Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемaperlov.narod.ru
1 «История и методология изучения культуры / Стратегии исследовательской работы» (магистратура РГГУ, культурологи). (четверги, – 20.40, пятницы, – 20.40; ауд. 157 или 173, к. 7) Ресурсы: Контакт: , Аркадий
2 Четверги (магистранты к-ры истории и теории культуры ФИИ РГГУ). «Лекции» Пятницы (магистранты ИТК + ВШЕК РГГУ) «Семинары» 11.02, Введение (цели курса, программа, ресурсы, система отчетности). Что такое исследовательский проект. Тема и проблема исследования. Поиск и определение темы – визитной карточки исследователя в научном сообществе. Критерии «научности» проекта Обоснование выбора тем. Верификация темы. Составление и критика «лучевых схем» к темам Самостоятельно подготовленные выступления: история формулировки темы диссертационного исследования (трудности и советы). Соотношение предмета, проблемы и источника в работе , Работа с исследовательской литературой (определение круга читаемой литературы, экспертиза, разметки при чтении и конспектирование, форматы библиографического описания, выписки, цитаты и характеристики концепции автора) Самостоятельно подготовленные выступления: характеристика темы в контексте корпуса исследовательской литературы. Цитирование, аннотирование и составление библиографического описания.
3 Задания На Обоснование выбора темы. Верификация темы. Составление и критика «лучевых схем» к темам На 26.02: 1) Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов. – М., Флинта, – 96 с. 2) составление списков литературы (первые 10 позиций – с короткой, на 2-5 строчек, характеристикой) Перенос занятия - обсуждение 100 номера НЛО На (сдается в письменном или электронном виде): Разбор источника по теме диссертации (источник: 1-2 страницы текста, 1-2 изображение, сайт, не больше 10 минут аудио- или видео-записи; разбор – от 1,5 страниц) На Презентация «Разбор источника» (7 мин.) На (сдается в электронном виде): Составление развернутого плана диссертационного исследования или «Введения» к диссертации Предоставление одногруппнику фрагмента (4-6-8 страниц) собственного диссертационного исследования; редактирование (в режиме исправлений MS Word) чужого диссертационного фрагмента Контрольная работа по учебным пособиям Обязательное участие в магистрантской конференции в рамках Гуманитарных чтений РГГУ (10.00 – 16.00), выступление с докладами по теме диссертации
4 Задание на – подготовка к контрольной работе по учебным пособиям: Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. – М.: Флинта, – 360 с. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, – 204 с. Эко У. Как написать дипломную работу. – М.: Книжный дом «Университет», – 238 с. (или другие издания). Пособия размещены по адресу вопросы для аудиторной контрольной работы – Часть контрольной работы (10 наиболее полезных рекомендаций, вычитанных Вами в пособиях, 5 самых «неподходящих») может быть написана дома.
5 Отчетность: Для успешной аттестации по курсу необходимо 1) активно участвовать в лекционных и семинарских занятиях курса, своевременно выполнять и сдавать все самостоятельные задания (max баллов) 2) написать контрольную работу (max баллов) 3) выступить с докладом по теме магистерской диссертации на конференции (max баллов). Для магистрантов МУНЦ ВШЕК РГГУ, слушавших курс «Стратегии исследовательской работы» осенью 2008 г., необязательным является посещение лекций и семинар по Уэстону.
6 Список дополнительной литературы 1.Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. М., по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов 2.Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст] : ГОСТ 7.1–2003. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М.: Изд-во стандартов, – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу). 3.Дашкова Т.Ю., Перлов А.М., Степанов Б.Е. Учебно-методический комплекс «Методика академической работы в гуманитарном знании: организация, подготовка и презентация исследовательского проекта». (ГУ- ВШЭ, 2006) 4.Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. – М.: ИНФРА-М, – 399 с. 5. Ружиэйро В.Р. Мышление: Пятнадцать уроков для начинающих авторов. – М., Флинта, – 440 с. 6.Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов. – М., Флинта, – 96 с. 7.Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. – М.: Флинта: Наука, – 288 c. 8.Agre Р. Networking on the Network См. также Агр. Ф.Н. Найдите свой голос
7 Тема, проблема, ключевые слова Идентичность исследователя
8 План занятия Предуведомления – обоснование позиции, с которой даются конкретные рекомендации Терминология, полезная для характеристики темы гуманитарного исследования Советы по определению темы: «Тренируйте глаз». «Мыслите в рамках конкретных форматов». «Тема – это больше, чем заглавие и подзаголовок». Тема (в рабочем понимании) – не источник, проблема или предмет исследования, а их выстроенное соотношение. Рекомендации к выбору и формулировке проблем. Другие компоненты темы: заглавие, методология, структура (проблемные формулировки глав и / или задач). Тема и «ключевые слова». Лучевая схема. Еще о способах «порождения» темы. «Проверяйте заглавие при помощи внешних критериев». Связь процесса определения «темы» с другими процессами академической работы
9 Предуведомления: «сюжет всей жизни», «та, единственная, тема» vs. «обобщение текущего фокуса исследований. Речь будет идти о поле значений между этими крайностями. В любом случае, тема не то же самое, что «заглавие»,
10 Предуведомления – обоснование позиции, с которой даются конкретные рекомендации Из горизонтов, в которых осуществляется исследовательская деятельность: 1. «Истина». Изучить / описать то, что на самом деле 2. «Самореализация», «творчество». 3. «Экономия сил». 4. «Конвенция / сообщество» в рамках курса «Стратегии исследовательской работы» больше говорится о последнем. Горизонт «конвенции / сообщества» - измерение адаптации результатов горизонтов самореализации, истины и экономии сил под чужие ожидания и способности понимания. (наименее зависим от личностных характеристик и от дисциплинарной специфики).
11 Даже внутри ракурса объяснения норм научной работы конвенцией возможны разные сценарии («есть очевидные незыблемые нормы», «не пойман – не вор», «сделаю то, что скажут» и т.п.) «Социальный контракт» (КБУ, с. 37). Соглашение автора с читателями: «Я сделаю свою часть, если вы сделаете свою» Потрачу время на подготовку устного выступления и раздаточного материала; вы вдумаетесь о, чем я говорю и зададите вопросы; я не буду от них защищаться, а прислушаюсь и учту в следующем докладе; вы придете послушать еще раз и т.д. Сформулирую постановку проблему и четкое содержание, чтобы оптимизировать затрату времени читателей Дам себе труд прочесть историографию, потому что сам не читаю Самоделкиных и т.п. Тематизация и обсуждение основного сосуществования с научным сообществом происходит: 1) в голове у автора (пусть даже неосознанно); 2) в поведении внутри сообщества в меру желаемых и вынужденных корректировок.
12 Речь все время идет об установках, а не о том, в какой мере их получится воплотить!
13 Ключевая фигура для модели «социального контракта» - читатель Два вида – реальные и воображаемые. 1) Руководители, оппоненты, редакторы, конкретные аудитории и коллеги. 2) Воображаемые – сообщество по дисциплине в целом. То, как оно сформулировало определенную научную проблему и теперь ждет ее решения. «Реальные» читатели – тоже воображаемые. Воображайте разных (например, оппонентов – понимающего и злобного). Ищите читателей для себя: собеседников, мнением которых Вы будете дорожить, и которые будут небезразличны к тому, что Вы думаете. Но их тоже можно «воображать» / доделывать. В тех случаях, когда не знаете, каков ваш читатель и чего он ждет, отталкивайтесь от того, чего на его месте хотели бы Вы.
14 Конкретизация этих общих принципов по отношению к формулировке и уточнению «темы». 4 тезиса 1. Неуверенность, неспособность охватить все поле, непонимание своего места в широкой палитре, сомнения в актуальности – на самом деле, абсолютно нормально. Опытный исследователь отличается лишь тем, что он все эти трудности уже не раз проходил, но вовсе не тем, что у него этих трудностей нет (КБУ). 2. По отношению к сообществу, тема не завещание, не final statement. 3. Выбор темы – ответственное, но не последнее. Это выбор, решение, а не поиск единственно верного предназначения или тем более прозрение. Промежуточные решения должны содержать приращение по отношению к предыдущим, отражать новый опыт (а не объем) понимания Вами себя, темы и / или научной работы
15 4. Откуда темы берутся. Прямой заказ преподавателя или сообщества (например, грант). Мониторинг текущих (и предполагаемых в ближайшем будущем) проблем научной литературы и сообщества. Даже если Вы еще не знаете свою тему, полезным может быть предположить, что Вы ее уже знаете и ее остается только уточнить. Определить, что получается лучше или комфортнее всего. Ориентироваться на сообщество - симпатичное или престижное, на конкретного руководителя, коллег или образцовых представителей способа деятельности. Оттолкнуться от уже известного: предметной области или типа источников, с которыми удобнее всего работать. Основная часть лекции - советы тактического плана, исходящие из этой предпосылки - решать не экзистенциальную задачу, а техническую. Это универсальный принцип, если хотеть что-либо сделать.
16 «Тема» - удостоверение личности исследователя То, что Вы должны уметь предъявить по первому требованию. Официальная и «рабочая» темы (то, что рассказывают в лифте – КБУ). Возможность акцента на проблеме, источнике или предмете исследования. (соответственно, выделяются проблемно- ориентированный, источниково-ориентированный и объектно-ориентированный подходы). Граница условна (я занимаюсь на материале источников ХХХ предметом YYY, с акцентами на проблемах ZZZ), но иногда определяет работу.
17 Пример: «Проблема «чужого слова» в драматургии Венедикта Ерофеева» Тема, очевидно, проблемно-ориентирована, но здесь указан и источник, и, отчасти, предмет / материал / объект / явление – случаи «чужого слова». Этими четырьмя словами здесь называются две «позиции» («лошадь» и «лошадность»): 1) случаи использования (очевидного или спорного) В. Ерофеевым чужих текстов, т.е. все (сознательно или неосознанно поставленные) цитаты, аллюзии, стилизации и т.п. в его произведениях; 2) различные типы использования «чужого текста», имеющие место в литературе и известные литературоведению.
18 Вместе с «проблемой» и «источником» у нас всего получается четыре позиции и пять слов. Тексты драм Ерофеева Проблема «чужого текста» в драматургии Ерофеева Все случаи «чужого текста» в драмах Ерофеева Предмет Материал Объект Все типы использова ния «чужого слова» в литературе Источник Проблема Что именно называется в Вашем научном сообществе «объектом», а что «предметом» - проще всего спросить у эксперта, принадлежащего к этому сообществу.
19 Проблемы определения источника. Источник как «срез» материала. ПроблемаЗдоровье пациентов Предмет / материалТемпература больных ДанныеПоказания градусников ИсточникиПротоколы измерения температуры Аналитическая конструкция Диагнозы и рекомендации Исследовательская литература Мнения других врачей о диагнозах и рекомендациях Обыденное знаниеМнения самих больных, знахарей, академиков- гуманитариев
20 Тема не бывает хорошей или плохой сама по себе. Тема и исследовательское сообщество Выбор темы удачен или неудачен только по отношению к принятию правил научного сообщества вообще и конкретных научных сообществ, в которые Вы хотите войти. Нюансы: в одном и том же сообществе разные ожидания по отношению к студентам и докторам; сообщества входят друг в друга и пересекаются (российские гуманитарии, медиевисты вообще, историки вообще, историки философии средних веков).
21 Четыре главных совета: «Тренируйте глаз». «Мыслите в рамках конкретных форматов». «Заботьтесь обо всех компонентах (рабочей) темы, а не только о формулировке заглавия». «Проверяйте тему при помощи внешних критериев».
22 «Тренируйте глаз» Понимание того, что делает тему удачной и актуальной в конкретном сообществе, приходит благодаря знакомству с примерами удачных, «парадигмальных» тем. Особенно познавательным может стать чтение: 1) наиболее форматных исследований – т.е. диссертаций или дипломов. 2) исследований, которые публикуются в официальных журналах этого сообщества или этой дисциплины. Важно не забывать про собственные цели: что именно Вы хотите научиться делать так, как делают в этом сообществе? Если Вы хотите удачно сформулировать заглавие темы – достаточно читать авторефераты (впрочем, не только формулировки – нужно хотя бы примерно представлять себе соотношение источников, проблем и предметов). Если хотите выбрать, чем Вы будете заниматься ближайшие несколько лет – тогда смотрите на людей, принадлежащих к этому научному сообществу. Хотите ли Вы жить с этими людьми хотя бы несколько лет? Если хотите симулировать принадлежность к сообществу, посмотрите, как это делается, с какого момента «преступников» начинают «ловить».
23 «Мыслите в рамках конкретных форматов » тема – не абстрактная, пусть даже и хорошая формулировка, а определенный план деятельности. «Мне надо написать диплом объемом в 70 страниц и предполагая, что его читателями будут ХХХ, YYY и ZZZ. Это означает (особенно из-за ZZZ), что мне надо не написать весь текст к июню, а, в идеале, написать развернутый проспект страниц на 12 в декабре и пример анализа страниц на 6 еще раньше, чтобы они это раздраконили и позволили мне написать второй вариант, уже учитывающий их удивительные представления о прекрасном» Заранее пытайтесь представить себе жанр своего проекта (например, статья в энциклопедию).
24 «Заботьтесь обо всех компонентах (рабочей) темы, а не только о формулировке заглавия ». Тема (в рабочем понимании) – не источник, проблема или предмет исследования, а их выстроенное соотношение. Некоторые рекомендации к выбору и формулировке проблем. Другие компоненты темы: заглавие, методология, структура (проблемные формулировки глав и / или задач). Тема и «ключевые слова». Лучевая схема. Еще о способах «порождения» темы.
25 Соотношение источника, проблемы и предмета Источник, проблема и предмет должны соотноситься между собой так, чтобы: исследование не сводилось к пересказу источников, проблему можно было раскрыть на материале предлагаемых источников (или, чтобы источники в достаточной мере отражали состояние предмета, если тема скорее описательная). Примеры формулировок тем и направлений их улучшения: Невербальная семиотика лекции Семантика лекторского жеста (на материале лекций в ИЕК г.) Жизнь утопических идей в европейском садовом искусстве Образ европейского сада эпохи Просвещения в путеводителях и описаниях
26 Формулировка проблемы и актуальность КБУ, С. 66: «я изучаю … потому что хочу понять … для того, чтобы объяснить». В.В. Радаев, С. 16: «Показать, что предмет исследования важен нам самим, а потом убедить других, что он важен не только нам». «некое несоответствие наших знаний об объекте другим знаниям о нем, обыденным представлениям, здравому смыслу», парадокс и загадка – Радаев, С Радаев, С. 13: «нужно четко разделять исследовательские проблемы и социальные проблемы». Безработица – социально очень значимое явление и без Вас. Актуальность Вашей работы может состоять только в том, что Вы пытаетесь выяснить по поводу этой безработицы что-то новое, для чего именно Вы исключительным образом подготовлены и/или мотивированы.
27 Как придумывать тему, если тема никак не придумывается? (Радаев) Взять чистый лист бумаги и писать на нем все формулировки, которые приходят в голову. Больше десяти не будет Глупость половины очевидна Еще половина отпадет по формальным критериям Помочь выбрать среди оставшихся сможет эксперт Этот способ работает, даже если Вы выбираете между разными вариантами диплома. Если Вы легко справились с формулировкой темы, есть все основания ожидать, что и с дипломом в этих случаях Вы справитесь легче и качественнее
28 Иногда гуманитарный диплом может не быть проблемным (исключительные случаи) Вы имеете дело с очевидной и никем не оспариваемой новизной: новый архивный источник, новая методика, новый прикладной проект и т.п. Во всех остальных случаях, кроме заведомой новизны, проблема все-таки есть – другое дело, что у нее может быть вполне типовая формулировка (применение новой методики к известному кругу источников), и это не будет Вашим недостатком. Нужно ли заявлять проблему, если результат исследования – сугубо прояснение собственных представлений на тот или иной счет? Ответ, который хотелось бы предложить: Да. Читатель должен получить указание, в чем ему ожидать прироста от Вашей работы для своей системы представлений. Формулировка проблемы и новизны – самое выгодное и для Вас и для предполагаемого читателя указание на то, куда ему лучше всего направить свои усилия. Кстати, таким образом Вы совершенно корректно можете частично отклонить его от внимания к тем слабостям или недоделкам работы, которые и не касаются ее главного сообщения.
29 Еще компоненты темы: заглавие, методология, структура Чем раньше у Вас возникнет понимание этих позиций, тем лучше (кстати, понимание «в голове» - это не понимание; понимание бывает только на бумаге или в компьютере – КБУ, С. 25 – 27.) Понятно, что эти компоненты не только могут изменяться в ходе работы, но и определяются все-таки несколько позже, чем предмет, источник и проблемы.
30 Методология В российском сообществе – не всегда относятся серьезно – марксистская прививка. Как узнать свою методологию? 1) Опишите, пусть даже в первом приближении и своими словами – свою настоящую методологию (то цветное стеклышко, с его характерными шириной, высотой, толщиной, цветом и узором, сквозь которое Вы смотрите на предмет). как только Вы это поймете и опишете, незамедлительно выяснится, что до Вас примерно также делали еще n миллионов человек, и это называется так-то. 2) Посмотрите, что пишет о своей методологии сообщество, на правила которого Вы хотите ориентироваться; насколько подробно и по-настоящему они ее характеризуют, кого и какие процедуры называют в качестве образцовых. Зафиксируйте наиболее подходящие к Вашему случаю слова и подумайте, применимы ли они к Вашему исследованию. 3) Скомбинируйте 1 и 2; постарайтесь ознакомиться с теми образцами, на которые ориентируются значимые для Вас люди
31 Структура (рабочая). См. также материалы к занятию «Свой текст» Всегда - логическая иерархия: источники и сравнение информации, которую они предоставляют; предмет и его составные части; проблема и подпроблемы – ступени, составляющие последовательность, ведущую к ее решению, или, если это пока неясно, - последовательность только вопросов, пусть даже потом окажется, что ответы приведут к изложению в другой последовательности. Представление собеседнику того, что Вы знаете, в какой последовательности Вы будете делать Вашу работу, является Вашим несомненным капиталом.
32 Ключевые слова Если цель темы – выразить Вашу исследовательскую идентичность, позволить другим исследователям Вас «обнюхать», опознать в Вас своего, гостя, жертву или агрессора, то вообще-то не обязательно, чтобы это было сказано гладкими форматными предложениями. Более полезным может оказаться набор слов, только эти слова должны быть удачными, достаточно характерными для того, чтобы отличать одну стаю исследователей от другой и маркировать внутри конкретной стаи Ваш личный участок.
33 Иногда мозговой штурм с придумыванием пары десятков ключевых слов помогает точно определить тему. Советы: 1. Право на существование имеют не только слова, но и словосочетания, и развернутые объяснительные конструкции на разных языках. 2. Важно различать слова, принадлежащие предмету Вашего исследования, и слова, характеризующие его описание или объяснение Вами или другими исследователями. 3. Кавычки. Взятие какого-то слова в кавычки означает, что Вы используете его в чьем-либо употреблении, что Вы понимаете, что между этим словом в Вашем исследовании и его буквальным или обыденным или более ранним употреблением есть зазор и что Вы собираетесь наделить его определенным дополнительным значением. 4. После того как Вы напишете двадцать – тридцать слов, попробуйте сгруппировать их по гнездам – по логическим категориям или смысловым сближениям, и определить, как связаны друг с другом эти гнезда. В результате у Вас может, а точнее должно, получиться то, что называется «лучевой схемой».
34 Пример лучевой схемы: «Проблема «чужого слова» в драматургии Венедикта Ерофеева» Пример лучевой схемы: «Представление о современном московском бале в медиа (на примере деятельности благотворительного фонда «Балы-Ассамблеи»)»
35 Функции ключевых слов: Маркеры – когда Вы встречаете их или то, что они обозначают, в Вашем источнике, Вы «делаете стойку». При их помощи Вы ищете в сети Интернет источники и литературу по теме. Ключевые слова указывают на то, что у Вашей работы есть разные радиусы, более и менее широкие поля проблем и источников, или пограничные области; способствуют реалистическому уточнению структуры исследования. Помогают библиографам и чиновникам определить Ваше исследование в правильный раздел знаний. В общем, составляйте лучевую схему ключевых слов, и в том случае, если все хорошо, и если Вы еще ничего на начинали делать.
36 Внешняя верификация темы и заглавия Эко У.«Как написать дипломную работу». С. 17. Четыре простейших правила 1) Тема должна соответствовать склонностям конкретного студента (то есть соответствовать темам экзаменов, прочитанным книгам, а также политической, идейной, духовной культуре выпускника). 2) Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для конкретного студента). 3) Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для конкретного студента). 4) Избранная методология должна реально соответствовать возможностям конкретного студента
37 Эко о т.н. «научной модели» исследования (С. 38 – 42): 1) предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию; 2) должно быть сказано нечто, что еще не говорилось (даже если предлагается обзор); 3) исследование должно быть полезно для других; 4) исследование обязано намечать пути проверки и опровержения предлагаемой идеи.
38 Радаев В.В. С. 63. «Правило 24. Название работы должно быть ясным, библиографически точным, содержательно определенным, проблемным, компактным и литературным». Библиографическая точность – см. про ключевые слова для библиографов. Литературность - в заглавии темы желательно избегать повторов, тавтологий, совсем избитых клише («К вопросу», «К проблеме», «Еще раз», «попытка», «опыт» и т.п.) Заглавие темы должно быть не длиннее девяти слов, включая служебные (т.е. предлоги и союзы). Правда, девять слов ДО двоеточия или скобок, в которых Вы можете дополнительно уточнить формулировку темы.
39 Как должны соотноситься в названии работы «уже известное» и «еще неизвестное»? Должно ли название работы содержать ответ на вопрос или интригу? Зависит и от сообщества и от темы. «Представление о современном московском бале в медиа (на примере деятельности благотворительного фонда «Балы-Ассамблеи» - формулировка с интригой. «Сообщение в глянцевом журнале о «бале»: способ заверить обывателя в стабильности и благонамеренности лояльной государству элиты» - в формулировке темы может содержаться и изложение главной рабочей гипотезы, и указание на собственные взгляды.
40 Красиво звучащая тема – конечно, хорошо, и формулировать парадную тему надо как можно раньше. Однако при этом хорошая тема все-таки значительно лучше, чем хорошая формулировка, и необязательно стараться впихнуть в официальную формулировку темы абсолютно все. Когда у Вас уже будет написана вся работа, еще будет возможность внести необходимые изменения – например, добавить подзаголовок или даже (в большинстве ВУЗов) изменить формулировку темы. Как правило, однако в этом даже не возникает потребности. Чаще бывает достаточно добавить к Введению, лучше всего в самом начале, один абзац, который объяснит, что заглавие работы означает не совсем то, что о нем можно было бы подумать.
41 Связь процесса определения «темы» с другими процессами академической работы Тема, «которой Вы занимаетесь», и даже шире, вместе с тем, «как Вы ею занимаетесь» - только одна сторона Вашей профессиональной идентичности. Вторая сторона – это «какую научную литературу Вы читаете». Для профессионала это две разных стороны одного и того же вопроса. Если мы занимаемся чужим словом у Ерофеева, значит, мы должны читать о В. Ерофееве и о чужом слове. Мы должны знать, в каком журнале могут появляться те статьи о Ерофееве, которые считаются серьезными, и в каких журналах – аналогично уважаемые статьи о литературном постмодернизме, и в каких – о проблеме чужого слова, о теории цитат, аллюзий и стилизации. Если мы этого не знаем, то это говорит или о нашем непрофессионализме, или о непрофессионализме нас вместе с сообществом, к которому мы принадлежим.
42 На серьезном уровне занятий наукой – т.е. после написания и защиты диссертации и прохождения барьера «базовой» квалификации, тема должна определяться, в первую очередь, состоянием исследовательской литературы. В интересующей Вас предметной области, например социологии малых групп или истории методологии гуманитарного знания, Вы знаете людей и периодические издания, которые находятся на переднем крае и задают норму. Вы знаете, где сейчас у этого знания пробелы и «зоны роста». И Вы отправляетесь заполнять один из этих пробелов, тот, который Вам наиболее интересен из пока свободных и уже актуальных.
43 Конечно, к студентам-дипломникам эти ожидания приложимы не в полном объеме, поэтому можно повторить этот важный тезис в очень непритязательной и общей форме. Определение темы самостоятельного исследования очень тесно связано с тем, какую литературу исследователь читает и должен считать себя обязанным отслеживать, и с тем, какой круг (научных) знакомств и насколько тесных он поддерживает.
44 Независимо от конкретного предмета и на любой стадии исследования, Вы все время упражняетесь во взаимодополняющих друг друга навыках объектификации и проблематизации собственной субъективности. Приходится все время смотреть на свой текст, как на адресованный конкретным людям чужой текст, и все время задавать себе вопросы из разряда: «А почему это для меня важно; как я могу объяснить эту важность и интересность другим людям?». Диалектика субъектности и отчуждения = диалектика творчества и квалификации. творчество (создание своего смысла, принятие своих решений) и правка (внимательное и критическое прочтение чужого или отчужденного своего текста) – две разных стороны одной медали, противоположные, но фактически являющиеся одним и тем же, стороны гуманитарной работы.
45 Задание : 1) уточните (при помощи метода постепенно конкурирующих формулировок) тему реального или игрового проекта, 2) составьте лучевую схему относящихся к ней ключевых слов, 3) сформулируйте заключение о том, удовлетворяет ли эта тема требованиям, предъявляемым к дипломной работе, 4) зафиксируйте трудности, возникшие у Вас при выполнении этого задания. Примерный объем: не больше двух страниц.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.