия); 2.Материал в котором отсутствует изложения контекста; 3.Отсутствие в описании материала определенных живых элементов: истории, интервью.
10 Задание 1. Работа в группе Рассмотрев предложенные кейсы, выделите основные признаки, которым должен отвечать кейс. При работе необходимо учитывать признаки Хью МакЛина и работать от обратного.
11 Задание 2. Работа в группе Выберите тему для разработки кейса. Обоснуйте ее актуальность, подготовьте выступление.
12 Как разработать кейс? Ряд типовых шагов для создания Кейса: 1. Определение темы и вопроса исследования; 2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»; 3. Определение контекста; 4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала; 5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации; 6. Описание и редактирование кейса; 7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
13 Как написать хороший кейс? Структура кейса: контекст (значимые данные об окружающих (внешних) факторах которые помогают понять и интерпретировать кейс) ; случай (это определенная вещь которая нас интересует и как она связана с главным вопросом исследования) ; факты (объективная информация (статистика, отрывки из документов, результаты анкетирования, экспертные мнения, фото и пр.)) ; решения (вариативная часть кейса которая может содержать рефлексию, комментарии, сценарий).
14 Что повышает привлекательность кейса? При описании кейса необходимо учитывать язык изложения. Привлекательность кейса повышает использование интересной завязки, ясность изложения, наличие необходимых примеров и живых иллюстраций.
15 Структура кейса Предисловие вводная часть, дает общую информацию о кейсе. Может содержать вызов, - небольшое вступление, интригующее читателя. Существуют следующие представления предисловия: резюме, краткое изложение кейса, исходные данные исследования, глосарий терминов, ключевые моменты, формулировка вопросов для исследования, содержание; Основная часть контекст, случай, факты и решения; Послесловие завершающая часть кейса, имеет вариативный характер, представляет дополнительную информацию, которая позволит автору лучше разобраться в кейсе. Возможно размещение информации: база данных, приложения, ссылки, библиография, список контактов.
16 Задание 3. Работа с кейсами В предложенном Вам тексте выделите: предисловие; основная часть; послесловие. Обоснуйте основные признаки этих составляющих.
17 С чего лучше всего начинать описание кейса? В начале описания можно предложить определенную сюжетную завязку, которая вызовет интерес к рассматриваемой ситуации. Можно начать с гипотезы и и рассматривать ситуацию, подтверждая или опровергая гипотезу.
18 Как оценить качество кейса? Возможные критерии оценки: Соответствие представленного описания требованиям метода кейс-стади; Полнота и адекватность описания «конкретного случая»; Соблюдение оптимального баланса между различными частями кейс-стади (случай, контекст, факты, решения); Качество выполненного описания: логичность стиль изложения; Соответствие кейса его функциональному назначению (исследование изменений, обучение, иллюстрация, диагностический материал и другое).
19 Какие виды кейсов различают? По типу исследовательской стратегииПо типу исследовательской стратегии; По применению; По действующим субъектам кейса; По наличию сюжета; По временной последовательности материала; По объему; По структурному наполнению; По способам представления.
20 Какие виды кейсов различают? По типу исследовательской стратегии: разведывательный (exploratory) направлен на определение предварительных гипотез, уточнение фокусов исследования; описательный (descriptive) нацелен на получение информации, позволяющей дать достаточно полное описание объекта, всех его важных количественных и качественных характеристик; объяснительный (explanatory or causal) предполагает выяснение причинно-следственных связей, содержит предположения о причинах и следствиях явлений и процессов, происходящих в объекте. возврат к оглавлению
21 Какие виды кейсов различают? По применению: иллюстративныйкейс может использоваться при разработке различных документов (часто прилагаются к документам для того, чтобы привести примеры того, как это происходит на практике); исследовательский кейс направлен на изучение конкретных случаев (чаще используются для получения качественных данных с целью анализа разных аспектов изучаемого явления для объяснения, подтверждения результатов или принятия решения); возврат к оглавлению
22 учебный кейс предназначен для повышения эффективности образовательной деятельности: в качестве иллюстрации для решения определенной проблемы, объяснения того или иного явления, изучения особенностей его проявлений в реальной жизни, развития компетенция, направленных на разрешение различных жизненных и производственных ситуаций (использование кейса предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся); диагностический кейс может использоваться для оценки работников при приеме на работу, аттестации, формировании резерва и др. возврат к оглавлению
23 По действующим субъектам кейса: личностные кейсы, в которых действуют конкретные личности: менеджеры, политики, руководители; организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения; многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов. возврат к оглавлению
24 По наличию сюжета: сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций; бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета. возврат к оглавлению
25 По временной последовательности материала: кейсы с естественной временной последовательностью событий (от прошлого к настоящему) позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи. кейсы-воспоминания характеризуются тем, что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемные, фрагментарны, что затрудняет восстановление временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, её осмыслению в аспекте той или иной познавательной парадигмы. прогностические кейсы, представляя описание событий недавнего прошлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант (сценарии) развития ситуации. возврат к оглавлению
26 По объему: мини-кейс; кейс средних размеров; макро-кейс; возврат к оглавлению
27 По структурному наполнению: единичный кейс – кейс, являющийся самостоятельным исследованием какого-то одного уникального явления; множественный кейс – комплекс кейсов, объединенных общими исследовательскими задачами. возврат к оглавлению
28 По способам представления материала: аналитическая справка, отчет, рассказ, эссе, журналистское расследование, очерк, совокупность фактов, совокупность статистических материалов, совокупность документов и производственных образцов. возврат к оглавлению
29 Сурмин Ю.П. предлагает классификацию кейсов на основании заложенных в них ситуаций. Вид явления, определяющего ситуацию Характеристика этого явления Потребность Обостренная нужда, удовлетворение которой сдерживается некоторыми факторами Выбор Необходимость выбрать одну альтернативу из нескольких Кризис Резкое ухудшение состояния дел в той или иной системе вплоть до её разрушения Конфликт Наблюдается стремление противоположных сторон завладеть ограниченным ресурсом Борьба Идет противоборство сторон в соответствии со своими стратегиями и тактиками Инновация Появление нововведения, меняющего привычный уклад жизни
30 1. Кейс "Потребность". В основе ситуации выступают потребности человека или группы в чем-либо и представляются собой как состояние недостатка, оказывающее стимулирующее воздействие на деятельность, которая в свою очередь ликвидирует этот недостаток. Анализ данного типа кейсов должен начинаться с выявления типа заложенной в него потребности. После идентификации потребности выявляются возможные варианты её удовлетворения.
31 2. Кейс "Выбор". В основе ситуация выбора, в которую чаще всего попадает работник или руководитель. Обычно ситуация здесь как бы раздваивается - главному герою хочется принять обе альтернативы, ибо каждая из них затрагивает его коренные интересы. Но выбрать можно только одну! Анализ такого кейса обычно предполагает оценку достоинств и недостатков обоих альтернатив и обоснование оптимального выбора.
32 3. Кейс "Кризис". В основе ситуация нестабильности. Для неё свойственны следующие параметры: наличие угрозы высокоприоритетным целям и ценностям; ставится под вопрос само выживание участников благодаря экстремальности ситуации; острый дефицит времени для реагирования на угрозу; отсутствие реальных моделей для выхода из кризиса. Анализ такого кейса предполагает прогнозирование, оценку вероятности угрозы кризиса, поиск путей реагирования на него. Важны также адекватность стратегических планов, обеспеченность ресурсами и средствами.
33 4. Кейс "Конфликт". Его основное назначение заключается в том, чтобы выработать у учащихся навыки поведения в конфликтной ситуации, а также способность принимать решения и в том числе решения по профилактике или преодолению конфликтов. Анализ этого кейса предполагает решение пяти вопросов: 1. Какой тип заложенного в кейс конфликта? 2. Какой этап протекания конфликта? 3. Какая роль и функции конфликта? 4.Какая структура конфликта? 5. Какие способы и пути разрешения конфликта?
34 5. Кейс "Борьба". Это специфический этап конфликта, когда между двумя сторонами наблюдаются целенаправленные действия по захвату предмета противоборства и блокированию действий противника. Анализ кейса, основанного на борьбе, предполагает определение степени остроты этой борьбы, выявление её характера, масштабов и социальных последствий. После этого принимается решение о воздействии на борьбу (миротворчество, компромисс, устранение одной или обеих сторон и т.д.).
35 6. Кейс "Инновация". Нововведения играют особо важную роль в организации деятельности, под которыми понимают новое средство более эффективного удовлетворения какой-либо потребности. Их возникновение и продвижение приводит к возникновению значительного числа проблем, которые выступают предметом анализа в кейсах. Инновационные кейсы могут быть эффективными средствами обучения инновационному менеджменту. При этом они позволяют понять формирование факторов поддержки и торможения нововведений, воздействия их на конфликты в организациях.
36 Обучающиеся (школьники, студенты, специалисты и т.п.) изучают полученные материалы и анализируют ситуацию в группах. После чего в каждой группе генерируются различные идеи по поводу решения данной проблемы, затем принятые предложения оформляются для презентации всей аудитории; На следующем этапе работы проводится презентация, в ходе которой каждая группа предлагается всей аудитории решение данной проблемы с обоснованием своих аргументов; После презентации материалов всех групп проводится пресс-конференция, в ходе которой обучающиеся делятся своими выводами о ходе групповой работы и сути решенной (или решаемой) проблемы.
37 Метод SWOT (англ.SWOT) сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
38 Сильные стороны … Возможности … Угрозы … ПОЛЕ СИВПОЛЕ СИУ Слабые стороны … ПОЛЕ СЛВПОЛЕ СЛУ После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид. Рис.2 Матрица СВОТ
39 Задание 1 Проанализируйте предложенную Вам ситуацию, заполните таблицу, определяя сильные и слабые стороны внутренней среды и возможности и угрозы.
40 ВозможностиСильные стороны УгрозыСлабые стороны Внешняя средаОрганизация (система)
41 Политика +- Экономика +- Социум +- Управленческие технологии +-
42 Проведите работу по определению составляющих отвечая на следующие вопросы : какие имеющиеся у школы сильные стороны могут быть усилены еще больше, и что для этого необходимо сделать? какие слабые стороны можно преодолеть, не допустить в дальнейшем, компенсировать, уменьшить их влияние и как именно? что нужно сделать для усиления благоприятных возможностей внешнего влияния на школу и как научиться вовремя распознавать и использовать их в интересах школы? как противостоять внешним опасностям, угрозам и рискам?
43 С.А.Мухина, А.А.Соловьева Современные инновационные технологии обучения. – М.:ГЭОТАР – Медиа, – 360 с. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. Проф. Соломина В.П. –СПб.: Питер, – 240 с. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Д- ра социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. – Киев: Центр инноваций и развития, 202. – 286 с. Хью МакЛин, И.Кузнецова, Т.Никулина, А.Поздняков, А.Зоткин Кейс-стади в образовании. Сборник материалов для создания кейсов с электронным сопровождением / Под ред. И.Кузнецовой.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.