Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемgmc.ivedu.ru
1 Основные подходы к созданию воспитательных систем образовательных учреждений: синтез традиций и инноваций Попова И.Н., зав. кафедрой ВИПКРО, к.п.н., доцент
2 Воспитательная система ОУ - это комплекс воспитательных целей и людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности? комплекс отношений, возникающих между ее участниками? освоенная школьная среда и воспитательное пространство? целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания?
3 Новикова Людмила Ивановна Начало 80-х годов: Проведены исследования по использованию системного подхода в изучении и совершенствовании воспитательного процесса. Разработаны концептуальные основы теории воспитательных систем. Дана характеристика воспитательной системе как педагогическому понятию и феномену педагогической действительности.
4 ИДЕЯ: « Все воспитательные системы это не просто продукт и порождение своего времени, это, прежде всего, взлет педагогического творчества, уважение к личности ребенка…»
5 Воспитательная система – комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношений, возникающих между ее участниками, освоенной среды и управленческой деятельности по обеспечению жизнедеятельности воспитательной системы Л.И. Новикова Новикова Л., Караковский В., Селиванова Н. Основы создания воспитательных систем // Воспитательная работа в школе. 2004, 1.
6 Караковский В.А. – СОШ 825, г. Москва Школы – лаборатории: Тубельский А.Н. – СОШ 734, г. Москва Ямбург Е.А. – ЦО 109, г. Москва
7 ИДЕЯ: «Для того чтобы создать собственную систему и развивать ее в тех или иных условиях, мало понять, зачем она нужна, и убедиться в том, что подобных систем было и есть много, надо еще увидеть ее как объект целенаправленного управления…»
8 Модель ВС ОУ– это схема описания системы условий и отношений образовательного учреждения, опирающаяся на представление об оптимальном и достаточном качественном уровне состояния ОУ, необходимого для личностного развития ребенка.
9 Компоненты моделирования: 1.Диагностико-аналитический: диагностика состояния воспитания в ОУ; анализ ресурсов ОУ по организации воспитания (ресурсное обеспечение – организационное, информационное, нормативно-правовое, кадровое, научно-методическое, мотивационное, материально-техническое). 2.Целеполагание: построение дерева целей. 3.Планово-прогностический: выбор основных направлений работы, составление программы работы, планирование, определение оптимальных технологий и форм, прогнозирование ожидаемых результатов. 4.Структурный: разработка структур реализации модели (комплексы, центры, творческие группы, службы), целостное представление модели (описание, схема, таблица).
10 90-е годы Гаврилин А.В., д.п.н., профессор, действительный член РАО Мануйлов Ю.С., д.п.н., профессор Нижегородского государственного педагогического университета
11 ИДЕЯ: «Проблема заключается в том, чтобы сделать школьную жизнь самоценной, в которой есть место действиям, поступкам, выбору. Необходимо осмыслить наивысший уровень воспитательного процесса - разумно организованную жизнь в культуре как самоопределение в ней…»
12 Воспитательная система – целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психологический климат. Гаврилин А.В.
13 Структура воспитательной системы ОУ как социального организма Субъекты воспитания Целеполагание Организация деятельности Пространственно- временной Управление
14 Освоенная среда Субъекты воспитания Особенности формирования воспитательной системы школы Системообразующая деятельность Цели Управление
15 Показатели эффективности воспитания в ОУ Показатели 1. Уровень воспитанности учащихся 2. Состояние условий воспитания (качество воспитывающей среды школы, состояние социокультурного пространства школы, психологический климат школы, включенность в воспитательный процесс всего коллектива школы) 3. Сформированность социально ориентированных ценностных ориентаций учащихся 4. Состояние семейного воспитания 5. Степень удовлетворенности учащимися, родителями качеством условий, предоставляемым для обучения и воспитания учащихся 6. Характер адаптированности учащихся к жизни в школе
16 7. Включенность родителей в воспитательный процесс 8. Наличие и результативность ученического самоуправления 9. Проекты и инициативы учащихся 10. Участие и результативность в мероприятиях различного уровня 11. Сформированность воспитательного коллектива 12. Социализация учащихся
17 ИДЕИ XXI века: Воспитательное пространство как многомерное условие развития воспитательной системы ОУ (Гаврилин А.В.) Технологизация воспитательного процесса (Поляков С.Д.) Культура и дух школы как интегративные характеристики воспитательной системы школы (Попова И.Н.) Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы ОУ и проблемы видологии воспитательных систем (Барышников Е.Н.)
18 О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. Информационное письмо министерства образования от /13. // Вестник образования, 14, 2002.
19 Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» (информационное письмо от 15 декабря 2002 г., /16) Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (пакет документов «Наша Новая Школа»)
20 Андреева В.В., Гаврилин А.В., Корешков М.В. Региональная программа воспитательной деятельности // Классный руководитель, 1, 2002.
21 Основные идеи воспитания: Полноценное личностное развития ребенка в условиях ОУ. Успешная социализация ребенка в современном обществе путем вхождения его в культуру человечества. Формирование мировоззренческой, социальной и коммуникативной компетентности учащихся с опорой на аксиологические основания воспитания. Воспитательное пространство как условие влияния всех факторов воспитания на процесс становления, развития и самореализации личности воспитанника.
22 Цели и задачи региональной программы: Создание нового уклада школьной жизни, способствующего воспитанию свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности; Воспитание гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека; Формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями за результаты своей деятельности в социальной, природной и культурной среде;
23 Создание условий для освоения воспитанниками мировой художественной культуры, в первую очередь через изучение и принятие традиции и культуры своего и других народов России; Максимальное развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания и самообразования, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности. Цели и задачи региональной программы:
24 Основные направления организации жизнедеятельности воспитанников 1.«Наследие веков: край Владимирский – колыбель России» 2.«Забота» 3.«Колыбель талантов» 4.«Я - Гражданин» 5.«Голубая планета» 6.«Труд – основа жизни» 7.«Долгожитель» 8.«В страну знаний»
25 «Воспитание успешно, если оно системно…» Л.И. Новикова
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.