Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемpsoh1.ru
1 Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную Министерство образования РФ Департамент общего и дошкольного образования /13
2 2 При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо: – учитывать психологические особенности 10–12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; – учитывать психологические особенности 10–12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; -– уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс; -– уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс; – анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника. – анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
3 3 – иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях; – наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5–6 класс); – знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника. – иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях; – наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5–6 класс); – знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
4 4 Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
5 5 В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения: Резкое изменение условий обучения; Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями; Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней. Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.
6 В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе: они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам. И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями: опоздания на урок, забывания какой-нибудь учебной принадлежности, не сделанное задание. Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе. 6
7 Существенные психологические изменения 5-го класса: Занятия теперь проходят в «новой школе». А часто и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов. И самое главное каждый предмет ведёт новый учитель. …
8 Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни: они испытывают растерянность, всё время всё путают и забывают, не могут сосредоточиться на учёбе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Всё это, естественно, ведёт к снижению успеваемости!
9 Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности. ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ 9
10 Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала: Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником 10
11 ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ИМЕННО ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА: Физиологические изменения. Неуверенность в себе. Отсутствие способностей. Личные проблемы. Отсутствие интереса. 11
12 12 Негативные проявления поведения пятиклассников снижение показателей обученности снижение интереса к учебе напряженные отношения между собой повышенная тревожность непредсказуемые реакции отстранение от взрослых протестующий характер поведения по отношению к взрослым
13 13 Положительные показатели подросткового возраста: возрастает самостоятельность ребёнка значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности развивается ответственное отношение к себе развивается ответственное отношение к другим людям
14 14 5 АХуснутдинова Г.Р %- 5 БКазеева Г.И %-2-9% 5 ВМрязева Л.В %3-14% 5 ГГирфанова З.Р Итого:938-9%3-3%8-9% КлКлассный руководитель Кол-во уч-ся Учащиеся, испытывающие трудности: в учебной деятельности в общении с учителями в общении со сверстниками
15 15 Содержательные мотивы – это побудители, непосредственно связанные, так или иначе, с содержанием учебной деятельности. К ним относятся: познавательный мотив, т.е. интерес к знаниям и способам его добывания; потребность саморазвития и самореализации в процессе познания; мотив достижения, реализуемый и удовлетворяемый на основе и через успехи в учебной деятельности. Социальные мотивы связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности. Это, прежде всего коммуникативные - потребность в общении (общение со сверстниками, сотрудничество с ними, признание в коллективе на основе учебных успехов) переживание позиции школьника – чувство ответственности, долга, как часть мировоззрения личности. получения одобрения и избегания порицания от окружающих (мотивы поощрения и наказания). в последнее время в качестве побудителей признаются эмоциональные мотивы положительные эмоции могут служить самостоятельными побудителями к учению. Изучение мотивации ученика (отношение к школе) Учебные мотивы разделяются на две большие группы:
16 Класс Тревожность УровеньУровень тревожнос ти общий Школьная тревожнос ть Страх самовыраж ения Страх ситуации проверки знаний Страх не соот-вать ожиданиям окруж-щих Страх в отношен. с учителем 5 « А » норма повыш высок « Б » норма повыш высок « В » норма повыш высок « Г » норма повыш высок Итогонорма70-79%60-66%66-69%34-36%61-64%75-81% повыш20-21%24-25%16-19%34-36%20-23%12-18% высок---7-9%9-12%25-28%10-13%1-1%
17 17 /характеристика каждого фактора/ Общая тревожность в школе – обычное эмоциональное состояние ребенка в школе. Оно может быть позитивным на фоне общей высокой тревожности. То есть ребенок эмоционально неблагополучен, но в школе чувствует себя достаточно уверенно и спокойно. Возможен и противоположный вариант: в целом спокойный и эмоционально устойчивый ребенок ощущает себя в школе плохо. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания возникают у ребенка в ситуациях, предлагающих самораскрытие, предъявление себя другим, демонстрацию своих возможностей. Судя по всему, это один из самых типичных страхов. Встречается довольно часто. Страх ситуации проверки знаний – переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, учебных возможностей. Типично для неуспешных школьников. В массовом проявлении отражает некоторую педагогическую традицию, которую не мешало бы изменить. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – тревожная ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, сильные переживания по поводу отзывов, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. Методика Филипса «Изучение школьной тревожности»
18 18 Параметры, получившие наибольший выбор. Ранг: Класс 5 «А»5 «Б»5 «В»5 «Г» 1Хорошо знает предмет 2Относится ко мне по- человечески Дает работать самостоятель но Относится ко мне по- человечески Интересно на уроках 3 Относится ко мне по- человечески Общается на равных Строгий, дает прочные знания
19 19 Опросник «Отношение к учебным предметам» ПараметрыКласс 5 «А»5 «Б»5 «В»5 «Г» Равнодушие Русский язык – 6 уч. История - 6 уч. Литература – 6 уч. Русский язык – 6 уч. ИЗО – 6 уч. Природа – 5 уч. История – 5 уч. Русский – 6 уч. История – 6 уч. Не интересно, не люблю Англ. яз.– 8 учен. Русский язык – 8 уч. Музыка – 9 учен. Музыка– 5 учен. Литература – 11 уч. Природа – 10 уч. История – 9 уч.
20 20 КлассКол-во адаптированных Ф.И учащихся, испытывающих трудности адаптации. 5 А 23 Никитин Д. (в учебной деятельности) Матышев В. (в общении со сверстниками ) Федорчук М. (в учебной деятельности) 5 Б 19 Колесина В. (в учебной деятельности, в общении со сверстниками – непринимаемая) Силяков Н. (в общении со сверстниками ) Золотов Л. (в учебной деятельности, в общении со сверстниками) 5 В 18 Рыжов И. (в учебной деятельности) Латыпов М. (в учебной деятельности) Мельник А. (в общении с учителями, девиация поведения) 5 Г 25 - Итого: 93 ученика8 учеников – 9%
21 21 Хотелось бы перестать бояться в 5 классе: контрольных работ сложных уроков старшеклассников получать плохие оценки отвечать на уроке, когда называют мою фамилию отвечать у доски перед всем классом Мне кажется, что учителя в 5 классе: все очень разные их очень много бывают строгие очень умные много требуют знают только свой предмет, а другие не очень делают замечания, если не выучены уроки очень устают от нашего класса хорошо обучают
22 22 1.Познакомиться с методическими рекомендациями об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную /Министерство образования РФ Департамент общего и дошкольного образования /13/ 2.Учитывать индивидуальные особенности детей, медицинскую оценку здоровья. 3.Проводить физ. минутки или минутки отдыха, корректировать осанку школьников во время урока, напомнить правила хорошей осанки. 4.Обратить внимание на педагогическую оценку (познакомить с содержанием каждой оценки) и самооценку, как анализ своей работы. 5.Создавать благоприятный микроклимат в классе, способствуя комфортности обучения, снятию излишней тревожности. 6.Провести мероприятия по сплочению классных коллективов. 7.Использовать активные методы работы. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Рекомендации педагогам:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.