Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.lou.metodcenter.edusite.ru
1 Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » Февраль 2012 Дидактическая система деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон как механизм реализации ФГОС в системе непрерывного образования на ступенях ДОУ – школа – ВУЗ Методист Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО В.В. Синицына
2 Из трех представленных условий выберите только одно условие, имеющее главное, ключевое значение для качества реализации ФГОС: 1 Наличие развернутой ООП школы. 2 Качество подготовки учителя. 3 Оснащенность средствами ИКТ. Вопрос 1
3 « Решающее значение для качества системы образования имеет качество подготовки работающих в ней учителей » Доклад МакКинзи: «Уроки анализа лучших образовательных систем мира»
4 Цель, задачи курсов Основная цель лекции: Уточнить представление о дидактической системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000…») в контексте реализации ФГОС. Основные задачи: 1) Выявить механизмы реализации ФГОС, предлагаемые в дидактической системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа »). 2) Увидеть, в чем заключается новизна предложенного подхода. 3) Определить связь ДСДМ обучения Л.Г. Петерсон с другими известными педагогическими системами и концепциями.
6 С чем у Вас ассоциируются ФГОС? К этому вопросу мы вернемся в конце курсов Вопрос 2
7 Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Красная шляпа: чувства и интуиция В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Черная шляпа: критика Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. ИГРА «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»
8 Желтая шляпа: позитив Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зеленая шляпа: креативность Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Синяя шляпа: управление процессом Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.
9 Белая шляпа: информация Красная шляпа: чувства и интуиция Черная шляпа: критика Желтая шляпа: позитив Зеленая шляпа: креативностьСиняя шляпа: управление процессом КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС?
10 Вопрос 3
11 Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся: Предметным… … метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. …метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия…, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
12 Как формировать предметные умения? Выберите один из ответов: 1. ЗНАЮ 2. НЕ ЗНАЮ Вопрос 4
13 Непрерывный курс математики Л.Г. Петерсон «Игралочка» – «Учусь учиться» для ДОУ – НШ – СШ является одним из курсов, обеспечивающих наиболее высокое качество предметных знаний и умений, заявленных в ФГОС
14 Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся: … метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. …включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия…, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
15 Виды УУД Регулятивные Познавательные Личностные Коммуникативные
16 Виды УУД, которыми должны овладеть учащиеся Регулятивные Познавательные Личностные Коммуникативные Умение учиться
17 Ключевые изменения ФГОС2 1) Ориентация на результаты образования. 2) Объектами итогового контроля и аттестации являются: личностные, метапредметные и предметные результаты. 1. Как учить, чтобы сформировать УУД? 2. С помощью чего учить? 3. Как проверить соответствие полученных результатов ФГОС?
18 МЕХАНИЗМ 1 ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДИК: 1. Использование специальных заданий, в которых дети выполняют те или иные УУД. 2. Введение специальной системы обозначений.
19 Формирование познавательных универсальных учебных действий а) 0, 1, 0, 2, 0, 3, …; в) 1, 2, 4, 8, …; б) 4, 10, 16, 22, …; г) 4, 5, 7, 10, 14, …
20 б) Используя данные равенства, вычисли наиболее простым способом: Формирование регулятивных УУД, построение и применение знаково-символических средств
21 Построение и применение и алгоритмов
22 Анализ данных с помощью диаграмм, таблиц, графиков (движения)
23 ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДА: с объяснительно-демонстрационного на деятельностный МЕХАНИЗМ 2 Технология деятельностного метода «Школа » (ТДМ) это педагогический инструмент, который разрабатывался, исходя из следующих требований: 1) создать условия для того, чтобы дети на каждом уроке выполняли весь комплекс УУД, входящих в структуру учебной деятельности; 2) обеспечить при этом глубокое и прочное усвоение знаний.
24 ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности. РЕШИТЕ ЗАДАЧУ: Какой геометрической фигуры не хватает?
25 ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности. Теория учебной деятельности В.В. Давыдова Теория деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. (психологическая версия ) Теория деятельности Г.П. Щедровицкого (социотехническая версия) Общая теория деятельности Г.П. Щедровицкого, О.С. Анисимова СД-педагогика «Школа » (Л.Г. Петерсон)
26 УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ учебное действие, имеющее надпредметный характер. УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ структурная единица учебной деятельности; представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ процесс самоизменения человека на основе рефлексивного метода, результатом которого становится приобретение им новых знаний, умений и способностей. УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность (то есть знание ее структуры, всех составляющих ее УУД, и умение их выполнять).
27 Н «Рефлексивная самоорганизация» «Мотивация к деятельности» = Х М НдНд организатор 5 понимающий 2 критик 3 арбитр 4 автор 1 ОНТОСХЕМА МИРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Коммуникативное взаимодействие» «Воспроизводимая деятельность»
28 И 4 К 5 П Схема-аксиома «Рефлексивная самоорганизация» Способы преодоления затруднения: 1) 2) 3)
29 Из заданных блоков постройте последовательность этапов общего методологического закона рефлексивной самоорганизации (то есть эффективного способа преодоления затруднения в достижении цели). Задание 1 Постановка цели и построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Фиксирование затруднения Действие, в котором возникло затруднение Анализ этапов действия и определение места затруднения Определение причины затруднения
30 1 где 1 действие, в котором возникло затруднение; 2 фиксирование затруднения; 3 анализ этапов действия и определение места затруднения (исследование И); 4 определение причины затруднения (критика К); 5 постановка цели и проектирование (П); 6 реализация проекта И 4 К 5 П Схема-аксиома «Рефлексивная самоорганизация»
31 Технология деятельностного метода «Школа » (ТДМ)
32 Из заданных блоков постройте структуру урока открытия нового знания по технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000…») Задание 2 Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии Реализация построенного проекта Выявление места и причины затруднения Рефлексия учебной деятельности на уроке Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи Мотивация к учебной деятельности на уроке Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Построение проекта выхода из затруднения Включение в систему знаний и повторение
33 Технология деятельностного метода «Школа » (ТДМ) 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности.
34 Технология деятельностного метода «Школа » (ТДМ) это педагогический инструмент, который позволяет учителю эффективно включать детей в самостоятельную учебную деятельность. ТДМ разрабатывалась исходя из следующих требований: 1) создать условия для того, чтобы дети на каждом уроке выполняли весь комплекс УУД, входящих в структуру учебной деятельности; 2) обеспечить при этом глубокое и прочное усвоение изучаемых ими знаний.
35 Система дидактических принципов «Школа » Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда ученик не получает готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности Принцип Вариативности предполагает формирование у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта на основе заданного критерия Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума (ФГОС) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества
36 Аристотель «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Н.А. Рубакин « Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования ». Жан-Жак Руссо «Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает ее сам». А. Дистервег « Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Бернард Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность».
37 Аристотель «Чтобы преуспеть в учении, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». В.А. Сухомлинский «Всели в ученика веру в себя, в успех». «Моральные силы для преодоления своих слабых сторон ребенок черпает в своих успехах».
38 Система дидактических принципов «Школа » позволяет организовать единый учебно-воспитательный и здоровьесберегающий процесс, адекватный требованиям ФГОС. Су Дун По (средневековый китайский поэт) «Взгляни горе в лицо тупа вершина, А сбоку погляди она остра. Иди навстречу и гора все выше, Иди назад и ниже все гора... О нет, она свой облик не меняет, Гора одна и та же в этом суть. А превращенья от того зависят, С какого места на нее взглянуть».
39 ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ НОВИЗНА ПОДХОДА 1.ДСДМ «Школа » обеспечивает каждому ребенку возможность не просто выполнять некоторые УУД в некоторых заданиях, но создает условия для выполнения на каждом уроке всего комплекса УУД, предусмотренных ФГОС.
40 Из заданных блоков постройте последовательность этапов формирования любого умения. Задание 3 Концептуальная идея формирования УУД Умение выполнять УУД формируется тем же способом, что и любое умение Контроль Представление о действии и первичный опыт его выполнения Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция Мотивация и приобретение знаний
41 Концептуальная идея формирования УУД Умение выполнять УУД формируется тем же способом, что и любое умение Контроль Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция Мотивация и приобретение знаний Представление о действии и первичный опыт его выполнения
42 Комплексный мониторинг
43 СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ УУД САМОДИАГНОСТИКА УУД; КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УУД; КОНТРОЛЬ УМЕНИЙ УУД; ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
44 С–8 Связь дидактической системы «Школа » с другими педагогическими системами и концепциями Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»
45 Связь ДСДМ «Школа » с традиционной школой Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип творчества Принцип вариативности Принцип непрерывности Принцип деятельности Принцип целостности ТДМ Связь ДСДМ «Школа » с системой Л.В. Занкова Принцип непрерывности Принцип творчества Принцип деятельности Принцип целостности ТДМ Принцип вариативности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности
46 Связь ДСДМ «Школа » с системой В.В. Давыдова ТДМ Связь ДСДМ «Школа » с исследовательским и проектным методами Принцип минимакса Принцип непрерывности Принцип творчества Принцип вариативности Принцип деятельности Принцип целостности Принцип психологической комфортности Принцип минимакса Принцип непрерывности Принцип вариативности Принцип творчества Принцип деятельности Принцип целостности Принцип психологической комфортности
47 1. Дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000…». 2. Непрерывный курс математики для дошкольников, начальной и средней школы «Учусь учиться». 3. Курсы Федерального перечня по другим учебным предметам по выбору при их использовании на основе базового уровня ДСДМ «Школа 2000…». Открытая система учебников Л.Г. Петерсон («Школа 2000…») Школа
48 Из письма Минобрнауки РФ МОН-П-546 от «Разработка и утверждение образовательных программ, учебных планов, определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников относится к компетенции образовательного учреждения (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»)
49 Из письма Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию ШВЕ – 3.1 / 97 от На основании положений Закона РФ «Об образовании» и ряда подзаконных актов: 1) разработка и утверждение ОП, учебных планов, определение списка учебников в соответствие с утвержденными федеральными перечнями, в том числе, принадлежащих к разным системам учебников и (или) составляющих отдельные завершенные предметные линии, относится к компетенции образовательного учреждения; 2) ФГОС обеспечивают возможность упорядоченного выбора завершенных предметных линий учебников на единой технологической и дидактической основе. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход.
50 Обеспечена возможность использования курса математики «Учусь учиться» с широким спектром учебников Федерального перечня без акцентировки на комплектность на основе системы дидактических принципов «Школа » и адекватной ей структуры урока. Из заключения РАО от Авторскому коллективу Ассоциации «Школа 2000…» удалось создать современную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования. Премия Президента РФ в области образования за 2002 год Лицензия Государственной СЭС о здоровьесберегающем характере программы «Школа »
51 Дидактическая система деятельностного метода «Школа » принята в качестве методологической основы УМК «ПЕРСПЕКТИВА», а курс математики «Учусь учиться» стал его системообразующей частью. УМ-комплекс 1–4 классы ПЕРСПЕКТИВА русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология иностранный язык. и др
52 Варианты использования курса математики «Учусь учиться» (Л.Г. Петерсон) в учебном году ВАРИАНТ 1 Система учебников «Перспектива» ВАРИАНТ 2 Открытая система учебников Л.Г. Петерсон («Школа »)
53 ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ НОВИЗНА ПОДХОДА 1.ДСДМ «Школа » обеспечивает каждому ребенку возможность не просто выполнять некоторые УУД в некоторых заданиях, но создает условия для выполнения каждым ребенком на каждом уроке всего комплекса УУД, предусмотренных ФГОС. 2. Обеспечивается прохождение учащимися всех 4 этапов формирования УУД на основе надпредметного курса «Мир деятельности». 3. Обеспечивается возможность выбора как готового комплекса учебников (УМК «Перспектива»), так и открытого комплекса учебников федеральных перечней на основе системно-деятельностного подхода (Открытый УМК «Школа »).
54 С-38
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.