Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемold.iro.yar.ru
1 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ (ВЕЧЕРНЕЙ) ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ГОУ НПО ЯО Профессиональный лицей 2 Савина С.А., преподаватель общетехнических и специальных дисциплин
2 Я.А. Коменский в книге Великая дидактика призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при котором учащие (педагоги) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились
3 Отличительная особенность вечерней формы обучения количество часов аудиторной нагрузки на очно-заочной форме обучения составляет 50% от нагрузки по очной форме обучения (дневной). по программе вечернего отделения больше времени отводится на самостоятельную работу
4 Самостоятельная работа вид познавательной деятельности обучаемых, осуществляемой по заданию учителя, но без его непосредственного участия
5 Функции самостоятельной работы 1.образовательная (систематизация и закрепление знаний учащихся), 2.развивающая (развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи), 3.воспитательная (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, познавательной активности, самостоятельности и др.).
6 Функции самостоятельной работы Развитие различных умений обучающихся: умения работать с книгой (учебником, математическим текстом, справочниками, таблицами и.др.), работа по плану, алгоритму, предписанию; классификация, систематизация учебного материала (успех самостоятельной работы нередко зависит от умения систематизировать учебный материал); навыки самоконтроля и самоанализа
7 Цели самостоятельной работы 1.сознательное и прочное усвоение знаний по предмету; 2.овладение способами и приемами самообразования; 3.развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний.
8 Условия организации самостоятельной работы Индивидуализация: увеличение удельного веса интенсивной работы с более подготовленными учащимися; деление занятия на обязательную и творческую части (для всех, пытающихся самостоятельно справиться с более трудными и, главное, - нестандартными задачами, дополнительными вопросами, учебно-проблемными ситуациями и т. д.); регулярность консультаций с обучаемыми; исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работе, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов с обязательным сравнением с ожидаемыми.
9 Построение системы заданий самостоятельных работ дидактические требования: Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач - приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.
10 Дидактические требования 1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.
11 Дидактические требования 2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики - подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
12 Дидактические требования 3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записям и на доске. Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.
13 Дидактические требования 4. Для самостоятельной работы в большинстве случаев нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся. 5.В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениям и навыками различным учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся. Наблюдая за ходом работы класса в целом в отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных.
14 Дидактические требования 6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. 7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.
15 Дидактические требования 8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание и изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового. 9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методами самоконтроля и осуществляет контроль за качеством ее выполнения, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.
16 Признаки классификации самостоятельных работ по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности, по элементу творчества учащихся и т. д.
17 Виды самостоятельной работы учащихся по дидактической цели Обучающие Тренировочные Закрепляющие Повторительные Развивающие Творческие Контрольные
18 Виды самостоятельной работы учащихся по характеру учебной деятельности учащихся приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; закрепление и уточнение знаний; выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; формирование учений и навыков практического характера; формирование умений и навыков творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
19 Виды самостоятельной работы учащихся по способу осуществления выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование научно- методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу, изучение приборов и заполнение тематических учебных карт – своеобразной ориентировочной основы действий по выбору); изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; изучение тем, прослушанных на лекционных занятиях; выполнение домашних контрольных работ; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации.
20 Виды самостоятельной работы учащихся с точки зрения организации фронтальная (общеклассная) - учащиеся выполняют одно в то же задание; групповая- для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-б чел.); парная - например, при проведении опытов, выполнении различных построений, конструировании моделей; индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание.
21 ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
22 Обучающие самостоятельные работы учащихся Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. При выполнении данного вида работ школьник сразу видит, что ему непонятно, и он может попросить дополнительно объяснить эту часть материала. Организация учебного процесса на основе МТН ОБУЧЕНИЯ
23 Понятие и сущность модульного обучения Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно (с направляющей помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе индивидуальной работы с модулем Главная цель технологии модульного обучения – создать условия для усвоения обучающимися содержания образовательных программ, реализующих комплексные дидактические цели, на основе овладения ими в индивидуальном темпе укрупненными учебными единицами, представленными в виде модулей Обучающийся большую часть времени самостоятельно учится планированию, организации, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом Наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым способом консультирования
24 Преимущества МТН технологий Составление индивидуальных программ Проведение индивидуального обучения по срокам и содержанию Гибкость процесса обучения Сокращает сроки обучения Высокая мотивация обучения Улучшает адаптацию к условиям труда Снижает расходы на обучение Высокое качество обучения не зависящее от уровня подготовки и квалификации преподавателя
25 Пакет материалов включает в себя пояснительную записку; руководство для преподавателя; руководство для обучаемого; перечень оборудования, материалов и вспомогательных средств, необходимых для выполнения программы; комплект учебных элементов по модульным блокам; комплект тестов и практических заданий для степеней оценки результатов обучения; справочные листы для преподавателей с правильными ответами на тесты; формы контроля и учета знаний обучаемых и анализа процесса обучения.
26 Современные модульные технологии УЭ ТК УЭ ТК УЭ ПК УЭ ТК ПК БК Экзамен Работа с учебным элементом Текущий контроль Беседы, консультации Промежуточный контроль по модулю Вручение удостоверения Входной контроль
27 Учебный элемент автономный учебный материал, нацеленный на формирование у обучаемых отдельных навыков или знаний и используемый для самообучения и/или обучения под руководством преподавателя.
28 ЗАЩИТА РАЗРАБОТАННОЙ МТН ПРОГРАММЫ
29 Применение электронных пакетов материалов по профессиям металлообработки 1.ТокарьТокарь 2.Фрезеровщик 3.Сверловщик 4.Шлифовщик
30 Применение электронных материалов по общетехническим и специальным предметам 1.МатериаловедениеМатериаловедение 2.Детали машин 3.Черчение
31 Разработка и апробация тренинговых программ для администрации и преподавателей учебных заведений по темам: Концепция МТН-технологии обучения Организация учебного процесса на базе модульных программ обучения
32 Самостоятельные работы по закреплению и уточнению знаний К ним относятся задания на распознавание различных объектов и свойств. В тренировочных заданиях часто требуется воспроизвести или непосредственно применить теоремы, свойства тех или иных объектов и др. Командная игра типа «Лото» Задания типа «Пустограф» Самостоятельные домашние работы по расшифровке обозначений Домашние контрольные работы
33 Самостоятельные работы по выработке умения применять знания в решении учебных и практических задач К ним можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил, теорем и формул. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа учитель определяет количество времени, которое нужно посвятить повторению и закреплению данной темы. Упражнения Решение задач Расчетные работы
34 Самостоятельные работы по формированию умений и навыков практического характера Выполнение чертежей деталей по описанию Лабораторные, практические занятия (аудиторные или домашние)
35 СХЕМА ИНФРАСТРУКТУРЫ ЛИЦЕЯ
36 Готовые пособия для обучения
39 Готовые пособия для обучения, контроля и практикума
40 Самостоятельные работы по формированию умений и навыков творческого характера, умений применять знания в усложненной ситуации. Предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в неожиданных, нестандартных ситуациях. В творческие самостоятельные работы можно включить задания, при выполнение которых необходимо найти несколько способов их решений. Дипломное проектирование Комплексные работы
41 Вывод Практический опыт многих учителей показал, что: 1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. 2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. 3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умении и навыков.
42 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.