Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемfestival.1september.ru
1 Урок в рамках подготовки к ЕГЭ. Мультимедийная презентация к уроку по теме «Повторение. Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий». по теме «Повторение. Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий». Разработала учитель русского языка и литературы гимназии 87 Алмазян Офелия Овсеповна 2007
2 Тематическая разработка урока Тематическая разработка урока курса «Русский язык» в 10 классе. курса «Русский язык» в 10 классе. МОУ гимназии 87 МОУ гимназии 87 Класс: 10 «Б» Класс: 10 «Б» Учитель: Алмазян Офелия Овсеповна Учитель: Алмазян Офелия Овсеповна Данный урок соответствует ГТП авторизованной программы Власенкова А.И. по русскому языку для классов, ориентированной на совершенствование орфографической, пунктуационной грамотности учащихся, а также углубление знаний и развитие умений учащихся по орфоэпии, словообразованию, синтаксису. Данный урок соответствует ГТП авторизованной программы Власенкова А.И. по русскому языку для классов, ориентированной на совершенствование орфографической, пунктуационной грамотности учащихся, а также углубление знаний и развитие умений учащихся по орфоэпии, словообразованию, синтаксису. Количество часов в неделю, отводимое на изучение русского языка в 10 классе- 2, количество часов в год- 70. Количество часов в неделю, отводимое на изучение русского языка в 10 классе- 2, количество часов в год- 70. Данный урок- продолжение повторения изученного материала в рамках подготовки к ЕГЭ. Данный урок- продолжение повторения изученного материала в рамках подготовки к ЕГЭ. По дидактическим целям- углубление знаний на более высоком уровне. По дидактическим целям- углубление знаний на более высоком уровне. По структуре данный урок- комбинированный. По структуре данный урок- комбинированный. Планирование составлено на основе Модифицированной (Авторизованной) программы по русскому языку (разработана на основе «Программы по русскому языку для классов общеобразовательных учреждений» под редакцией А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченковой) Москва, 2002 год. Планирование составлено на основе Модифицированной (Авторизованной) программы по русскому языку (разработана на основе «Программы по русскому языку для классов общеобразовательных учреждений» под редакцией А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченковой) Москва, 2002 год.
3 Дополнительная литература: методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи класс». Москва. «Просвещение» год (под редакцией А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченковой). методические рекомендации к учебнику «Русский язык классы». Москва. «Русское слово» год ( под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина). методические рекомендации к учебнику «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». Москва. «Просвещение» год (под редакцией В.Ф.Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко). Учебник: Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. ( Учебник для классов под редакцией А.И. Влаенкова, Л.М. Рыбченковой. Москва. «Просвещение» год).
4 Тема: Повторение. Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Тема: Повторение. Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Цели: Цели: Образовательные: Образовательные: закрепление навыков правописания -н- и -нн- в разных частях речи закрепление навыков правописания -н- и -нн- в разных частях речи расширение полученных сведений о правописании -н- и -нн- в наречиях, прилагательных и причастиях расширение полученных сведений о правописании -н- и -нн- в наречиях, прилагательных и причастиях совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся Результаты обучения: овладеть орфографической грамотностью, достаточной для свободного выполнения тестового задания. Результаты обучения: овладеть орфографической грамотностью, достаточной для свободного выполнения тестового задания. Развивающие: Развивающие: развитие навыков самоконтроля, необходимого при выполнении тестов развитие навыков самоконтроля, необходимого при выполнении тестов помочь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций помочь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций Воспитывающие: формировать верную позицию учащихся, зоркость и внимательность в работе над тестовыми заданиями Воспитывающие: формировать верную позицию учащихся, зоркость и внимательность в работе над тестовыми заданиями
5 Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий и наречий часто вызывает затруднение.
6 Р Русский язык в 10 классе- это учебный курс, включающий в себя то, чем овладели учащиеся на уроках русского языка предшествующих классов. Но он призван расширить полученные ранее сведения и нацелен на дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, так как это необходимо при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Необходимо также просматривать трудные случаи правописания и постановки знаков препинания и овладевать культурой речи. Обращаться к грамматической теории, лексико-фразеологическим, стилистическим, речеведческим понятиям, что поможет углубить и расширить знания учащихся в системе языка. П Подготовка к ЕГЭ должна базироваться на использовании передовых образовательных технологий. Преподавание в современных условиях должно обеспечивать высокие результаты выполнения учащимися тестов ЕГЭ и требование комплексного подхода к полученным знаниям, а также выявление уровня знаний, навыков и умений по теме, способность учащихся целенаправленно использовать знания по орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису и культуре речи.
7 Тема урока вызвала живой интерес у учащихся.
8 Урок по русскому языку в 10 Б классе Цель урока: закрепить навыки правописания -н- и -нн- в разных частях речи определить именное и отглагольное происхождение слов и выработать навык определения именных и отглагольных образований выбора -н- и -нн- в суффиксах расширить полученные сведения о правописании -н- и - нн- в наречиях, прилагательных и причастиях различать краткие формы причастий и прилагательных, образованных от полных причастий совершенствовать орфографическую, пунктуационную и речевую грамотность учащихся закрепить знания о правописании слов-исключений
9 Оборудование урока: Оборудование урока: интерактивная доска интерактивная доска раздаточный материал раздаточный материал рабочие тетради рабочие тетради папки для подготовки к ЕГЭ папки для подготовки к ЕГЭ учебники учебники тесты тесты Ход урока: Ход урока: приветствие приветствие проверка готовности к уроку (наличие тетрадей, учебников, тестовых заданий, папок для подготовки к ЕГЭ) проверка готовности к уроку (наличие тетрадей, учебников, тестовых заданий, папок для подготовки к ЕГЭ) Орфоэпическая разминка (2 человека работают у доски). У каждого на столе индивидуальное задание.
10 I вариант II вариант I вариант II вариант Алкоголь Аргумент Алкоголь Аргумент Егоза Бармен Егоза Бармен Жалюзи Грушевый Жалюзи Грушевый Красивее Договор Красивее Договор Каталог Звонить Каталог Звонить Апостроф Атлас (ткань) Апостроф Атлас (ткань) Завидно Баловать Завидно Баловать Заговор Газопровод Заговор Газопровод Искра Дремота Искра Дремота Мизерный Задолго Мизерный Задолго
11 Но прежде всего мы вспомнили культуру речи и провели орфоэпическую разминку.
12 Лермонтовский Кавказ Вдохновен..о воспетый Лермонтовым Кавказ давно уже стал об..тован..ой землей мил..ионов читателей великого поэта. (Не) возможно представить себе этот чудесный край (не) думая о Лермонтове. Где бы вы (н..) были в походе или на отдыхе в диких ущел..ях или на горных тропинках в Грузи.. или Даг..стане всюду с благодарностью вспомните Лермонтова. Любуясь живописными п..йзажами в..лич..ствен..ой красотой Кавказа вы (не) вольно подумаете о том что когда –то уже позн..комились с ними и навсегда полюбили их читая произв..дения поэта… На всём Кавказе из..е..ж..ом и и..хожен..ом Лермонтовым нет другого места где (бы) так же тесно как и в Пятигорске переплетались нити личной и творческой б..ографи.. поэта. Вот почему так влеч..т к себе всех этот уголок земли. Здесь многое напоминает о Лермонтове потому что Пятигорье это частица жизни поэта (на) веки запечатлен..ая в старин..ых домах и памятниках и в с..неющих горах и прозрачной лазур.. неба…
13 Задания к тесту: Задания к тесту: Ученику у доски вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, постановку знаков препинания. Ученику у доски вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, постановку знаков препинания. Синтаксический разбор предложений: Синтаксический разбор предложений: Один ученик разбирает первое предложение и определяет тип сказуемого. Один ученик разбирает первое предложение и определяет тип сказуемого. Вдохновенно воспетый Лермонтовым Кавказ давно уже стал обетованной землей миллионов читателей великого поэта. Вдохновенно воспетый Лермонтовым Кавказ давно уже стал обетованной землей миллионов читателей великого поэта. Второй- первое предложение второго абзаца и определяет вид односоставного предложения Второй- первое предложение второго абзаца и определяет вид односоставного предложения На всем Кавказе, изъезженном и исхоженном Лремонтовым, нет другого места, где бы так же тесно, как в Пятигорске, переплетались нити личной и творческой биографии поэта. На всем Кавказе, изъезженном и исхоженном Лремонтовым, нет другого места, где бы так же тесно, как в Пятигорске, переплетались нити личной и творческой биографии поэта. Выписать слова, в которых пропущены -н- и -нн- и разобрать их по составу : Выписать слова, в которых пропущены -н- и -нн- и разобрать их по составу : изъезженном ; старинных ; вдохновенно ; величественной изъезженном ; старинных ; вдохновенно ; величественной исхоженном; обетованной ; туманный исхоженном; обетованной ; туманный Что объединяет эти слова? (правописание -н- и -нн-) Что объединяет эти слова? (правописание -н- и -нн-) О каких частях речи мы говорим? (прилагательное, причастие, наречие) О каких частях речи мы говорим? (прилагательное, причастие, наречие) Каким способом образованны эти слова? (морфологическим способом, суффиксальным) Каким способом образованны эти слова? (морфологическим способом, суффиксальным)
14 Есть прилагательные отыменные (т.е. образованные от имени существительного)ветер- ветреный, серебро- серебряный и отглагольные (воспитать- воспитанный). На доске проецируется таблица. -н- и -нн- в суффиксах прилагательных
15 -н- пишется: -нн- пишется: В отыменных прилагательных: а)с суффиксами -ан-, -ян- : а)с суффиксами -ан-, -ян- : кожа - кож-ан-ый серебро – серебр-ян-ый Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный; б) в отыменных прилагательных с суффиксом -ин-: б) в отыменных прилагательных с суффиксом -ин-: гус-ин-ый, гост-ин-ая в отглагольных прилагательных а) образованных от форм несовершенного вида в суффиксах -ен-, -ён-, -ан-, -ян- : ходить – хож-ен-ый носить – нош-ен-ый мудрить – мудр-ен-ый звать – зв-ан-ый рдеть – рд-ян-ый Исключения: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, священный, нетленный, недреманный б) в составе сложных слов: б) в составе сложных слов:гладкокраш-ен-ый домотк-ан-ый домотк-ан-ыймалонош-ен-ый В сочетаниях « глаженые-переглаженые брюки », « латаная- перелатаная шуба », « ношеный-переношеный костюм », « штопаные-перештопаные носки » и т.п. во второй части сложных образований, несмотря на приставку, целесообразно писать одно н. на стыке корня и суффикса: луна – лун-н-ый стена - настен-н-ый племя(племен) – племен-н-ой в отыменных прилагательных с суффиксами -енн- и -онн-: буква – букв-енн-ый свойство – свойств-енн-ый лекция – лекции-онн-ый; в суффиксах -енн-, -ённ-, -анн-, -янн- в отглагольных прилагательных, образованных от форм совершенного вида: выходить – выхож-енн-ый поносить – понош-енн-ый смирить – симр-енн-ый растерять – растер-янн-ый Исключения: названый брат, посаженый отец, приданое (невесты) в отглагольных прилагательных с суффиксами -ованн-(-ёванн- ): рисковать – риск-ованн-ый циклевать – цикл-еванн-ый Примечание. В прилагательных кованый, жеваний пишется одно н.
16 А что бы вы хотели добавить сами? (+масленый, масляной, слова исключения, не указанные в учебнике: пряный, румяны, юный, ветреный, ветряная мельница). А что бы вы хотели добавить сами? (+масленый, масляной, слова исключения, не указанные в учебнике: пряный, румяны, юный, ветреный, ветряная мельница). Различие написания слов: Различие написания слов: 1.ветреный (день, юноша) (т.е. легкомысленный), 1.ветреный (день, юноша) (т.е. легкомысленный), ветряная (мельница, оспа) ветряная (мельница, оспа) но безветренный но безветренный 2.масленый (блин, каша) (т.е. смазанный маслом)- масленый взгляд(образное словоупотребление) 2.масленый (блин, каша) (т.е. смазанный маслом)- масленый взгляд(образное словоупотребление) масляный (из масла, от масла)- масляное пятно, краски. масляный (из масла, от масла)- масляное пятно, краски. Запомни: в словах, образованных от основ на ск, ц, ч, перед суффиксом -н- или перед суффиксами, начинающимися с н, пишется ч (хотя в некоторых из этих слов произносится ш): скука – скучный, скворец – скворечня. Так же пишутся женские отчества, образованные от мужских на –ич ( Никитич - Никитична). Запомни: в словах, образованных от основ на ск, ц, ч, перед суффиксом -н- или перед суффиксами, начинающимися с н, пишется ч (хотя в некоторых из этих слов произносится ш): скука – скучный, скворец – скворечня. Так же пишутся женские отчества, образованные от мужских на –ич ( Никитич - Никитична). В отдельных словах пишется -шн : двурушник (ср. рука) В отдельных словах пишется -шн : двурушник (ср. рука) В словах, образованных от основ на х, перед суффиксом -н- пишется ш (золотуха - золотушный). В словах, образованных от основ на х, перед суффиксом -н- пишется ш (золотуха - золотушный). Вспомним также о правописании существительных труженик, масленица, пудреница, вареник, гостиная, ветреница, мудреность, смышленость ( все эти слова записываются в тетради). Вспомним также о правописании существительных труженик, масленица, пудреница, вареник, гостиная, ветреница, мудреность, смышленость ( все эти слова записываются в тетради).
17 Выполните тест с комментариями. Пчели ый ( ), бараба ый ( ), оловя ый ( ), песча ый ( ), лекарстве ый ( ), комари ый ( ), урага ый ( ), ледя ой ( ), це ый ( ), деревя ый ( ), клюкве ый ( ), осе ий ( ), революцио ый ( ), платя ой ( ), лу ый ( ).
19 Как можно отличить прилагательное от причастия? (Если нет зависимых слов и нет приставки, то это прилагательное : груженый вагон- вязаная кофта. В кратких прилагательных пишется столько Н сколько в полных). Как можно отличить прилагательное от причастия? (Если нет зависимых слов и нет приставки, то это прилагательное : груженый вагон- вязаная кофта. В кратких прилагательных пишется столько Н сколько в полных). 1)Краткие отглагольные прилагательные можно отличить от кратких причастий тем, что они не имеют после себя дополнения, отвечающего на вопрос «чем? кем?». Например. Население было собрано начальником гарнизона. Она воспитана в строгих правилах. Она воспитана в строгих правилах. Краткие причастия отличаются возможностью трансформации в глагол. Краткие причастия отличаются возможностью трансформации в глагол. Газета прочитана (что сделана?) Газета прочитана (что сделана?) Газету прочитали. Газету прочитали. 2) Краткие прилагательные можно заменить другими прилагательными Девушка начитанна (умна, эрудированна) Девушка начитанна (умна, эрудированна)
20 Закрепим наши теоретические знания практическим заданием. Закрепим наши теоретические знания практическим заданием. Стулья завале ы книгами – Лома ая линия – Копче ая рыба – Замороже ое филе – Поджаре ая колбаса – Гримирова ый артист – Лица вымаза ы сажей – Лома ый грош – Машина заправле а – Тяжело груже ая баржа – Ягоды подавле ы в корзине – Каша сваре а – Запута ые нитки – Пута ые мысли – Плете ая из ивняка корзина –
21 Вот как можно отличить прилагательное от причастия.
22 Сейчас усложняется задача и нам необходимо определить, в какой части речи пропущена буква. Сейчас усложняется задача и нам необходимо определить, в какой части речи пропущена буква. Бесчисле ое ( )Фарширова ый ( ) Письме ый ( )Слома ый ( ) Провере ый ( )Бесце ый ( ) Перегруже ый ( ) Купле ый ( ) Рва ый ( )Порва ый ( ) Ветре ый ( )Соломе ый ( ) Закопче ый ( )Разорва ый ( )
24 Чем вы руководствовались при определении частей речи? Чем вы руководствовались при определении частей речи? Сколько -н- пишется в наречиях? Сколько -н- пишется в наречиях? В следующем тесте необходимо отличить наречие от прилагательного и причастия.
25 Распределите словосочетания по колонкам таблицы Наречия Отвечают на вопрос КАК ? Краткие прилагательные и причастия Отвечают на вопрос КАКОВ ? Смотрел удивленно, раздражен шумом, мышцы напряжены, походка медленна, помощь обеспечена, все удивлены, поступил совершенно правильно, жил обеспеченно, говорил раздраженно, работали напряженно, шел медленно, конструкция совершенна.
26 И даже преподавателям было интересно увидеть такой необыкновенный урок.
27 Обобщение. Обобщение. Какие разделы науки о языке мы вспомнили? (Орфоэпия, словообразование, морфология, синтаксис). Домашнее задание упр.195 стр.94. Вам также необходимо вспомнить «Лексикологию», определить значения данных слов и подготовиться к лексической разминке. Домашнее задание упр.195 стр.94. Вам также необходимо вспомнить «Лексикологию», определить значения данных слов и подготовиться к лексической разминке. Объясните значения слов (у каждого ученика на столе индивидуальный тест): Апокалипсис, ареал, аффект, бутафория, генезис, диалект, епархия, зеница, импонировать, консилиум, менталитет, некролог, нонсенс, нувориш. Самое главное, не забудьте сложить все листы в папки по подготовке к ЕГЭ.
28 Применение современных технологий на уроках русского языка произвело большое впечатление на всех участников педагогического марафона.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.