Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.lou.metodcenter.edusite.ru
1 Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » Москва, 2012 г. Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС Методист Центра системно-деятельностной педагогики «Школа » Синицына Вероника Валерьевна
2 Цель, задачи курсов Основная цель занятия: Уточнить способ формирования УУД на уроках открытия нового знания в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон по разным учебным областям средней школы. Основные задачи: 1) познакомить с типологией уроков деятельностной направленности; 2) рассмотреть структуру урока открытия нового знания (ОНЗ) в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон (Школа 2000…»); 3) зафиксировать основу для конструирования урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода обучения.
3 1. ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
4 Типология уроков – это определение типов уроков по какому-либо основанию. В качестве основания типологии уроков в дидактической системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000…») принята последовательность процесса построения любой системы, установленная в общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).
5 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ: ПОДГОТОВКА МЕСТА ДЛЯ НОВОГО ЭЛЕМЕНТА; ПОСТРОЕНИЕ НОВОГО ЭЛЕМЕНТА, УСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ СВЯЗЕЙ; ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЭЛЕМЕНТА В СООТВЕТСТВИИ С УСТАНОВЛЕННОЙ НОРМОЙ; УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ НОВЫМ И ИСХОДНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СИСТЕМЫ; КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ. «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации» «Формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.
6 Тип урока Этап процесса построения любой системы 1) Урок открытия нового знания (ОНЗ) Построение нового элемента системы и установление первичных связей. 2) Урок рефлексии (Р) Применение нового элемента в соответствии с установленной нормой и коррекция нового элемента. 3) Урок систематизации знаний (С) Установление связей между новым и исходными элементами системы. 4) Урок развивающего контроля (К) Контроль деятельности системы. ТИПЫ УРОКОВ
7 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: 1) РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ). 2) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ. УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
8 УРОК РЕФЛЕКСИИ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: 1)ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т.Д. 2) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ.
9 УРОК ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: 2) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ И ОБОБЩАТЬ ИЗУЧЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ. 1) СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
10 УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: 2) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ И РЕФЛЕКСИЮ СОБСТВЕННОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ. 1) САМОКОНТРОЛЬ И КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗУНов.
11 Цель, задачи курсов 2. СТРУКТУРА УРОКА ОНЗ В ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ Л.Г. ПЕТЕРСОН («ШКОЛА 2000…»)
12 1 где 1 действие, в котором возникло затруднение; 2 фиксирование затруднения; 3 анализ этапов действия и определение места затруднения (исследование И); 4 определение причины затруднения (критика К); 5 постановка цели и проектирование (П); 6 реализация проекта И 4 К 5 П Схема-аксиома «Рефлексивная самоорганизация» ОНТОСХЕМА МИРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13 Учебная деятельность, 4 класс
14 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: 1) РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ). 2) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ. УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
15 Задание 1
17 1.Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1. Знаю что значит уметь учиться (норма учебной деятельности) 2. Хочу учиться 3. Могу учиться (содержательные рамки) 4. Зачем мне надо учиться
18 Этап урока ОНЗ 1. Мотивация к учебной деятельности 1)Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. Требования к этапу 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность
19 1.Мотивация к учебной деятельности Требования к этапу УУД самоопределение (Л); смыслообразование (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
20 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. 4. Фиксация затруднения
21 Этап урока ОНЗ II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию. 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. Требования к этапу
22 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие 4. Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании Затруднение – фиксация того, что я не могу что-то сделать. Фиксация невозможности получить запланированный результат.
23 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие Требования к этапу УУД анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); использование знаковосимволических средств (П); выполнение пробного учебного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); использование критериев для обоснования своего суждения (К).
24 Цель этапа: Выявление и фиксация места и причины затруднения. 1. Перестаю действовать – начинаю думать. 2. Что я делал, какие знания применял? 3. Где возникло затруднение? (место) 4. Почему оно возникло? (причина)
25 Этап урока ОНЗ III Выявление места и причины затруднения 1) Организовать восстановление выполненных операций. 2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.). 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. Требования к этапу
26 3. Выявление места и причины затруднения Требования к этапу УУД анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); постановка и формулирование проблемы (П); структурирование знаний (П)
27 1. Какое знание строю, чему учусь? (цель проекта) 2. Как строю и с помощью чего? (выбор способа и средств) 3. План построения нового знания.
28 Этап урока ОНЗ Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Требования к этапу IV Построение проекта выхода из затруднения
29 4. Построение проекта выхода и затруднения Требования к этапу УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); планирование (Р); прогнозирование (Р); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
30 1. Реализация построенного проекта. 2. Фиксация нового знания в речи и знаково (эталон). 3. Решение задачи, вызвавшей затруднение.
31 Этап урока ОНЗ 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). Требования к этапу V Реализация построенного проекта
32 Эталон: знаковая фиксация способа действия (знаковая фиксация N) I. x + а = b x = b – a II. Чтобы найти часть надо из целого вычесть другую часть III. x + а = b x = b – a xa b
33 ЭТАЛОН: 1. Грамотный – без математических ошибок. 2. Сконструирован учащимися на уроке ОНЗ – хорошо им знаком и понятен. ЭТАЛОН – инструмент для решения задач данного типа
34 5. Реализация построенного проекта Требования к этапу УУД выдвижение гипотез и их обоснование (П); поиск необходимой информации из текстов (П); использование знаковосимволических средств (П); моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); осознание ответственности за общее дело (Л);
35 Цель этапа: Применение нового знания в типовых заданиях. 1. Решение типовых заданий на новое знание 2. Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися)
36 Этап урока ОНЗ VI Первичное закрепление во внешней речи Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. Требования к этапу
37 6. Первичное закрепление во внешней речи Требования к этапу УУД выполнение действий по алгоритму (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); использование критериев для обоснования своего суждения (К); управление поведением партнёра (К); осознание ответственности за общее дело (Л);
38 1. Выполнение самостоятельной работы (решение типовых заданий) 2. Самопроверка (по эталону для самопроверки) 3. Коррекция ошибок 4. Ситуация успеха
39 Этап урока ОНЗ VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки). 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. Требования к этапу
40 Эталон для самопроверки: реализация способа действия, соотнесенная с эталоном Пример: Решите уравнение: х + 15 = 27 Эталон для самопроверки на новый способ действия: х + 15 = 27 x + а = b х = 27 – 15 x = b – a х = 12
41 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Требования к этапу УУД использование знаковосимволических средств (П); выполнение действий по алгоритму (П); доказательство (П); контроль (Р); коррекция (Р); оценка (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
42 1. Границы применимости нового знания 2. Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными 3. Задания на повторение 4. Задания на пропедевтику изучения последующих тем
43 Этап урока ОНЗ VIII Включение в систему знаний и повторение 1)Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Требования к этапу
44 8. Включение в систему знаний и повторение Требования к этапу УУД нравственноэтическое оценивание усваиваемого содержания (Л); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); моделирование, преобразование модели (П); установление причинноследственных связей (П); выведение следствий (П); выполнение действий по алгоритму (П);
45 1. Фиксация нового содержания 2. Рефлексия учебной деятельности (затруднение, цель, результат, как достигнут результат) 3. Самооценка деятельности на уроке 4. Домашнее задание
46 Этап урока ОНЗ IX Рефлексия учебной деятельности 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. Требования к этапу
47 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Требования к этапу УУД рефлексия способов и условий действия (П); контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
48 Технология деятельностного метода. Урок ОНЗ 1) Мотивация к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и пробное учебное действие. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности на уроке
49 3. ОСНОВА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА ОНЗ В ТДМ ОБУЧЕНИЯ.
50 Задание
53 НОВОЕ ЗНАНИЕ (ПОНЯТИЕ, СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ)
54 Из четырех представленных пробных действий выберите только одно задание, соответствующее сформулированному новому знанию. Задание
55 ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ
56 Из трех представленных формулировок фиксации затруднения выберите только одну правильную формулировку. Задание
57 ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ
58 Из четырех представленных формулировок фиксации причины затруднения выберите только одну правильную формулировку. Задание
59 ПРИЧИНА ЗАТРУДНЕНИЯ
60 Из двух представленных формулировок целей деятельности выберите только одну правильную формулировку. Задание
61 ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
62 ФИКСАЦИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ (ЭТАЛОН) Чтобы собрать пирамидку правильно можно: 1.Выбрать наибольшее колечко. 2. Надеть его на основу. 3. Если остались ненадетые колечки, выбрать из оставшихся наибольшее и надеть его, если нет, закончить сбор пирамидки «шишечкой».
63 ФИКСАЦИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ (ЭТАЛОН) 1 2 3
64 Цель, задачи курсов Основная цель занятия: Уточнить способ формирования УУД на уроках открытия нового знания в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон по разным учебным областям начальной и средней школы. Основные задачи: 1) познакомить с типологией уроков деятельностной направленности; 2) рассмотреть структуру урока открытия нового знания (ОНЗ) в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон (Школа 2000…»); 3) зафиксировать основу для конструирования урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода обучения.
65 Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » АПК и ППРО РФ тел. (495) , Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.