Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемvarfolomschool.ucoz.ru
1 1 Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…» Итоги наблюдения над художественным текстом учащихся 8 класса Автор: Архипова Н.П.
2 2 Анализ композиции и сюжета В чем своеобразие композиции текста? Что составляет основу сюжета? В какой последовательности изображены события? Какова форма повествования? Кто главный герой? Что можно сказать о других персонажах произведения?
3 3 Особенности изображения героя Как соотносятся в тексте автор и герой? В чем двойственность изображения героя? В чем состоит жизненный подвиг Аввакума? За что и против чего он выступает? Как раскрывается характер персонажа? Каковы основные приемы создания образа? Каково ваше мнение о личности Аввакума?
4 4 Особенности стиля и языка В чем своеобразие языка произведения? Какому стилю речи свойственно просторечие? Чем можно объяснить эмоциональность изложения? Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение? В каких эпизодах звучит комическая нотка? Почему она появляется в житии? Какие художественные приемы (тропы) использует автор? Как героя характеризует его речь?
5 5 Канонические черты жития Житие – это биография святого. Житие составлялось после смерти святого. Повествование ведется от третьего лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией. Художественные открытия Аввакума Аввакум не причислен к лику святых. Написано при жизни. Житие напоминает исповедь- проповедь, форма повествования от первого лица придает тексту эмоциональность, силу.
6 6 Композиция жития строится по строгой схеме. Способ изображения героя – идеализация. Внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения. Пространство и время изображаются условно. В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала. Герой – не идеальная личность, он «святой грешник». Ярко изображается внутренний мир героя, этому служат внутренние монологи. Пространство и время конкретны и реальны.
7 7 В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности. Тон повествования торжественный, серьёзный. Язык жития книжный, с обилием церковнославянизмов. Герой ярко индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна; перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь. Появляются комические нотки. Язык живой, разговорный, введение просторечий становится основным стилистическим приемом; автор как будто не пишет, а свободно говорит.
8 8 Текст рассчитан на грамотного человека, подготовленного. Сюжет жития составляет духовный подвиг святого. Автор обращается к читателю из простого народа (крестьянину, горожанину), которому нелегко понять церковнославянскую речь. Сюжет изображает национальный быт, порядки, семейную жизнь.
9 9 Выводы Аввакум выступает новатором, разрушая средневековый канон. Перед нами необычное произведение, в котором отразились реальные противоречия эпохи и противоречия характера и мировоззрения героя, картины общественной жизни и быта Руси середины XVII века, героическое и обыденное, трагическое и комическое. Все это выходит за рамки не только жития, но и других известных жанров того времени, заставляя читателя задуматься над вопросом:
10 10 Почему, несмотря на чуждые нам идейные побуждения автора, этот памятник вышел далеко за пределы той среды, для которой он предназначался, и почему он продолжает интересовать и волновать читателей нашего времени?
11 11 Подумайте « В Житии в единое целое слились эпическое, лирическое и драматическое начала, элементы многих жанров древней русской письменности – и учительной литературы, и проповеди, и житий, и поучений, и бытовой повести, а также устного народного сказа. Вряд ли можно поэтому определить жанр Жития каким-либо известным нам термином. Но в то же время из всего нами сказанного можно сделать вывод о проявлении в Житии определенной тенденции в истории русской литературы, о приближении Жития к определенному жанру, окончательно оформившемуся уже несколько позднее. Мы имеем в виду тенденцию становления синтетического жанра романа ». В.Е. Гусев
12 12 Использованные материалы Древнерусская литература. Книга для чтения 5-9 классы / Составитель Е. Рогачевская. – М.: ШКОЛА-ПРЕСС, Поурочные разработки по литературе. 8 класс / Сост. И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева. – М.: ВАКО, О жанре жития протопопа Аввакума. Автор В. Е. Гусев. Источник: Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор«.Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор« Архипова Н.П.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.