Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемdirector.edu54.ru
1 Тренинг «Как сформировать у обучающихся мышление высокого уровня?» Тренер Лебедева Маргарита Борисовна – доцент кафедры ИКТ РГПУ им. А. И. Герцена
2 Цитаты Я предпочел бы знать некоторые вопросы, чем все ответы Дж. Тарбер Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете. И. Гете
3 Цитаты Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. К. Д. Ушинский
4 Цели и задачи тренинга
5 Цели тренинга Выявить признаки мышления высокого уровня; Выявить пути формирования мышления высокого уровня; Познакомиться с техниками, обеспечивающими формирование мышления высокого уровня; Определить роль проектной технологии в формировании мышления высокого уровня
6 Этапы тренинга Этап 1. Что такое мышление высокого уровня? Этап 2. Как правильно поставить вопросы в обучении? Этап 3. Почему нужно использовать проектную технологию? Этап 4. Как использовать инструмент «Визуальное ранжирование»? Этап 5. Как использовать инструмент «Видение причины»? Этап 6. Как использовать инструмент «Предъявление доказательств»? Этап 7. Как оценить проект, выполненный учащимися?
7 Планируемый результат тренинга Ознакомление с содержанием нового учебника (дополнительного пособия по программе «Обучение для будущего») Ознакомление с техническими приемами, направленными на формирование у учащихся мышления высокого уровня, определение возможных направлений использования этих техник в работе со школьниками
8 На какие вопросы отвечает тренинг
9 Этап 1. Что такое мышление высокого уровня?
10 Список основных умений 21 века Ответственность и адаптируемость Коммуникативные умения Творческий потенциал и любознательность Критическое и системное мышление Информационные и мультимедийные умения Сотрудничество и взаимодействие Постановка и решение проблем Саморазвитие Социальная ответственность
11 ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИЯ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и nomos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение.
12 ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТАКСОНОМИИ В ОБУЧЕНИИ? Чтобы правильно ставить цели в обучении; Чтобы правильно формулировать проблемы и задания для учащихся; Чтобы подбирать адекватные оценочные инструменты; Чтобы правильно проводить рефлексию по результатам обучения
13 ТАКСОНОМИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ БЛУМА Подробнее
14 ТАКСОНОМИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ БЛУМА Вкратце: Таксономия Блума: Таксономия Блума определяет способы классификации мыслительных умений, начиная от простейших учебных действий до самых сложных. Блум и его команда разработали иерархию мыслительных умений, в которой более высокие уровни мышления включают все познавательные умения нижележащих уровней.
15 КАТЕГОРИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ МАРЗАНО Уровень 1Положительное отношение и восприятие учебной деятельности Уровень 2Приобретение и интеграция знаний Уровень 3Расширение и уточнение знаний Уровень 4Осмысленное использование знаний Уровень 5Продуктивные типы мышления
16 КАТЕГОРИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ МАРЗАНО
17 Вкратце: Категории мыслительных умений по Марзано отличаются от таксономии Блума тем, что не надстраиваются одна на другую. Каждая познавательная категория также важна, как и остальные. «Уровни» представляют собой элементы, которые, по мнению Марзано, одинаково заслуживают внимания на каждом этапе обучения.
18 16 УСЛОВИЙ МЫШЛЕНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ по Коста и Каллику Упорство Управление импульсивностью Сопереживание Гибкость мышления Размышление над нашим мышлением (метапознание) Аккуратность и точность Критичность и постановка проблемы Применение старых знаний в новых ситуациях Ясное и точное мышление и коммуникация Восприятие информации посредством всех органов чувств Творчество, воображение, инновация Удивление Осознанный риск Чувство юмора Взаимозависимое мышление Непрерывное саморазвитие
19 16 ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ ПО КОСТА И КАЛЛИКУ Вкратце: «16 условий мышления высокого уровня» по Коста и Каллику В отличие от Блума, систематизировавшего уровни мышления, и Марзано, рассмотревшего категории мыслительных умений в контексте социальной и личной сферы, Коста и Каллик определяют УСЛОВИЯ, необходимые для того, чтобы справиться с «трудными ситуациями» - то есть условия, требующие «стратегического мышления, проницательности, настойчивости, творчества и мастерства для разрешения сложной проблемы».
20 РОССИЙСКИЕ ПОДХОДЫ Б.БлумСимонов В.П.В.Г.Королева ЗнаниеРазличение Репродуктивное самостоятельное воспроизведение ПониманиеЗапоминание Репродуктивное алгоритмическое действие ПрименениеПонимание Продуктивное эвристическое действие Анализ Простейшие умения и навыки Продуктивное творческое действие СинтезПеренос Оценка
21 РОССИЙСКИЕ ПОДХОДЫ Б.БлумБеспалько В.П.Максимова В.Н. Знание Ученический (деятельность по узнаванию) Узнавание Понимание Алгоритмический (решение типовых задач) Запоминание Применени е Эвристический (выбор действия, применение знаний) Понимание Анализ Творческий (поиск решения, перенос знаний в новые ситуации) Применение (тематическое, предметное, межпредметное обобщение) Синтез Оценка
22 РОССИЙСКИЕ ПОДХОДЫ Б.БлумСкаткин М.Н. ЗнаниеВоспроизведение понятия ПониманиеРаспознание понятия ПрименениеПрименение понятия Анализ Воспроизведение системы понятий СинтезПрименение системы понятий Оценка
23 Задание к этапу 1
24 СОБСТВЕННАЯ ТАКСОНОМИЯ Рассмотрите все три варианта классификации умений, необходимых учащимся для успешной учебы. Какие идеи из предложенных моделей вам наиболее интересно развивать (или продолжать развивать) на ваших уроках? Разработайте свою собственную таксономию приемов учебной деятельности, используя наиболее подходящую вам зрительную структуру. Для определения и систематизации мыслительных умений и приемов, которые вы хотели бы развивать у ваших учеников, воспользуйтесь таблицей ниже или диаграммой Венна на следующей странице.
25 СОБСТВЕННАЯ ТАКСОНОМИЯ Таксоно- мия Блума «Категории мыслитель- ных умений» Марзано 16 условий мышления высокого уровня Коста и Каллика Российские подходы Собственная таксономия (выбрать одну из таксономий, обосновать свой выбор (2-3 аргумента))
26 Мышление высокого уровня
27 Как его сформировать? Реализовать обучение, основанное на вопросах … Применять личностно-ориентированные технологии … Использовать особые способы оценивания … Широко применять задания на классификацию, систематизацию и т. д.
28 Этап 2. Как правильно поставить вопросы в обучении?
29 ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ Закрытые вопросы: Ориентированы на проверку фактического знания Содержат ограниченный спектр возможных правильных ответов Пример: Кто живет в тропических лесах? Направляют мысль обучаемого Обеспечивают обучаемых базовыми знаниями для ответов на другие вопросы
30 ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ Открытые вопросы: Строятся на основе фактического знания Требуют поиска, исследования, размышления перед полным ответом Имеют много разных ответов, стимулируют обсуждение, дискуссию, поиск Требуют более глубокого обдумывания темы Побуждают учащихся конструировать свое знание в процессе ответа на вопрос Обычно начинаются с ключевых слов, таких как почему и каким образом
31 ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ Вопросы почему часто требуют рассмотрения отношений между переменными и анализа информации Вопросы каким образом ведут к решению проблемы и синтезу информации Вопросы который ведут к продуманному принятию решения, а вопросы что - к рефлексии Возможно использование других ключевых слов, но реже
32 ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ Закрытые вопросыОткрытые вопросы Если человек каждый месяц откладывает 200$ на сбережения по вкладу 1.5 % ежемесячно, сколько времени ему потребуется, чтобы накопить 1 миллион долларов? Как вы должны инвестировать свои деньги, чтобы на пенсии быть миллионером? Какие планеты входят в нашу Солнечную систему? Каково было бы жить на планетах нашей Солнечной системы? Что необходимо животным для жизнедеятельности? Чем мы похожи на животных? Что такое конституционные поправки? Почему меняются законы? Где вы живете? Каковы основные группы пищи?
33 ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
34 ТРИАДА ВОПРОСОВ Посмотреть
35 ТРИАДА ВОПРОСОВ Основополагающие вопросы Всеобъемлющие, фундаментальные, вопросы «большой идеи» Помогают сконцентрировать внимание на нескольких разделах или используются на протяжении всего учебного года Пример: Что нужно сделать, чтобы изменить мир?
36 ТРИАДА ВОПРОСОВ Вопросы учебной темы Открытые вопросы по специфике раздела, которые помогают ответить на основополагающий вопрос. Примеры: Зачем покидать дом ради новой жизни в чужой стране? Как Революция ________ изменила их мир и наш? Почему мы все еще читаем Шекспира?
37 ТРИАДА ВОПРОСОВ Частные (содержательные) вопросы Вопросы на основе фактов Богатая предметная содержательность, облегчающая понимание учащимися более широких вопросов Примеры: Какой путь избрали первые путешественники? Что они искали? Кто были ключевыми фигурами в __________ Революции? Где в нашей современной культуре мы видим влияние Шекспира?
38 БОЛЬШИЕ ИДЕИ ПринятиеРазнообразиеЧестьМощь АдаптацияЭнергияСамобытностьПрогресс БалансРавенствоИндивидПропорция КрасотаЭтикаЦельностьОтветственность ИзменениеПревосходствоПоездкаПрава ХаосИсследованиеЗаконРиск ВыборСемьяЛидерствоПравила КоммуникацияСилаСвободаШкала СообществоФормаМатерияСистемы ПротиворечиеНезависимостьМиграцияВремя СвязьДружбаМотивацияПравда СотрудничествоБудущееНуждаВселенная СмелостьГеографияЗакономерностиЦенность ЦиклыСчастьеПерспективаДобродетель ДостоинствоГармонияЗагрязнениеБогатство
39 Задания к этапу 2
40 Основополагающий Вопрос или нет? Да Нет Может быть Каким образом литература помогает нам лучше понимать самих себя? Что такое национальный дефицит? Как мы решаем, каким утверждениям верить? Можно ли быть плохим ради хорошей цели? Какие технические улучшения явились результатом исследования космического пространства? Каковы элементы сказки? Как формируются различные типы камней? Что прошлое говорит нам о будущем?
41 Основополагающий Вопрос или нет? Смешанные вопросыОПВВУТЧВ Куда ездили первые путешественники? Как первые путешественники изменили мир? Кто были первые путешественники? Что нужно, чтобы изменить мир? Какое влияние оказали первые путешественники на свои родные страны?
42 Корректировка ОПВ Первоначальный Основополагающий Вопрос Большая ИдеяОткорректированный Основополагающий Вопрос Почему важны стадии жизни лягушки? Каким образом судебные эксперты используют научные методики для раскрытия преступлений? Почему важно отбирать точные факты при сборе информации? Каким образом и почему люди исследовали мир? Почему мое животное важно для тропического леса и мира?
43 Основополагающий Вопрос или нет? Смешанные вопросыОПВВУТЧВ Как концовка Золушки различается в разных культурах? Действительно ли мы сильно отличаемся от своих соседей? Каковы самые распространенные темы сказок? Что мы можем узнать о себе и других людях, читая сказки? Как сказки отражают культуру? Каков основной сюжет всех сказок о Золушке? Каковы определения сюжета, завязки, кульминации и развязки?
44 Сформулировать вопросы Основополагающий Учебной темы Содержательные (частные) Посмотреть
45 Этап 3. Почему нужно использовать проектную технологию?
46 УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Главной становится деятельность учения; Работа над проектом соответствует образовательным стандартам и является центром учебного плана; Проекты управляются Основополагающими Вопросами; Проекты включают в себя разнообразные виды оценки; Проекты имеют связь с реальным миром; Учащиеся представляют свои знания через конечный продукт исследования; ИТ обеспечивают и повышают эффективность обучения; Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня; Образовательные стратегии разнообразны и обеспечивают многообразные стили учения.
47 Характеристики роли учителя: Направляет со стороны, больше не является мудрецом на сцене Больше тренирует и моделирует, меньше рассказывает Больше ищет вместе с учениками, меньше консультирует Больше междисциплинарного мышления, меньше специализации Больше оценки выступлений, меньше оценки письменных работ, знания фактов
48 Изменение роли учащегося: Больше выбора и принятия решений в учебных заданиях Больше возможностей Больше ответственности при выполнении заданий и распределении времени Больше зависимости от других учащихся в групповой работе
49 ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА Определение целей обучения Что должны знать и уметь ваши ученики, исходя из образовательных стандартов? На развитие каких мыслительных умений более высокого уровня вы нацелены?
50 ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА Разработка триады вопросов Какова «большая идея» в образовательных стандартах? Какие Основополагающие Вопросы, Вопросы учебной темы и Частные Вопросы вы будете использовать, чтобы направить учебную деятельность учащихся?
51 ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА Создание плана оценки Как вы узнаете, что ваши ученики достигли целей обучения? По каким критериям будут оцениваться ваши ученики? Какие методы оценки вы будете использовать на протяжении проекта, чтобы информировать себя и учащихся об их прогрессе? Какие методы контроля вы будете использовать, чтобы стимулировать самоуправление и прогресс ваших учеников во время их самостоятельной и групповой работы?
52 ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА Разработка заданий Каким должен быть сценарий, чтобы обеспечить разнообразную учебную деятельность и помочь учащимся в достижении целей обучения? Как вы можете вовлечь учащихся в исследование проблемы с целью ее решения или мотивировать их на выполнение других значимых заданий, которые помогут ответить на вопросы для структурирования учебного плана и установить связи с миром за пределами класса? Каким образом можно использовать информационные технологии для повышения эффективности обучения? Как вы будете управлять использованием учащимися ИТ? Какие инструменты будут предоставлены учащимся, чтобы помочь им в организации выполнения заданий проекта, в регламентации времени, в групповой работе?
53 ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА
54 МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ Методы для мониторинга прогресса Ведение учебных дневников, дневников ежедневных достижений Ведение контрольного листа прогресса Отчеты о достижениях Проведение встреч и конференций в рамках проекта
55 МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ Методы проверки понимания и поощрения метапознания Ведение письменных журналов или дневников Ведение видео и фото журналов Интервью и наблюдения Письменные и устные тесты
56 МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ Методы демонстрации знаний и умений Продукты исследо- вания Доклады Разработка дизайна Конструкции Эссе Художественные произведения Печатные издания: книги, памфлеты, брошюры Мультимедиа: информационные киоски, видео, фото журналы, слайдшоу, цифровые книги Представ -ления Презентации Демонстрации умений Артистические/творческие представления Постановки
57 РОЛЬ ИТ Проекты на основе ИТ могут быть очень действенными. ИТ наиболее эффективны, когда они используются как инструмент решения проблем, развития понятийного аппарата, критического мышления. ИТ позволяют учащимся создавать стратегии для решения сложных проблем, глубже понимать предмет.
58 Задания к этапу 3
59 Заполнить форму Названи е проекта Триада вопросовЗадания для учащихся Способы и методы оценки Основополагающи й Учебной программы По содержанию
60 Этап 4. Как использовать инструмент «Визуальное ранжирование»?
61 Инструмент (визуальное ранжирование) Соответствие стандартам Следование ОВП Разные способы оценивания Учащийся в центре Мыслительные умения интегрированы Связь с реальным миром Пример списка для ранжирования
62 Сущность инструмента Инструмент предусматривает возможность: формирования списка (перечня) параметров; ранжирования и сравнения результатов ранжирования в разных группах Какие факторы свидетельствуют об экологических проблемах региона Загрязнение озер Вырубка лесов Строительство новых дорог Отсутствие очистных сооружений
63 Преимущества инструмента для учащихся Взаимодействие учащихся и правильное использование online инструментов мышления способствует развитию мыслительных умений более высокого уровня. Оnline инструменты мышления по своей сути стимулируют обсуждение и понимание сложных идей. Оnline инструменты мышления позволяют осуществлять интерактивное и динамичное визуальное отображение процесса мышления. Учащиеся должны использовать точный язык. Команды могут получить задание рассмотреть вариант, представленный другой командой, таким образом у учащихся развиваются умения вербальной аргументации. Учащиеся приобретают умения объяснять, защищать, обобщать (развивается логическое мышление на протяжении всего курса изучения предмета). Учащимся предоставляется возможность рассмотреть позиции других учащихся, экспертов, членов сообщества.
64 Преимущества инструмента для учителя Уже само использование инструментов мышления побуждает учителей переходить к обучению, направленному на ученика. При использовании инструментов мышления учителя не столько передают знания, сколько направляют учащихся, стимулируют их участие в осмысленной работе над проектом. Учителя могут быстро и легко установить online версию командного проекта и управлять им. Проектов может быть несколько. Учителя могут видеть в деталях ход работы каждой команды, распечатывать отчеты команд, наблюдать за процессом мышления, развитием идей и выполнением исследования.
65 Преимущества инструмента для управления проектом Инструмент и доступ к рабочему пространству учителя и ученика бесплатны. Учителя и закрепленные за ними команды учащихся имеют защищенный паролем доступ к своим проектам, размещенным на Web-сайте Intel© «Обучение для будущего». К сохраненным проектам можно получить доступ в любом месте и в любое время, имея подключенный к Интернет компьютер. Не нужно никакого специального программного обеспечения, кроме Интернет браузера и бесплатного подключения к Macromedia Flash*. Инструменты межплатформенные. Проекты сохраняется на серверах Intel – нет необходимости беспокоиться, где и как сохранять работы учащихся.
66 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАНЖИРОВАНИЯ НА УРОКЕ Учащиеся методом «мозгового штурма» ранжируют списки чего-либо, начиная от своих любимых песен и кончая планированием того, какой колледж выбрать. Любой проект, в котором требуется, чтобы учащиеся расставляли приоритеты или выбирали из нескольких вариантов, может выиграть от использования инструмента «Визуальное ранжирование».
67 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАНЖИРОВАНИЯ НА УРОКЕ Проранжируйте указанные в данном перечне элементы в порядке возрастания их полезности при установке базового лагеря и исследовательской станции на Луне. Каких животных можно держать в городе, учитывая стоимость содержания, размеры животных, их нравы, популярность? Составьте упорядоченный список. Проранжируйте возможные изменения в вашем новом муниципальном парке по степени важности в соответствии с интересами группы совладельцев, которых представляет ваша команда. Какие варианты экономического развития оказывают НАИМЕНЬШЕЕ отрицательное воздействие на экологию реки и условия обитания в ней лосося? Расположите изобретения в списке в порядке возрастания их важности для современной жизни. После рассмотрения и обсуждения, снова подпишитесь (второе название команды) и снова проранжируйте список. Сравните ваш первый список (первое название команды) со вторым списком. Каковы самые важные элементы хорошего детектива? Почему вы проранжировали элементы именно в этом порядке?
68 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАНЖИРОВАНИЯ НА УРОКЕ Инструмент «Визуальное ранжирование» помогает учащимся: Анализировать и оценивать элементы списка Определяя критерии для сортировки Уточняя критерии Расставляя приоритеты в списке на основе критериев Аргументируя выбранные приоритеты Принимая решения в поисках консенсуса или обсуждая различные варианты решений Сравнивать списки визуально Рассматривая и сравнивая аргументы для расстановки приоритетов Обсуждая и корректируя ранжирование в поисках корреляции Рассматривая вопросы с различных точек зрения Учась друг у друга Достигая консенсуса
69 КАК ИНСТРУМЕНТ «ВИЗУАЛЬНОЕ РАНЖИРОВАНИЕ» МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ В УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ Инструмент «Визуальное ранжирование» можно использовать на любом этапе учебного проекта. На предварительном этапе проекта или на стадии предварительной оценки он помогает учащимся обсудить имеющиеся у них знания и определить вопросы, которые они должны исследовать или изучить далее. В процессе работы над проектом инструмент позволяет перевести обучение в новый контекст, который будет полезен на следующем этапе проекта. На заключительном этапе проекта инструмент «Визуальное ранжирование» может быть использован для оценки и обдумывания процесса учебной деятельности.
70 КАК ИНСТРУМЕНТ «ВИЗУАЛЬНОЕ РАНЖИРОВАНИЕ» МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ В УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ Проекты, включающие сопоставление результатов ранжирования, побуждают к размышлениям о процессе учебной деятельности. И учащиеся, и учитель могут проследить, как изменяются мнения с течением времени. Команды учащихся могут ранжировать перечни с разных позиций. Например, в литературном задании команды учащихся могут взять на себя роли различных персонажей и выполнить ранжирование, исходя из позиций этих персонажей. После того, как учащиеся упорядочили перечни, они могут обсудить, как и почему отличаются их перечни.
71 КАК ИНСТРУМЕНТ «ВИЗУАЛЬНОЕ РАНЖИРОВАНИЕ» МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ В УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ Инструмент «Визуальное ранжирование» позволяет расширить учебное сообщество. Вы можете приглашать внешних экспертов, учащихся других школ и классов, родителей и других людей в качестве членов команды вашего проекта. Включение внешних участников в проект дает возможность более глубокого обсуждения изучаемых понятий. Поскольку инструмент «Визуальное ранжирование» является online инструментом, даже внешние члены команды могут внести свой вклад в проект – представить свои ранжирования и присоединиться к дискуссии из любого места. При ранжировании перечней учащимся рекомендуется работать в командах, что стимулирует сотрудничество, активные обсуждения и коммуникацию.
72 Задание к этапу 4
73 Определить перечень параметров, факторов. Провести их ранжирование. Пример
74 Этап 5. Как использовать инструмент «Видение причины»
75 Используемые инструменты (видение причины) Транспортные пробки Число грузовиков Число автомобилей Число дорог Происшествия ДождьСнег Стоящие автомобили Температура Пример причинной карты
76 Сущность инструмента Инструмент позволяет учащимся строить причинные карты; Инструмент помогает выявлять значимые и незначимые причины
77 Сущность инструмента Транспортные пробки Число грузовиков Число автомобилей Число дорог Происшествия ДождьСнег Стоящие автомобили Температура
78 Значение инструмента Инструмент «Видение Причины» формирует у учащихся способность выдвигать гипотезы, исследовать, и делать предварительные заключения
79 Исследовательский Вопрос Исследовательский Вопрос – это прямой вопрос, на который учащиеся должны ответить в своих причинных картах (в своих исследованиях). Этот вопрос и дальнейшее исследование послужат фундаментом для понимания учащимися всей сложности проекта или проблемы.
80 Значение инструмента для учащихся: учащиеся смогут Составлять Списки Факторов Учащиеся, работая в парах, обсуждают и создают факторы, относящиеся к их проблеме. Они изображают данные факторы на плане и добавляют описание каждого фактора. Учитель разговаривает с учащимися, в то время как они развивают гипотезу, с помощью исследовательских вопросов.
81 Значение инструмента для учащихся: учащиеся смогут Показывать Начальное Понимание Учащиеся показывают причинные соотношения на своих картах, соединяя факторы стрелочками. Показываются как простые, так и сложные причинные соотношения. Когда учащиеся добавляют причинные соотношения, они описывают, как эти соотношения работают, и какое доказательство будет использоваться, если соотношение действительно веское. Работая в командах, учащиеся общаются друг с другом и с учителем, так как они думают в ходе этого творческого процесса.
82 Значение инструмента для учащихся: учащиеся смогут Исследовать проблему и Обрабатывать результаты После того, как учащиеся создали карту, показывающую их первоначальное понимание проблемы, они исследуют и проверяют свои идеи. Вооруженные новыми данными, команды модифицируют свои карты в соответствие с изменившимся мнением и знаниями.
83 Значение инструмента для учащихся: учащиеся смогут Представлять Свои Открытия После того, как учащиеся закончили работу с картами, нашли доказательства, подтверждающие их открытия, они должны решить, как лучше представить имеющуюся у них информацию.
84 Когда в проекте можно использовать инструмент «Видение причины» 1. Сложный проект, связанный с решением глобальных проблем. Инструмент «Видения Причины» является полезным картографическим инструментом для исследования тех областей проекта, которые включают в себя многочисленные воздействия (факторы), влияющие, в свою очередь, на конечный результат. 2. Проект имеет значимый Исследовательский Вопрос, требующий исследования проблемы или идеи, включающей в себя причинно- следственные связи. Это прямой вопрос, на который учащиеся отвечают в своих причинных картах. Исследовательский Вопрос должен быть открытым для того, чтобы учащиеся исследовали разные возможности.
85 Когда в проекте можно использовать инструмент «Видение причины» 3. Задача находится под влиянием факторов, которые могут быть измерены, изучены с помощью наблюдений или проверены. Когда учащиеся должны ограничить факторы только теми, которые они должны «проверить» тем или иным способом, они должны думать очень аккуратно и критично о причинно-следственных связях. 4. Проект с межпредметными связями. Хороший проект тот, который может изучаться различными дисциплинами.
86 Задание к этапу 5
87 Составить причинную карту Событие, явление Причина 1Причина 2 Причина 3 Причина 4 Причина 5 Причина 6 Причина 7 Посмотреть пример
88 Этап 6. Как использовать инструмент «Предъявление доказательств»
89 Используемые инструменты (предъявление доказательства) Утверждение Исследования космоса необходимо продолжать Доказательства (+, -) Космические программы стоят слишком дорого; 24 астронавта и 8 космонавтов погибли; 1400 космических технологий улучшили жизнь; Улучшение жизни и подъем национального духа Пример предъявления доказательств
90 ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСКУССИЙ В КЛАССЕ Подготовка учащихся для решения реальных проблем. Дискуссия – это важная часть высшей степени рассуждения и объяснения, она используется в различных областях знаний. Доказательства используются в совершенно разных дисциплинах и профессиях и являются важной составляющей современной жизни. Обсуждение превалирует на всём протяжении школьной жизни. Учащимся требуется знать, как строить и оценивать доказательства. Помощь учащимся в развитии мыслительных навыков высокого уровня. Вовлечение в дискуссию в классе может помочь учащимся развить более критичный подход к слушаемому, когда они противостоят друг другу; они будут знать, как оценивать качество того, что они читают или слушают. Если учащиеся получают подробные инструкции и помощь в создании доказательств, им будет более реально подкреплять свои утверждения подходящей наглядностью и аргументацией.
91 ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСКУССИЙ В КЛАССЕ Углубление текущих знаний учащихся. Создание строгих доказательств требует не только понимания сущности дискуссии, но также и точного знания соответствующего материала. Участвуя в дискуссии, учащиеся могут повышать уровень своих текущих знаний. Учащимся при этом требуется глубоко анализировать имеющиеся знания и формировать своё собственное их понимание, создавая свои доводы и аргументы. Поддержание содержательности учебных дискуссий. Использование дискуссии во время классной работы, может иметь следствием создание такой обстановки в классе, когда учащиеся на основе утверждений, высказанных друг другом, находят факты подтверждающие и поддерживающие утверждения. Ученические дискуссии могут проходить после простого выполнения текущего задания для деятельного привлечения и обсуждения главных идей.
92 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Стивен Тулмин (Toulmin, 1958) Элементы аргументации: Утверждение; Данные; Основание; Подкрепление; Квалификатор; Опровержение
93 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Стивен Тулмин (Toulmin, 1958) Элементы аргументации: Утверждение Это заявление, которое делает говорящий. К утверждениям относятся умозаключения, интерпретации, выводы, мнения и предложения
94 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Стивен Тулмин (Toulmin, 1958) Элементы аргументации: Данные Это свидетельства, используемые для обоснования утверждения. В дискуссии диалог может вращаться вокруг проверки верности данных, использованных для поддержки утверждения, и их интепретации.
95 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Стивен Тулмин (Toulmin, 1958) Элементы аргументации: Основание Связующее звено между данными и утверждением. Это объяснение того, как заявленные данные подкрепляют утверждение.
96 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Стивен Тулмин (Toulmin, 1958) Элементы аргументации: Подкрепление Дополнительный довод, используемый чтобы усилить основание. Это объяснение мотивов или мнения авторитетов, на которые опирается основание.
97 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Стивен Тулмин (Toulmin, 1958) Элементы аргументации: Квалификатор Ограничивают достоверность утверждения, или описывают условия, при которых утверждение является верным.
98 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Стивен Тулмин (Toulmin, 1958) Элементы аргументации: Опровержение Это реакция на контраргументы, выдвинутые против утверждения. Посмотреть пример
99 ИНСТРУМЕНТ «ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ» Подготовка утверждения Обеспечение доказательства Оценка качества доказательства Установление ясных связей между утверждением и доказательством Аргументация (предоставление объяснения), почему доказательства подтверждают сделанное утверждение Рассмотрение противоположных аргументов
100 ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ Преимущества для учащихся Совместная работа учащихся с использованием данного средства способствует формированию мышления на высоком уровне Демонстрирования доказательств обеспечивает обсуждение и понимание множества идей Данное средство допускает интерактивную и динамичную зрительную наглядность мыслительной деятельности Учащиеся должны быть аккуратными в распознавании, оценке и трактовке доказательств, также как и в их анализе, поддерживая или опровергая выдвинутое утверждение Группа может анализировать кейсы другой группы, усиливая при этом вербальные навыки аргументации
101 ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ Преимущества для преподавателей Используя данное средство, учителя включаются в реализацию технологий обучения, в центре которых находится учащийся. Используя мыслительные навыки, преподаватели больше не делятся знаниями, но помогают учащимся создавать хорошие проекты в процессе самостоятельного освоения знаний Преподаватели могут быстро и легко подготовить руководить большим количеством групповых проектов Преподаватели могут оценивать и распечатывать результаты работы каждой группы и наблюдать за продвижением мыслительной деятельности учащихся, становлением идей и ходом исследований Преподаватели могут обеспечивать обратную связь с каждой группой и руководить ее работой посредством комментариев в режиме online.
102 КАЧЕСТВО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Является ли источник надёжным и правдоподобным? Является ли автор источника просто человеком с собственным Web-сайтом, или он является экспертом в данной области? Является ли действующая совместно с ним организация глубоко уважаемой и обоснованно заслуживающей доверия? Имеет ли источник внутреннюю предвзятость, необъективность? Если так, то компрометирует ли это качество доказательства? Первоисточник ли это или производный от него источник? Другие определения критериев оценки:_____________ Насколько точно доказательство? Насколько оно старо? Имеет ли значение для данной темы срок давности? Поддаётся ли оно проверке? Представлены ли данные безошибочно? Искажены ли они или вырваны из контекста? Представлены ли данные как существенные для доказательства факта, или как интерпретация факта, или как чьё-то личное мнение? Если доказательство создано учащимися (эксперименты, математические проверки, их личные собранные данные и т.д.), какие шаги были предприняты для гарантии того, что доказательство верно?
103 КАЧЕСТВО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Сила доказательства для подтверждения или опровержения утверждения Являлись ли все важные контраргументы установленными или включёнными? Является ли доказательство основой для аргументации? Восходит ли доказательство к главному смыслу утверждения? Если часть доказательства была бы убрана, развалилось бы Ваше доказательство? Предоставляет ли доказательство только поверхностные или несущественные подтверждения? Другие оценочные критерии _____________________ Объяснение, почему доказательство подтверждает или опровергает утверждение Каков главный принцип или идея, учитывающие эти взаимоотношения? Как это отдельное доказательство подтверждает или опровергает утверждение?
104 Задания к этапу 6
105 Сформулируйте утверждение, подберите аргументы Утверждение Исследования космоса необходимо продолжать Данные (+) 1400 космических технологий улучшили жизнь; Улучшение жизни и подъем национального духа Данные (-) Космические программы стоят слишком дорого; 24 астронавта и 8 космонавтов погибли в космосе Доказательства
106 Этап 7. Как спланировать и оценить проект, выполненный учащимися?
107 УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ПРОЕКТА Проект исследует сложную неразрешённую, проблему, систему или идею Проект связан с реальной жизнью (подразумевает реальное использование вне класса) Цели проекта соответствуют стандартам обучения и поддерживают их, а также соответствуют вопросам учебной программы Используя знания и навыки мышления, учащиеся проводят дополнительное исследование для определения дальнейших планов действий, решений или заключений, для того чтобы ответить на основные вопросы проекта. Деятельность в течение проекта требуют от учащихся использования мыслительных навыков высшего порядка – применения, анализа, синтеза и/или оценки информации В проект включены многочисленные надёжные стратегии оценивания
108 ШАБЛОН ПЛАНИРОВАНИЯ Автор Фамилия Имя Имя в Школе Школьный Округ Город Учебная информация Предметная область Предметные области, на которые нацелен Ваш проект Год обучения Год обучения, на который нацелен Ваш проект Построение обоснования Стандарты Приоритетный список стандартов, на которые опирается Ваш проект Мыслительные Навыки Высокого Уровня Мои собственные навыки Учебной Таксономии Учебные Цели Приоритетный список целей, которые должны достичь учащиеся к окончанию проекта
109 ШАБЛОН ПЛАНИРОВАНИЯ Основополагающий вопрос Главный (обширный), глубинный вопрос, который может объединить несколько разделов или предметных областей Вопросы учебной темы Открытые вопросы, относящиеся к данному разделу (теме), помогающие глубже понять основополагающий вопрос Вопросы по содержанию (частные вопросы) Базирующиеся на фактах вопросы, обеспечивающие более глубокое понимания вопросов учебной темы и основополагающего Триада вопросов
110 СОЗДАНИЕ ПЛАНА ОЦЕНИВАНИЯ 1. Насколько помогает мышление высокого уровня при обеспечении учащихся целевыми стандартами? 2. Какие методы оценивания используются для демонстрации понимания учащихся? 3. Каким образом учащиеся информируются об ожидаемых результатах проекта? 4. Список оценочных методов и средств, используемых для отражения прогресса и проверки понимания. 5. Каким образом оценочные методы информируют учителя и поддерживают самоуправление учащихся в процессе самостоятельной и групповой работы? 6. Какие дополнительные методы и средства могут быть использованы для отражения прогресса и окончательного оценивания данного проекта?
111 ОЦЕНОЧНЫЕ МЕТОДЫ Учет ежедневных достижений Построение листов прогресса (контрольных листов, рейтинговых листов) Проведение встреч и конференций по обсуждению хода и результатов выполнения проекта Анализ журналов или записных книжек Анализ видео- и фотоматериалов Проведение плановых бесед и наблюдений Проведение письменных и устных тестов и экзаменов
112 ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПродуктыДоклады Дизайнерские проекты Конструкции Очерки (эссе) Художественные изделия Печатная продукция: книги, памфлеты, брошюры Мультимедиа: информационный киоск, видео-, фото- журнал, презентация, цифровая книга ПредставленияПрезентация Демонстрации навыков Художественные/творческие представления Воспроизведения
113 РЕФЛЕКСИЯ ПереченьКомментарии Проект, в целом, исследует сложную неразрешённую, проблему, систему или идею Проект связан с реальной жизнью (подразумевает реальное использование вне класса) Цели проекта соответствуют стандартам обучения и поддерживают их, а также соответствуют вопросам учебной программы Используя знания и навыки мышления, учащиеся проводят дополнительное исследование для определения дальнейших планов действий, решений или заключений, для того чтобы ответить на основные вопросы проекта. Деятельность в течение проекта требуют от учащихся использования мыслительных навыков высшего порядка – применения, анализа, синтеза и/или оценки информации В проект включены многочисленные надёжные стратегии оценивания
114 Задания к этапу 7
115 Предложите методы оценивания Оценочный методНазначениеСредства
116 ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМОГО ПРОЕКТА ОтличноХорошоНеудовлетво- рительно Организация учебного процесса Использование ИТ Реализация метода проектов Оценка работы учащихся
117 Обобщение
118 Главные выводы Новый учебник направлен на поиск конкретных путей развития у учащихся навыков мышления высокого уровня в процессе реализации проектной деятельности Новый учебник поможет учителям, подготовленным по программе «Обучение для будущего», реализовать хорошие проекты в школе
119 Как можно научить навыкам мышления высокого уровня Как?
120 Как можно научить навыкам мышления высокого уровня Как? Обеспечить понимание того, какие мыслительные умения необходимы
121 Как можно научить навыкам мышления высокого уровня Как? Обеспечить понимание того, какие мыслительные умения необходимы Научить ставить вопросы
122 Как можно научить навыкам мышления высокого уровня Как? Обеспечить понимание того, какие мыслительные умения необходимы Научить ставить вопросы Научить ранжировать информацию
123 Как можно научить навыкам мышления высокого уровня Как? Обеспечить понимание того, какие мыслительные умения необходимы Научить ставить вопросы Научить ранжировать информацию Научить выявлять причины явлений, событий
124 Как можно научить навыкам мышления высокого уровня Как? Обеспечить понимание того, какие мыслительные умения необходимы Научить ставить вопросы Научить ранжировать информацию Научить выявлять причины явлений, событий Научить искусству аргументации
125 Как можно научить навыкам мышления высокого уровня Как? Обеспечить понимание того, какие мыслительные умения необходимы Научить ставить вопросы Научить ранжировать информацию Научить выявлять причины явлений, событий Научить искусству аргументации Научить оценивать результаты своей деятельности
126 Модули учебника 1.Мышление на уроке 2.Разработка триады вопросов (основополагающего, учебной темы, частных) 3.Обучение с использованием проектов на основе ИТ 4.Разработка идеи проекта, включающего использование инструмента «Визуальное ранжирование» 5.Использование инструмента «Видение причины» на уроке 6.Разработка идеи проекта, включающего использование инструмента «Видение причины» 7.Использование инструмента «Предъявление доказательства» на уроке 8.Разработка идеи проекта, включающего использование инструмента «Предъявление доказательства» 9.Разработка проекта 10. Заключительный этап разработки проекта
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.