Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемfizkaf.narod.ru
1 Проблемное обучение - одна из составляющих ЛОП в активизации развивающего потенциала обучения.
2 Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания; - система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
3 Цели проблемного обучения: - развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; - усвоение учащимися знаний, умений в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; - воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; - развитие профессионального проблемного мышления.
4 Педагогические условия успешности проблемного обучения: - создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучаемых; - обеспечение обучаемых совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации; - формирование у обучаемых операционных умений решения проблемных задач. «Основная масса знаний и умений передаётся учащимся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения должен научиться творчески, и их применение, поэтому неизбежно строится проблемно». И. Я. Лернер.
5 Проблемная ситуация - сложное психическое состояние, затрагивающее познавательно-эмоциональную сферу ( I этап самостоятельной умственной деятельности учащегося). Признаки проблемной ситуации: - необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, отношении, способе или действии; - наличие неизвестного для учащегося, характеристикой которого является степень обобщения; - возможности учащегося, включающие как его творческие способности, так и достигнутый им уровень знаний. Уровни проблемности: - 1. Учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения. 2. Учитель вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают её. 3. Анализ, формулировку и оптимальный выбор решения проблемы осуществляется учениками самостоятельно.
6 Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание. Формы проблемного вопроса: - предложение или обращение, требующее ответа или объяснения; - проблема, задача, требующая решения. Типы проблемных вопросов: проверяющие направленность внимания; - направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний; - помогающие находить ученику различие и сходство предметах и явлениях; - помогающие отбирать факты для доказательства; - направленные на подтверждение правил; - направленные на нахождение причины явления и оценку его значения; - направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии; - формирующие убеждённость, развивающие навык самовоспитания.
7 Проблемная задача – это проблема с указанием параметров условий решения. Проблемная задача отличается от проблемы тем, что в ней заведомо ограничено поле поиска решения. Компоненты проблемной задачи: условие, проблемный вопрос и искомое. Сложность задачи обусловлена 3 факторами: - составом условия: чем больше в нём данных, которых нужно учесть при решении задачи, тем она сложнее; - расстоянием между вопросом задачи и ответом на неё, т.е. числом суждений, логических звеньев, необходимых для решения задачи (ведущий фактор сложности); - составом решения, т.е. числом выводов, которые можно сделать в результате решения задачи. Дидактические цели решения проблемных задач: - привлечь внимание учащихся к учебному материалу, мотивировать познавательный интерес; - активизировать умственную деятельность учащихся, поставив их перед посильными познавательными затруднениями; - помочь учащимся увидеть основную проблему и определить наиболее рациональные пути её решения.
8 Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. Основной признак творческого процесса – отказ от традиционного подхода к интерпретации существующих данных. Творческие задачи позволяют: - обобщить, повторить и усвоить учебный материал; - ознакомить учащихся с последними достижениями в предметных областях; - развивать творческие способности, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление; - формировать навыки совместной работы; - устанавливать межпредметные связи. Экспериментальная задача – составление гипотезы, формулировка выводов из результатов опыта, доказательство выдвинутых предположений. Её план: выдвижение гипотезы, обсуждение способов её проверки, конструирование опыта и его проведение.
9 Методы проблемного обучения: - проблемное изложение знаний (активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создаёт проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, побуждая учащихся к самостоятельной познавательной деятельности); - изложение с проблемным началом (учитель, создав начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом); - частично-поисковый, или эвристический метод (система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение новой проблемы); - исследовательский метод (организация поисковой познавательной деятельности учащихся путём постановки задач, требующих самостоятельного творческого решения).
10 Формы проблемного обучения: - урок версионного характера; - урок сравнительно-обобщающего характера; - урок с включением морально-этической проблемы; - урок сознательного применения диалектического метода к анализу конкретных явлений. Формы проблемного урока: - урок сообщения новых знаний (урок-лекция, урок-беседа, урок-рассказ, урок решения познавательных задач, лабораторная работа, ученическое исследование); - урок формирования умений и навыков (обзорная лекция, лабороторные и практические работы, обобщающая письменная самостоятельная работа, решение типовых задач, диспут, урок- семинар, урок конференция); - урок решения познавательных задач; - урок решения проблем; - урок-защита рефератов; - урок зачёт «Мозговая атака». --
11 Этапы деятельности учителя: 1. Разработка проблемных вопросов. 2. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию 3. Формы решения проблемных ситуаций. 4. Определение факторов создания проблемных ситуаций. 5. Создание блоков проблемных уроков. 6. Подготовка проблемных домашних заданий. 7. Разработка проблемного дидактического и контрольного материала. Обобщённый алгоритм подготовки проблемного урока: - Тема урока, новое название и его тип. - Постановка проблемы (побуждающий диалог от проблемной ситуации, подводящий к проблеме диалог, сообщение темы с приёмом для её принятия). - Поиск решения.
12 Основные виды проблемного урока: - урок-дискуссия; - урок-проблемная лекция; - урок-семинар; - урок-исследование; - версионный урок; - эвристическая беседа-семинар; - комплексы проблемных уроков (лекция – семинар – лабораторный практикум – решение задач – контроль знаний – зачёт – обобщение знаний).
13 « Проблема возникает не тогда, когда один высказывает правильную мысль, а другой ложную. Если один высказывает правильную мысль, а другой неправильную, то проблемы нет. Проблема возникает тогда, когда два человека говорят противоположные вещи и оба правы. Вот тогда впервые возникает проблема».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.