Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемlearn.credcol.ru
1 Философия Древнего Востока
2 План изучения нового материала 1. Периоды развития и культурные истоки древней индийской философии. 2. Философские школы Древней Индии. Мир и человек в индийской философии. 3. Периоды развития и культурные истоки китайской философии. 4. Философские школы Древнего Китая. Основные идеи даосизма и конфуцианства.
3 VI век до н.э. – интенсивное развитие философии на Востоке
4 Таблица «Периоды развития индийской философии» 1 Ведический период До VI-V в. до н.э. 2 Классический период VI в. до н.э. – первая половина I тыс. 3 Постклассический (схоластический) период Первая половина I тыс. – XVIII в. 4 Период неоиндуизма, или новейшей индийской философии XIX-XX вв.
5 Культурные истоки древней индийской философии Мифология Эпические поэмы Религиозная литература Брахманизм
6 Веды (в переводе с санскрита – «знания»)– сборники древних религиозных текстов, складывавшихся начиная с III тысячелетия до н.э.
7 Основные понятия индийской философии Сансара – учение о переселении души из тела в тело, колесо реинкарнаций Сансара – учение о переселении души из тела в тело, колесо реинкарнаций
8 Основные понятия индийской философии Карма – закон воздаяния Карма – закон воздаяния
9 Основные понятия индийской философии Ахимса – непричинение вреда живому Ахимса – непричинение вреда живому
10 Закон сансары Душа человека является вечной Душа человека является вечной После смерти тела она переселяется в другое тело (человека, животного, бога) После смерти тела она переселяется в другое тело (человека, животного, бога)
11 Закон кармы Закон кармы регулирует конкретное телесное воплощение Закон кармы регулирует конкретное телесное воплощение Все поступки, хорошие или плохие, отражаются на состоянии кармы человека Все поступки, хорошие или плохие, отражаются на состоянии кармы человека Будущее воплощение зависит от качества кармы Будущее воплощение зависит от качества кармы
12 Тех, чьё поведение праведно, дорога приведёт в благословенное тело бога, жреца, воина или ремесленника. Но тех, чьё поведение мерзко, ждёт дорога в смердящее тело собаки, свиньи или неприкасаемого. Упанишады
13 Закон ахимсы По возможности воздерживаться от всякого причинения вреда живым существам По возможности воздерживаться от всякого причинения вреда живым существам
14 Общее понятие всей древнеиндийской философии Представление о том, что вся земная жизнь наполнена страданием Представление о том, что вся земная жизнь наполнена страданием Страдания будут продолжаться вечно, поскольку существует сансара Страдания будут продолжаться вечно, поскольку существует сансара Конечная цель каждой философской теории – поиск пути освобождения от страданий Конечная цель каждой философской теории – поиск пути освобождения от страданий
15 Философские школы Древней Индии Астика Настика Санкхья Йога Веданта Ньяя Вайшешика Миманса Джайнизм Буддизм Чарвака Адживика
16 Обзор философских школ Древней Индии Каждая школа предлагает свой путь избавления от страданий
17 Ортодоксальные школы (астика) опираются на традиции «Вед» Веданта Предлагает тщательно изучать тексты «Вед» Йога Добавляет систему физических и духовных упражнений, цель которых – освобождение от мира, отрешение от боли и страданий Вайшешика Для того чтобы избежать страданий, следует принять действительность такой, какая она есть
18 Неортодоксальные школы (настика) предлагают более нетрадиционные способы освобождения от страдания Джайнизм Утверждает, что тело – темница бессмертной души. Душа стремится к благу, тело – к греху. Путь избавления от тирании тела – аскетизм и ахимса Буддизм Видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны
19 Сиддхартха Гаутама Будда ( до н.э.) – основатель буддизма
20 Буддизм Наиболее развитое в философском отношении учение Древней Индии. В настоящее время буддизм является одной из мировых религий.
21 Буддизм В центре буддизма – учение о «четырёх благородных истинах»: Существует страдание Причина страдания Состояние освобождения (нирвана) Путь к освобождению.
22 «Благородный восьмеричный путь» Праведное знание Праведное отношение Праведная речь Праведное поведение Праведное занятие Праведное усилие Праведное сознание Праведное сосредоточение
23 Содержание «восьмеричного пути» Праведное знание есть знание «четырёх истин» Праведное знание есть знание «четырёх истин»
24 Праведное отношение Праведное отношение есть понимание того, что нужно отрешиться от мира и следовать путём Будды Праведное отношение есть понимание того, что нужно отрешиться от мира и следовать путём Будды
25 Праведная речь Праведная речь есть отрешение от ложных мнений и неточных слов Праведная речь есть отрешение от ложных мнений и неточных слов
26 Праведное поведение Праведное поведение есть подчинение заповедям «не убивать», «не прелюбодействовать», «не лгать», «не употреблять алкоголь» Праведное поведение есть подчинение заповедям «не убивать», «не прелюбодействовать», «не лгать», «не употреблять алкоголь»
27 Праведное занятие Праведное занятие – это образ жизни, связанный с ненасилием и честным трудом Праведное занятие – это образ жизни, связанный с ненасилием и честным трудом
28 Праведное усилие Праведное усилие есть борьба с соблазнами Праведное усилие есть борьба с соблазнами
29 Праведное сознание Праведное сознание есть осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний Праведное сознание есть осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний
30 Праведное сосредоточение Праведное сосредоточение есть духовное самопогружение Праведное сосредоточение есть духовное самопогружение
31 Характерные черты индийской философии Философия рассматривается как руководство к жизни Начальная стадия философских учений – пессимизм Вера в вечный нравственный закон – карму Важнейшая задача человека – контроль над собственным Я Цель человека - нирвана
32 Таблица «Периоды развития китайской философии» 1 Период древней китайской философии VI-III вв. до н.э. 2 Средневековый (постклассический) период III в. до н.э. – XIX в. 3 Новый период китайской философии Сер. XIX – 1919 г. 4 Новейший период китайской философии С 1919 г.
33 ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ, РЕЛИГИОЗНО- ФИЛОСОФСКАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ОКАЗАВШАЯ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ «Книга песен» «Книга истории» «Книга перемен» «Книга обрядов» Летопись Исторические рукописи Комментарий к «Книге перемен» Древняя китайская философия
34 Философские школы Древнего Китая Основные Натурфилософская школа Даосизм Конфуцианство Моизм Школа имён (школа логиков) Школа закона (легизм) Менее значительные Школа эклектиков Школа дипломатов Школа аграрников Школа литераторов
35 Даосизм («школа пути») Лао-цзы – древнекитайский философ VI-V вв. до н.э., основоположник даосизма, автор книги «Дао дэ цзин» («Книга о пути и силе»)
36 Цель философии даосизма Гармоничное слияние человека с природой, согласие с окружающим миром, приносящее удовлетворение и покой
37 Основные положения даосизма Всё в мире развивается согласно Дао – естественному пути всех вещей. Благодаря чередованию инь и ян всё находится в постоянном изменении; Вмешательство человека в естественный ход вещей обречено на неудачу; Цель человека – гармоничное слияние с природой, согласие с окружающим миром, приносящее удовлетворение и покой; Развитие общества и цивилизации ведёт человека к дисгармонии с миром. Необходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле и природе
38 Дао Дао – Дао –этоестественный ход вещей, судьба всего в мире Судьба – Судьба – вечное движение и изменение, переход в свою противоположность, чередование инь и ян
39 Инь и ян Графический символ инь и ян – круг, разделённый на две равные части, взаимопроникающие друг в друга Графический символ инь и ян – круг, разделённый на две равные части, взаимопроникающие друг в друга Взятые отдельно друг от друга эти начала ущербны и неполны, но, сливаясь вместе, они образуют гармоничное единство Взятые отдельно друг от друга эти начала ущербны и неполны, но, сливаясь вместе, они образуют гармоничное единство Взаимодействие двух начал рождает движение, развитие Взаимодействие двух начал рождает движение, развитие
40 Конфуцианство Конфуций ( до н.э.) – древний мыслитель и философ Китая, основатель философского учения - конфуцианства
41 Цель философии конфуцианства Формирование «благородного мужа» - образованного, воспитанного, вежливого и знающего традиции
42 Основные идеи конфуцианства Человек не рождается злым, но в течение жизни он ожесточается. Его портит дурное воспитание. Следовательно, необходимо правильное воспитание Правильное воспитание – воспитание в духе древних традиций
43 Традиции воплощены в ритуалах, нормах вежливости. Если человек будет соблюдать все предписания, то в его поведении не будет места для зла Человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Следовательно, благовоспитанность связана с почитанием предков
44 Родители и старшие люди – воплощение традиций. Послушание и уважительное отношение к их точке зрения опираются на принцип сыновней почтительности Важно « не делать другим того, чего не желаешь себе». В поведении необходимы взаимность и любовь к другим - жень
45 Исполнение всех требований ведёт человека по пути совершенствования. Цель пути – превращение человека в благородного мужа
46 Характерные черты китайской философии Китайская философия всецело подчинена духовно-нравственной проблематике Основной интерес древних китайских философов – поведение человека и его внутренний мир В китайской философии подробно разработаны идеи человечности (конфуцианство) и естественности (даосизм)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.