Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.hse.ru
1 Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза И.А. Прахов, М.М. Юдкевич Лаборатория институционального анализа экономических реформ ИНИИ НИУ ВШЭ Высшая школа экономики, Москва,
2 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Постановка проблемы Уравнивает ли механизм ЕГЭ возможности для детей из семей с разными доходами? ДА! Механизмы повышения доступности для семей с низким доходом: Снижение специфических инвестиций в подготовку к поступлению Снижение трансакционных издержек, связанных с процессом поступления НО… Возможные механизмы сохранения преимуществ для более обеспеченных семей: Улучшение результата ЕГЭ за счет общих инвестиций в подготовку к поступлению Склонность выбора менее селективных вузов низкодоходными семьями как страховка от непоступления на бюджетное место Более информированный выбор, обусловленный различиями в социальном капитале
3 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Цель и задачи исследования Цель исследования: Анализ влияния материального положения семьи на образовательные стратегии абитуриентов, результаты итоговых экзаменов и выбор вуза Задачи исследования: Анализ зависимости между уровнем материального положения семьи и результативностью абитуриентов на основе баллов ЕГЭ по основным предметам; Анализ различий в результатах ЕГЭ для абитуриентов из семей с различным уровнем дохода при фиксированной успеваемости в средней школе (по итогам 9 класса); Оценка инвестиций в подготовку к поступлению, совершаемых семьями с различным уровнем дохода; Анализ выбора вуза абитуриентами из разных семей, получившими схожие результаты ЕГЭ.
4 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Данные и методология исследования Опрос первокурсников, поступивших в вузы в 2010 году в 16 крупнейших городах России. Объем выборки: 1165 человек. Выборка взвешена пропорционально количеству выпускников школ в данных городах. Результаты ЕГЭ по русскому языку, математике, средние баллы ЕГЭ по обязательным и всем сданным предметам. Группировка домохозяйств по уровню дохода:
5 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Уровень дохода и результаты ЕГЭ
6 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Различия в результатах ЕГЭ про фиксированной успеваемости в 9 классе (ЕГЭ по математике)
7 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Инвестиции в подготовку к поступлению как механизм повышения результативности школьника
8 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Отдача от дополнительной подготовки к поступлению: регрессионный анализ
9 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Влияние дохода и инвестиций в подготовку к поступлению на результаты ЕГЭ Коэффициенты/ Зависимая переменная Русский языкМатематика Обязательные предметы Все сданные предметы Пересечение 20,648*** (7,755) -29,466*** (9,657) -4,409 (8,026) -32,576*** (8,566) Доход 4,514*** (0,811) 9,371*** (1,010) 6,943*** (0,839) 9,892*** (0,893) Инвестиции 0,653*** (0,070) 0,406*** (0,087) 0,530*** (0,073) 0,423*** (0,075) R2R2 0,1000,0920,1040,154 Доход и уровень затрат на подготовку к поступлению положительно влияют на результаты ЕГЭ
10 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Отдача от инвестиций в подготовку к поступлению при фиксированном доходе Зависимая переменная Уровень дохода Русский языкМатематика Обязательные предметы Все сданные предметы Низкий0,609***-0,1360,236**-0,284*** Средний0,607***0,498***0,552***0,828*** Высокий0,999***0,878***0,938***0,404** Инвестиции в подготовку к поступлению приносят наибольшую отдачу (в терминах результатов ЕГЭ) для абитуриентов из наиболее обеспеченных семей.
11 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Материальное положение семьи и выбор вуза Студенты из наиболее обеспеченных семей учатся в более селективных вузах. Это верно как для студентов-платников, так и для обучающихся на бюджетном отделении. Средний балл ЕГЭ Уровень дохода В среднем по массиву НизкийСреднийВысокий баллов 27,5%12,4%7,6%16,9% баллов 68,7%80,8%80,3%76,5% баллов 3,9%6,8%12,1%6,7% Итого 100,0%
12 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Выводы Даже в условиях ЕГЭ у абитуриентов из семей с более высоким уровнем дохода сохраняется больше возможностей для подготовки к поступлению в вуз, что положительно сказывается на итоговом результате ЕГЭ. Имеет место положительная зависимость между уровнем дохода и результатами ЕГЭ по основным предметам у школьников, имеющих одинаковые результаты на момент окончания девятого класса. Абитуриенты из наиболее обеспеченных семей делают больше инвестиций в дополнительные виды подготовки к поступлению (занятия на подготовительных курсах и с репетиторами), и эти инвестиции дают большую предельную отдачу.
13 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Выводы Дополнительные занятия дают большую отдачу для детей из высокодоходной группы семей. Студенты из семей с высоким уровнем дохода (как платники, так и бесплатники) учатся в более селективных вузах. При одинаковом уровне ЕГЭ «троечники» и «хорошисты» из обеспеченных семей поступают в вузы с более высоким средним балом ЕГЭ, нежели абитуриенты из семей со средним или низким уровнем дохода, показавшие сходные результаты ЕГЭ. В результате можно говорить о том, что материальное положение семьи является фактором, значительно влияющим на поступление в вуз.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.