Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемphil-ppt.ucoz.ru
1 Архитектура западноевропейского Средневековья Архитектура западноевропейского Средневековья
2 О далеком времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее всего говорят произведения архитектуры. Когда в огне бесчисленных войн и пожаров безжалостно погибали деревянные постройки, целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов и величественные храмы. Чаще всего храм был единственным общественным зданием, куда приходили не только для молитвы, но и чтобы узнать последние новости. Возведение храмов на городских площадях, добыча и транспортировка камня, возведение строительных лесов становилось важным явлением в жизни средневекового города. О далеком времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее всего говорят произведения архитектуры. Когда в огне бесчисленных войн и пожаров безжалостно погибали деревянные постройки, целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов и величественные храмы. Чаще всего храм был единственным общественным зданием, куда приходили не только для молитвы, но и чтобы узнать последние новости. Возведение храмов на городских площадях, добыча и транспортировка камня, возведение строительных лесов становилось важным явлением в жизни средневекового города. Одним из самых распространенных сооружений X – XII вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю. Одним из самых распространенных сооружений X – XII вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю.
3 Византийская базилика. 10 век. Византийская базилика. 10 век.
4 Романский стиль архитектуры Романская архитектура может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью, и в то же время – стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Романская архитектура может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью, и в то же время – стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ее характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проемов. Ее характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проемов. Спокойно и уверенно поднимаются к небесам складные, крепкие, прочно стоящие на земле каменные храмы, созданные простыми объемами и формам. Спокойно и уверенно поднимаются к небесам складные, крепкие, прочно стоящие на земле каменные храмы, созданные простыми объемами и формам. Мариенкирхе Лаахе. Середина XII в. Германия. Вестверк. Мариенкирхе Лаахе. Середина XII в. Германия. Вестверк. Романская архитектура может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью, и в то же время – стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Романская архитектура может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью, и в то же время – стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ее характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проемов. Ее характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проемов. Спокойно и уверенно поднимаются к небесам складные, крепкие, прочно стоящие на земле каменные храмы, созданные простыми объемами и формам. Спокойно и уверенно поднимаются к небесам складные, крепкие, прочно стоящие на земле каменные храмы, созданные простыми объемами и формам. Мариенкирхе Лаахе. Середина XII в. Германия. Вестверк. Мариенкирхе Лаахе. Середина XII в. Германия. Вестверк.
5 Бегство в Египет. Страшный суд. Бегство в Египет. Страшный суд. Собор Сен Лазар в Бургундии. 12 век Собор Сен Лазар в Бургундии. 12 век Важнейшей особенностью романского стиля стало появление скульптурного декора, в первую очередь рельефа. В создании и украшении такого храма участвовали не только зодчие, но и живописцы и скульпторы. Важнейшей особенностью романского стиля стало появление скульптурного декора, в первую очередь рельефа. В создании и украшении такого храма участвовали не только зодчие, но и живописцы и скульпторы.
6 Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. Знаменитую «падающую башню» в Пизе знает каждый. Пизанский собор (XI-XII вв.)- это пятинефная базилика. Стены облицованы белым и черным мрамором. Шесть ярусов аркад покрывают «падающую башню», получившую такое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4.5 м). Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. Знаменитую «падающую башню» в Пизе знает каждый. Пизанский собор (XI-XII вв.)- это пятинефная базилика. Стены облицованы белым и черным мрамором. Шесть ярусов аркад покрывают «падающую башню», получившую такое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4.5 м).
8 Церковь Святого Михаила в Гальдесгейме. Германия. 11 век. В очертаниях храмов преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной. Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами. Основными типами романских построек являются храмы и феодальные замки. В очертаниях храмов преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной. Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами. Основными типами романских построек являются храмы и феодальные замки.
9 Романский собор в Вормсе. Франция. Романский собор в Вормсе. Франция.
10 В замке феодала Замок Вартбург. Тюрингия. 12 век Замок Вартбург. Тюрингия. 12 век Архитектурный облик Средневековья трудно представить без феодального замка, являющегося частью средневековой жизни. Замок – это не только жилище феодала, но и центр культуры. Здесь проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры. Из многочисленных замков Западной Европы до нас дошли лишь единицы. Многие из них время превратило в руины, но и в них легко можно угадать черты суровых и надежных крепостей. Архитектурный облик Средневековья трудно представить без феодального замка, являющегося частью средневековой жизни. Замок – это не только жилище феодала, но и центр культуры. Здесь проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры. Из многочисленных замков Западной Европы до нас дошли лишь единицы. Многие из них время превратило в руины, но и в них легко можно угадать черты суровых и надежных крепостей. Шато Гайар. Развалины замка. Франция.
11 Замок состоял из башни – донжона, в верхних этажах которой жил феодал. В нижних размещались склады провианта, воды, конюшни, содержался скот. Если враги проникали через окружающие замок ров, наполненный водой, каменные валы и укрепленные ворота, то жители запирались в донжоне, из которого за пределы замка вели подземные ходы. Из-за толщины стен окна походили на амбразуры, используемые в военных целях. Замок состоял из башни – донжона, в верхних этажах которой жил феодал. В нижних размещались склады провианта, воды, конюшни, содержался скот. Если враги проникали через окружающие замок ров, наполненный водой, каменные валы и укрепленные ворота, то жители запирались в донжоне, из которого за пределы замка вели подземные ходы. Из-за толщины стен окна походили на амбразуры, используемые в военных целях.
12 Для строительства замка выбирались труднодоступные места скалистые кручи, излучины рек, небольшие островки.
13 В погоне за стихом, ускользающим словом, Я к замкам уходить люблю средневековым, Мне сердце радует их сумрачная тишь, Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш Угрюмые зубцы на башнях и воротах, Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах Подъемные мосты, глубоких рвов провалы, Крутые лестницы и сводчатые залы, Крутые лестницы и сводчатые залы, Где ветер шелестит и стонет в вышине, Где ветер шелестит и стонет в вышине, О битвах и пирах рассказывают мне… О битвах и пирах рассказывают мне… И погружен мечтой в былое, вижу вновь я И погружен мечтой в былое, вижу вновь я Величье рыцарства и блеск Средневековья Величье рыцарства и блеск Средневековья Теофиль Готье. Теофиль Готье.
14 Замок феодала.
15 Секреты готического мастера Термин «готический стиль» возник в эпоху Возрождения. Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего Средневековья становятся величественные готические соборы. Именно они являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города. Термин «готический стиль» возник в эпоху Возрождения. Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего Средневековья становятся величественные готические соборы. Именно они являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города. Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль, он горделиво возвышался над городом. Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль, он горделиво возвышался над городом. Термин «готический стиль» возник в эпоху Возрождения. Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего Средневековья становятся величественные готические соборы. Именно они являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города. Термин «готический стиль» возник в эпоху Возрождения. Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего Средневековья становятся величественные готические соборы. Именно они являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города. Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль, он горделиво возвышался над городом. Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль, он горделиво возвышался над городом. Собор в Кельне. Германия. XIII-XIV вв. Собор в Кельне. Германия. XIII-XIV вв.
16 В основе готического собора – несколько упрощенная в плане романская базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство храма. В основе готического собора – несколько упрощенная в плане романская базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство храма. В готической конструкции сочетались три главных элемента: свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы, система аркбутанов – связующих открытых полуарок, передающие распор свода на мощные контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен, увеличивающие их устойчивость. Невидимая изнутри, эта система снимала нагрузку со стен, что давало возможность покрывать поверхность стен оконными проемами. В готической конструкции сочетались три главных элемента: свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы, система аркбутанов – связующих открытых полуарок, передающие распор свода на мощные контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен, увеличивающие их устойчивость. Невидимая изнутри, эта система снимала нагрузку со стен, что давало возможность покрывать поверхность стен оконными проемами. В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым. В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.
17 Аркбутаны – связующие открытые полуарки, передающие распор свода на мощные контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен. Аркбутаны – связующие открытые полуарки, передающие распор свода на мощные контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен. аркбутаны контрфорсы
18 Единственной массивной частью готического храма являлся главный фасад, на котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями). Окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны. Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами Единственной массивной частью готического храма являлся главный фасад, на котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями). Окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны. Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами Собор в Реймсе. XII – XIV вв. Франция. Собор в Реймсе. XII – XIV вв. Франция.
19 К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже. К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже. Вот как описал собор Парижской Богоматери в одноименном романе В.Гюго: Вот как описал собор Парижской Богоматери в одноименном романе В.Гюго: «Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где предстают перед нами три стрельчатых портала. За ними – зубчатый карниз, громадное центральное окно-розетка… Высокая изящная аркада галереи, несущая на своих тонких колоннах тяжелую площадку и две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые один над другим в пять гигантских ярусов, безмятежно, в бесконечном разнообразии разворачивают перед глазами свои бесчисленные скульптурные резные и чеканные детали, могучие и неотрывно сливающиеся со спокойным величием целого. Этот собор как огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека и народа «Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где предстают перед нами три стрельчатых портала. За ними – зубчатый карниз, громадное центральное окно-розетка… Высокая изящная аркада галереи, несущая на своих тонких колоннах тяжелую площадку и две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые один над другим в пять гигантских ярусов, безмятежно, в бесконечном разнообразии разворачивают перед глазами свои бесчисленные скульптурные резные и чеканные детали, могучие и неотрывно сливающиеся со спокойным величием целого. Этот собор как огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека и народа (Нотр-Дам де Пари. XII-XIV вв. Франция.) (Нотр-Дам де Пари. XII-XIV вв. Франция.)
20 Собор Нотр-Дам. XII – XIV вв. Париж. Франция. Собор Нотр-Дам. XII – XIV вв. Париж. Франция.
21 Собор в Келне характерное для немецкого зодчества произведение готики. Это огромное здание с пятью нефами, трансептом и двумя колоссальными башнями на западном фасаде, увенчанными остроконечными, ажурно проработанными шпилями. В нем особо ощутимы контрасты, достигаемые перепадом высот: средний неф в два раза выше боковых. Вертикальный ритм усиливается повторяющимися от ярусу к ярусу стрельчатыми арками. Собор в Келне. Внешний вид и интерьер. XIII – XIV вв. Германия.
22 Значительный вклад в развитие готической архитектуры внесли Италия, Англия, Чехия и Австрия. Собор Святого Вита XIV в. Прага, Чехия. Собор Святого Вита XIV в. Прага, Чехия. Собор святого Вита в Чехии. Интерьер. XIV в. Прага.
23 Готический собор. Германия. XIV – XV вв.
24 Готическая церковь в Англии. Капелла Генриха VII. (XII-XV вв.)
25 Готический собор в Милане. Италия. XIV в.
26 Собор в Шартре. XIV в. Франция. Собор Святой Анны. XV в. Вильнюс, Литва. Собор Святой Анны. XV в. Вильнюс, Литва.
27 Собор Богоматери в Ульме. XIV в. Германия. Собор Богоматери в Ульме. XIV в. Германия. Собор в Амьене. XIII в. Франция
28 Собор Сен-Дени. Франция
29 Суассонский собор. Франция
30 Элизабеткирхе. 13 век. Марбург
31 Собор Святого Стефана в Вене (XIII-XV вв.) (XIII-XV вв.)
32 Вестминстерский дворец в Англии (XIII-XVI вв.)
33 Дворец дожей в Венеции. XIV в. Италия.
34 Вопросы и задания 1. Французские соборы в Реймсе (1) и Амьене (2) по праву 1. Французские соборы в Реймсе (1) и Амьене (2) по праву считаются шедеврами готического искусства. Рассмотрите считаются шедеврами готического искусства. Рассмотрите фасады этих соборов и отметьте характерные черты готики? фасады этих соборов и отметьте характерные черты готики? Рассмотрите оформление Дворца дожей в Венеции Рассмотрите оформление Дворца дожей в Венеции Вестминстерского дворца в Англии, собора Святого Стефана Вестминстерского дворца в Англии, собора Святого Стефана в Вене. Какие элементы готики использованы в оформлении в Вене. Какие элементы готики использованы в оформлении архитектурного облика этих сооружений? архитектурного облика этих сооружений? 2. 2.
35 Познакомьтесь с описаниями средневековых замков в произведениях Д.Байрона («Шильонский узник»), В.Скотта («Айвенго», «Квентин Дорвард») и Т.Готье Познакомьтесь с описаниями средневековых замков в произведениях Д.Байрона («Шильонский узник»), В.Скотта («Айвенго», «Квентин Дорвард») и Т.Готье («Капитан Фракасс»). Что вы могли бы рассказать о внешнем и внутреннем архитектурном облике средневековых замков на основе прочитанных произведений? («Капитан Фракасс»). Что вы могли бы рассказать о внешнем и внутреннем архитектурном облике средневековых замков на основе прочитанных произведений? Подготовить сообщение: «Средневековые замки в произведениях зарубежной литературы» Подготовить сообщение: «Средневековые замки в произведениях зарубежной литературы»
36 Тесты к уроку: 1. Что такое «донжон»: А) перекидной мост замка; Б) укрепленная башня замка; В) зал для пира. 2. От какого слова происходит термин «романский»: А) римский; Б) Роман; В) Рим. 3. Какой знаменитый германский готический собор строился на протяжении шести лет: А) Ахенская капелла; Б) Кельнский собор; В) собор в Вормсе. 4. Какое новаторство в технике кладки сводов привело к появлению готики: А) стали использовать витражи; Б) арки заострились, своды получали ребра; В) стали использовать бетон.
37 5. Какая церковь является главной в Париже, шедевром ранней французской готики: А) Нотр-Дам де Пари; Б) Сен-Шапель; В) Сен-Жермен де Пре. 6. Как называлось служилое дворянство в Средневековой Европе: А) рыцарство; Б) патриции; В) бюргеры. 7. В каком веке прекратила свое существование Западная Римская империя: А) V в. Б) VII в. В) IX в. 8. Какая страна приняла христианство в качестве государственной религии: А) Армения; Б) Римская империя; В) Палестина.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.