Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемlearning.9151394.ru
1 Как соотносятся между собой различные группы лексики
2 Все слова являются одной частью речи !!! Омонимы – одинаковые по звучанию, разные по значению: ключ, лук … Паронимы – близкие по звучанию, разные по значению: искусный – искусственный Синонимы – различные по звучанию, близкие по значению: друг-приятель Антонимы – различные по звучанию, противоположные по значению: добро-зло. Контекстуальные синонимы и антонимы -слова, имеющее эти отношения только в данном тексте
3 Исконно русская : мать, вода, сын, волк…. Заимствованная ( иностранные слова) : школа, ария, класс, этаж… Признаки заимствования: 1.Начальные буквы А,Ф, Э, ШТ, ШК 2.Сочетания КЕ, ГЕ, ХЕ, КЗ, КД, КТ, КЮ, ПЮ, БЮ, МЮ 3.Удвоенные согласные ЛЛ, ММ, СС 4.Полногласие –оро-оло-ере- 5.Окончание на –ос, –ция, –тор, – ура,-ент.
4 Общеупотребительные слова – понятные всем слова: дом, небо, земля…. Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) – вышедшие из употребления слова : чело, выя, очи, князь.. Неологизмы – новые слова: биоритмы, сайт… Диалектизмы – слова, известные людям определённой местности: качка-утка, баской –красивый Профессионализмы – слова, известные людям определённой профессии: шапка- заголовок, баранка- руль … Жаргонизмы - слова, употребляемые людьми определённых интересов, занятий, привычек: хвост, прикол, чел….
5 Устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. 1. Слова нельзя поменять местами: «сквозь землю провалиться», «душа в пятки ушла». 2.Общий смысл не зависит от смысла отдельных слов : «столько воды утекло» – прошло много времени. 3. Можно заменить одним словом : «сломя голову» – быстро. 4. В предложении является одним членом предложения
6 Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологизмов. 1. Он работал опустив рукава. 2. Затея лопнула как карточный домик. 3. Нам не удалось одержать реванш над командой из другой школы. 4. Решая задачу, мы пришли в тупик. 5.Мы идём в ногу со своим временем.
7 1. Он работал спустя рукава. 2. Затея лопнула как мыльный пузырь. Затея разлетелась как карточный домик. 3. Нам не удалось одержать победу над командой из другой школы. Нам не удалось взять реванш над командой из другой школы. 4. Решая задачу, мы зашли в тупик. 5.Мы идём в ногу со временем.
8 Определите, к какой группе относится каждая пара слов: Мягкий – жёсткий; запустить(ракету) – запустить(учёбу); искусный-искусственный; искусный-умелый; (крепкий)брак – брак(в работе); доктор-врач; усвоить-освоить; горячий-жаркий; трудолюбие-лень; край(обрыва)-край(область); невежа- невежда; взрослый-детский; глиняный- глинистый; дефект-недостаток; радость- грусть; ненастный-пасмурный.
9 Омонимы Паронимы Запустить ракету- запустить учёбу; Крепкий брак-брак в работе; Край обрыва- край(область) Искусный- искусственный; Усвоить-освоить; Невежа-невежда; Глиняный- глинистый.
10 СинонимыАнтонимы Искусный-умелый; Доктор-врач; Горячий-жаркий; Дефект-недостаток; Ненастный- пасмурный. Мягкий-жёсткий; Трудолюбие-лень; Взрослый-детский; Радость-грусть.
Ссылка на источник: learning.9151394.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.