Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемyspu.org
1 LOGO Технология организации самостоятельной работы студентов Ка федр а педагогики РГПУ им. А.И. Герцена г Санкт-Петербург, 2010
2 В нашем мире знания удваивались каждые 150 лет в XIX в. каждые 25 лет в конце XXв., каждые 5 лет в настоящее время, каждый год к 2010 г., каждые 72 дня к 2020 г. по данным Gartner Group
3 В соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) обязательные часы аудиторной работы 50% 25% программа изучения каждой дисциплины обязательные часы самостоятельной работы студента 50% 75% Спец Бак Маг
4 ФГОС (проект): Трудоемкость дисциплины = 50% аудиторной работы + 50% самостоятельная работа студента
5 Расчет часов на С/Р соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1: 3,5. расчет объема часов С/Р у нас производится вычитанием из часов трудоемкости часов аудиторной нагрузки в рамках учебной программы.
6 Формы самостоятельной работы аудиторная под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию внеаудиторная планируемая работа, во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия
7 Понимание с/р вид деятельности, метод обучения, форма организации деятельности, средство обучения и т. д.
8 «Три кита» самостоятельности УМЕНИЕ МОТИВ ВОЛЯ Самостоятельность
9 Три компонента познавательной самостоятельности Мотивационный. Мотив – это осознанное побуждение, которое обуславливает целенаправленную деятельность. Содержательно – операционный. Включает в себя владение обучающимся системой ведущих знаний и способов учения Волевой. Волевые процессы органически связаны с деятельностью. Зачатки воли заключены уже в потребностях, как исходных побуждениях человека к действию
10 1) перенос знаний и способов действий в новую ситуацию ( Д. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова - Меллер, Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн); 2) свернутость мыслительных действий и способность их выполнения во внутреннем плане (П.Я. Гальперин, Я. А. Пономарев); 3) возможность применять общие принципы при решении задач (С. Л. Рубинштейн).
11 Самостоятельная работа в дидактике высшей школы как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации.
12 Признаки самостоятельной работы наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение; проявление умственного напряжения обучающихся для правильного и наилучшего выполнения действия; проявление сознательности, самостоятельности и активности в процессе решения поставленных задач; наличие результатов работы, которые отражают свое понимание проблемы; владение навыками самостоятельной работы.
13 Главный признак самостоятельной деятельности без помощи преподавателя Каждое выполняемое студентом действие цель ставит сам студент подчинено цели осознается
14 Меняется роль преподавателя и студента Позиция преподавателя Позиция студента Не изложение готовых знаний, а организация активной самостоятельной деятельности студентов. Научиться можно только самому
15 LOGO Деятельность ППС при организации самостоятельной работы обучающегося
16 Деканат факультета определяет правильность установленных кафедрой требований и условий выполнения заданий; составляет график самостоятельной работы и ее контроля по факультету в целом, согласовывая объем и сроки заданий по всем дисциплинам; выделяет в расписании учебных занятий день самостоятельной работы; контролирует деятельность кафедр факультета по организации самостоятельной работы студентов.
17 Команда преподавателей образовательной программы: планирует самостоятельную работу студентов в рамках образовательной программы по семестрам; согласовывает виды самостоятельной работы в рамках различных учебных курсов устанавливает связь материала со смежными теоретическими курсами, между теоретическими знаниями и производственной практикой; устраняет дублирование учебного материала; информирует студентов и преподавателей о графике самостоятельной работы на семестр;
18 Кафедра: определяет основные направления, содержание, формы и методы подготовки студентов к самостоятельному получению знаний; определяет конкретное содержание материала, подлежащее самостоятельному изучению по каждой дисциплине в соответствии с учебным планом; определяет способ изложения его в методической литературе; определяет бюджет времени студентов; разрабатывает элективные курсы по научной организации труда студентов, основам научного исследования; включает вопросы организации самостоятельной работы студентов в содержание пропедевтических курсов;
19 Кафедра: обеспечивает контроль организации и качества выполнения самостоятельной работы студентов; составляет график самостоятельной работы для студентов каждого курса с указанием форм контроля по дисциплинам и срок выполнения работ и представляет его в деканат факультета; анализирует эффективность самостоятельной работы студентов, вносит коррективы с целью активизации и совершенствования самостоятельной работы студентов; осуществляет мониторинг развития навыков самостоятельной работы студентов и вырабатывает рекомендации по их совершенствованию.
20 Преподаватель: Согласовывает виды и темы заданий, сроки представления результатов самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу. Проводит консультации (индивидуальные и групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы выполнения задания. Проводит инструктаж по методике выполнения задания. Осуществляет промежуточный контроль хода выполнения заданий. Оценивает результаты выполнения заданий. Преподаватель как член команды образовательной программы определяет содержание самостоятельной работы, её формы и объём;
21 Преподаватель: Разрабатывает необходимое учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы по курсу, Составляет график индивидуальных и групповых консультаций, который согласовывается в команде преподавателей и с деканатом. Осуществляет индивидуальную педагогическую поддержку студентов в самостоятельной работе, включает студентов в рефлексию проведённой работы и оценивает её результаты. С/Р студентов отражается в тематическом планировании преподавателя по курсу на весь период изучения курса.
22 Миссия преподавателя при организации самостоятельной деятельности мотивировать обучающихся к освоению учебных программ; повысить ответственность обучающихся за свою учебу; создать условия для совершенствования информационной компетентности; способствовать развитию компетенций в области самообразовательной, исследовательской, проектной и творческой деятельности; формировать у обучающихся системное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных и групповых творческих заданий по учебным дисциплинам и т.п.
23 Взаимосвязь преподавания и учения при организации С/Р I. Подготовительный этап II. Целеполагание Целеполагание обучающегося III.Консультирование Деятельность IV. Контрольно- оценочный этап Контроль и самооценка деятельности деятельности V. Аналитический этап Согласование Образовательный запрос Результат ПРЕПОДАВАНИЕ УЧЕНИЕ Рефлексия деятельности Согласование
24 Подготовительный этап 2 шаг TEXT Коррекция уч.прогр., (введение тем для с/р, примеры типовых заданий) Отбор видов самост. учебной работы Разработ ка заданий для с/р. Расчет количества часов и суммы баллов за задания с/р. Разработка технологи ческой карты. Разра ботка УМК. 4 шаг 3 шаг5 шаг 6 шаг1 шаг
25 При разработке заданий для С/Р студентов следует учитывать: примерные нормы времени для выполнения задания; логику и структуру учебного материала; практическое назначение задания, которое предстоит решать будущему учителю: характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий; постепенное нарастание сложности и проблемности.
26 Примерные нормы времени для реализации с/р Работа над конспектом лекции 0,2 ч. на 1 лекцию Подготовка к практическому занятию 1 - 1,5ч. Подготовка к семинарскому занятию 2-4 ч. Доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы 2-4 ч.
27 Примерные нормы времени для реализации с/р Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы ч. на 1 лекцию Самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов 3-6 ч. Консультация по сложным, непонятным вопросам 0,3 ч. на 1л. Подготовка к зачету8ч. Подготовка к экзамену72 ч.
28 Примерные нормы времени для реализации с/р Написание реферата6-10ч. Подготовка доклада к конференции 10 ч. Подготовка тезисов к публикации 2 – 4 ч. Участие в НИРС2 ч. в неделю при наличии темы Подготовка наглядных пособий примерно 2ч. на пособие
29 Пример!«Проблемы науки и образования» (магистратура) Пример! «Проблемы науки и образования» (магистратура) Анализ неадаптированного текста (до 3 ч.) Составление аннотированного списка статей (3 ч.) Подготовка презентаций (2 ч.) Составление рецензий, обзоров (2 ч.) Анализ понятий с помощью методики контент-анализа (3 ч.) Подготовка эссе (1 ч.) Подготовка устного выступления по нескольким источникам (2 ч.) Подготовка тезисов доклада (5 ч.)
30 В тематическом планировании преподаватель отражает: темы учебной программы, которые студент осваивает самостоятельно; темы, которые студент осваивает по индивидуальному плану; темы индивидуальной С/Р; виды заданий; сроки выполнения заданий; критерии оценки самостоятельной работы.
31 Этап целеполагания Преподаватель предъявляет студенту технологическую карту самостоятельной работы по дисциплине Студент выбирает виды учебной работы, знакомится с требованиями, предъявляемыми к курсу в целом и к выполнению заданий по самостоятельной работе в частности
32 Виды текущей аттестации аудиторной и внеаудиторной работы Минимальное для аттестации количество баллов Максимальное количество баллов ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИТОГО: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИТОГО: ФРАГМЕНТ технологической карты курса (модуля) 200_/200_ учебный год
33 Консультирование Преподаватель выполняет роль консультанта по образовательному запросу студента. Типы образовательного запроса: Информационный; Ресурсный; Технологический; Психологический.
34 Модели консультирования ЭкспертноеПроектноеПроцессное Оценка работ, выполненных студентами Сопровождение УИРС, НИРС и проектных работ студентов Сопровождение студента при реализации им образовательной программы.
35 Рефлексивный этап Оценивание учебных достижений обучающихся: ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА
36 LOGO 1 Система зачетных баллов (кредитов) 2 Балльно- рейтинговая оценка 3 Портфолио
37 Аналитический этап Преподаватель анализирует полученные результаты, делает выводы, вносит коррективы в учебные задания.
38 Нетрадиционные технологии и приемы организации самостоятельной работы студентов
39 Организационные формы внеаудиторной учебно-познавательной деятельности Профильная лаборатория Образовательный туризм Тематический клуб Индивидуальный образовательный проект Социальные проекты И т.д.
40 Разработать анкету и провести анкетирование Составить библиографию, Обзор сайтов Обработать результаты ЗАДАНИЕ Составить словарь основных понятий Подготовить презентацию Выступить на конференции Комплексное задание
41 LOGO Вперед мы уже шли. Теперь давайте пойдем в сторону здравого смысла. Анатолий Рас
42 LOGO
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.