Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемschooln30.ucoz.ru
1 Лексика Презентация учителя русского языка и литературы МБОУ Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 30 Султановой М. А.
2 Тема: Лексика Количество часов по программе – 2 Класс -10 Цели урока: 1. Дидактическая – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний, полученных в основной школе. Задача: глубже понять секреты слов, составляющих лексический состав русского языка. 2. Воспитательная и развивающая – обеспечения развития культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом. Задача: материал преподнести крупным блоком, логически выстроенным. Сведения должны носить системный обобщающий характер и подчиняться формированию конкретных практических умений и навыков, а также навыков анализа и систематизации информации. 3. Психологическая – точно выражать свои мысли, правильно говорить; адекватно анализировать свою учебную деятельность и правильно оценивать деятельность коллектива.
3 Структура технологии урока творческого развития ориентированно- мотивационный этап (ОМЭ)ориентированно- мотивационный этап (ОМЭ) – 10 мин. операционально- исполнительский этап (ОИЭ)операционально- исполнительский этап (ОИЭ) – 30 мин. рефлексивно- оценочный этап (РОЭ)рефлексивно- оценочный этап (РОЭ) – 5 мин.
4 Листок самооценки и самоконтроля Фамилия, имя учащегося Класс п/п ЗаданиеБаллыКомментарийИтог 1Теоретический вопрос 2Тест на листочке 3Групповая работа 4Индивидуальная работа на карточке.
5 Лексика Лексическое значение слов однозначные слова многозначные слова Смысловые связи между словами омонимыантонимы синонимы Происхождение слов иноязычные слова исконно русские слова в разных стилях речи в разные исторические эпохи разными группами людей общеупотре- бительные слова необщеупотре- бительные слова разговорные слова книжные слова нейтральные слова активнаяустаревшая архаизмы историзмы
6 Ориентированно-мотивационный этап (ОМЭ) – 10 мин. 1. Проверка творческих заданий (групповая работа) I группаУпр. 18, стр. 17 II группаУпр. 19, стр. 18 III группаУпр. 23, стр. 19 IV группаУпр. 15, стр. 16 V группаУпр. 14, стр. 14 VI группаУпр. 29, стр. 21 а) Систематизация знаний; б) Выравнивание знаний, исправление ошибок, умение анализировать.
7 Операционально-исполнительский этап (ОИЭ) – 30 мин. 1. Расчленение УЗ на отдельные задания. Работа по группам На доске таблица Лексика русского языка… 1 группа: подобрать примеры однозначных и многозначных слов. 2 группа: привести примеры омонимов, антонимов, синонимов. 3 группа: привести примеры общеупотребительных и необщеупотребительных слов. 4 группа: привести примеры из разговорной лексиски; книжные и нейтральные слова. 5 группа: активная лексиска и устаревшие слова (подобрать примеры). 6 группа: примеры исконно русских и иноязычных слов. Учащимся раздаются тексты УЗ: а) выписать из текста заданные слова, заполнить таблицы, объяснить материал; б) исправление ошибок, анализ, выводы.
8 1 группа (Текст) Пионеры Когда на берег неизвестный Сходили люди с корабля И расчищали первый тесный Клочок земли, и та земля Сурова, но щедра без меры, Была людьми покорена, Их называли пионеры, Так воздавая честь сполна… Когда, давая миру крылья, В ещё неведомую высь Герои, сказку сделав былью, Впервые в небо поднялись, То человек, приблизя дали, Шагнул до самых облаков, И пионерами назвали За дерзкий подвиг смельчаков… Нам с детства право дал народ Шагать дорогою прямою С одним условием: вперёд! Готовься штурмом брать планеты, Встать на комбайне за штурвал, Народ недаром – помни это! – Нас пионерами назвал. (Г. Мамлин) Однозначные слова Многозначные слова
9 2 группа:Дидактический материал 1. Полюбил богатый – бедную, Полюбил ученый – глупую. Полюбил румяный –бледную. Полюбил хороший – вредную. 2. Что так чинно ходики ступают, Что так сонно, медленно идут? То ли стрелки к цифрам прилипают, То ли цифры к стрелкам пристают. (Н. Матвеева) 3. Мука и мука Всё перемелется, будет мукой! Люди утешены этой наукой. Станет мукою, что было тоской! Нет, лучше мукой! Люди, поверьте: мы живы тоской! Только в тоске мы победны над скукой. Всё перемелется? Будет мукой? Нет, лучше мукой!
10 4. Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке, В норку норкину вошла, Норку в норке не нашла. СинонимыАнтонимыОмонимы омографыомоформы
11 3 группа:Дидактический материал Новоселье Изморозь зовут здесь морзянкой, Называют падерой пургу, В кожушниках, надетых наизнанку, Лиственницы пляшут на снегу. Пляшут так, Что аж позёмка вьётся, Кружится от счастья голова… Желтолобым оленёнком солнце Смотрит из-за каждого ствола. Здесь седые неулыбы – ели Елушками кличут как невест… Я пришел к зиме на новоселье. В густохвойный осветленный лес. (Л. Татьяничева ) Общеупотребительные словаДиалектические слова
12 4 группа:Дидактический материал Распределите приведенные ниже синонимы, учитывая их стилистическую окраску, в три столбика таблицы: смелый, лихой, неустрашимый; впрямь, воистину, действительно; жадный, завистливый, алчный, запретить, возбранить, заказать; шествовать, идти, топать; упрямиться, упираться, упорствовать; учить, штудировать, зубрить. Решение учебной задачи КнижноеНейтральноеРазговорное множествомногоуйма
13 5 группа:Дидактический материал 1 - Что значит, дедушка, лакей? – Спросил один из малышей. - А что такое камергер?- Спросил постарше пионер. - Лакей господским был слугой, А камергер вельможей, Но тот, ребята, и другой – Почти одно и то же. У них различье только в том, Что первый был в ливрее, Второй – в мундире золотом, При шпаге, с анненским крестом, С Владимиром на шее. (С. Маршак)
14 2 Космофотосъёмка – неизменный помощник метеорологов. Ведь с такой большой высоты, на которой летят космические корабли, отлично прослеживается сложный и часто скрытый от глаз землян процесс образования облаков, смерчей и тайфунов. 3 За Троицкой дули авто и трамы, обычные рельсы вызмеив. Активная лексика Устаревшие слова Общенародные (общеупотребительные), нейтральные НеологизмыАрхаизмыИсторизмы
15 6 группа:Дидактический материал Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец. Судьба Евгения хранила: Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur её сменил; Ребенок был резов, но мил. Monsieur LAbbe, француз убогий, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя. Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил.
16 Когда же юности мятежной Пришла Евгению пора, Пора надежд и грусти нежной, Monsieur прогнали со двора. Вот мой Онегин на свободе: Острижен по последней моде; Как dandy лондонский одет – И наконец увидел свет. Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Что ж вам больше? Свет решил. Что он умен и очень мил. Истинно русские словаИноязычные слова
17 Рефлексивно-оценочный этап (РОЭ) – 5 мин. 1. Что изучает лексика? 2. Почему в языке появляются многозначные слова? 3. Чем отличается переносное значение от прямого? 4. С какой целью в художественных произведениях используются многозначные слова сразу в двух и более значениях? 5. С какой целью используются устаревшие слова в художественных произведениях? 6. Какова судьба необщеупотребительных слов в русском языке? 7. Каковы причины изменений в лексике русского языка? II - Какова была сегодня тема урока? - Каковы были цели урока? - Достигли ли мы этих целей? - Чему мы научились на уроке? III - Как вы оцениваете свою работу на уроке? Листок самоконтроля сдаём учителю. - Оценки (самооценки) в группах обсуждаются ребятами, выставляются в журнал.
18 Ориентированно-мотивационный этап (ОМЭ) 1. Проверка творческих знаний (групповая работа). 2. Выравнивание знаний, ориентировка в изученном материале (групповая работа). 3. Создание теоретической ориентировки и мотивации к изучению нового материала; формирование учебной задачи (групповая работа). 4. Рефлексия и самооценка первого этапа урока.
19 Операционально-исполнительский этап (ОИЭ) 1. Расчленение УЗ на отдельные задания, создание системы проблемных ситуаций, программирование процесса познания. 2. Пошаговое решение УЗ через систему частных заданий, выделение учебных действий, формулированных выводов, определение общих способов решения подобных задач. 3. Моделирование (графическое, знаковое символическое) усвоенного содержания и способа мышления. 4. Индивидуальная и групповая рефлексия усвоенного, самоконтроль и самооценка степени решения каждого задания.
20 Рефлексивно-оценочный этап (РОЭ) 1. Предъявление учащимся обобщающих вопросов. 2. Проговаривание учащимися вслух и про себя цели урока, последовательных этапов усвоения материала, формулировок выводов, законов, определений, способов в индивидуальной и групповой форме. 3. Итоговая самооценка результатов учебной деятельности с учетом промежуточных результатов. 4. Предъявление домашнего задания на трех уровнях: программном, полутворческом и творческом.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.