Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.fgosvpo.ru
1 Лисицына Любовь Сергеевна Заведующая кафедрой «Компьютерных образовательных технологий» НИУ ИТМО, д.т.н., профессор Тел. (812) Как планировать и оценивать ожидаемый результат освоения компетенций выпускника ООП в дисциплине? Подход НИУ ИТМО
2 1. 5-летний опыт планирования и оценивания результатов обучения в балльно-рейтинговой системе (БаРС) у студентов 1-4 курсов. 2. Созданы фонды оценочных средств для контроля результатов обучения, в том числе в системе ДО (компьютерные тесты, электронные практикумы, виртуальные лаборатории). 3. Разработана методология проектирования компетентностно- ориентированных ООП, реализующих ФГОС и ОС НИУ ИТМО; создана сетевая многопользовательская информационная система для управления проектами ООП ( Основной задел в НИУ ИТМО для проектирования ООП, реализующих ФГОС 2
3 1. Лисицына Л.С. Теория и практика компетентностного обучения и аттестаций на основе сетевых информационных систем. СПб: СПбГУ ИТМО, с. 2. Васильев В.Н., Лисицына Л.С., Шехонин А.А. Концептуальная модель для извлечения результатов обучения из избыточного содержания образования. В науч.-техн. вестн. СПбГУ ИТМО. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2010, Вып. 4 (68), С Лисицына Л.С., Лямин А.В., Шехонин А.А. Разработка рабочих программ дисциплин (модулей) в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО. Методическое пособие. СПб:СПбГУ ИТМО, 2011.– 63 с. 4. Пирская А.С. Методика оценивания компетенций выпускника. В науч.-техн. вестн. информационных технологий, механики и оптики. – СПб: НИУ ИТМО, 2012, Вып. 1 (77), С Першин А.А. Модель управления проектами компетентностно-ориентированных основных образовательных программ вуза. В науч.-техн. вестн. информационных технологий, механики и оптики. – СПб: НИУ ИТМО, 2012, Вып. 2 (78), С Основные научно-методические работы 3
4 Система управления проектами ООП 4
5 Разработчик должен: владеть содержанием предметной области, в которой он собирается проектировать компетенции и результаты обучения; иметь учебный план основной образовательной программы (ООП), в котором есть разрабатываемая им дисциплина, а также соответствующий ФГОС (данное требование необязательное, если у участника уже есть задание на разработку дисциплины). Преподаватель должен планировать (заявлять), фиксировать, измерять и оценивать результаты обучения (компетенции) в дисциплине. Требования к разработчику рабочей программы дисциплины 5
6 Методика разработки КМВ Методика предусматривает оперативную разработку модели и включает в себя выполнение следующих этапов. 1. (совместно с работодателями) Анализ компетенций выпускника из ФГОС и их детализация (уточнение) для выпускника данной ООП. Установление минимальных (ожидаемых) уровней освоения компетенций выпускника ООП (по тарификатору). 2. (выпускающая кафедра) Распределение компетенций ФГОС (=компетенций выпускника ООП) между дисциплинами согласно разработанного учебного плана ООП. 3. (преподаватели по согласованию с выпускающей кафедрой) Проектирование составных компетенций выпускника ООП и результатов их освоения в дисциплине). 4. (выпускающая кафедра по результатам опросов работодателей и выпускников ООП последних лет) Анализ результативности подготовки выпускников ООП и коррекция КМВ. 6
7 7 Установление уровней формирования составных компетенций, ожидаемых при завершении ООП
8 8 Фрагмент разработки КМВ ООП по направлению – «Информационные системы и технологии» (уровень бакалавриата) – 42 формулировки Индекс в ФГОС Компетенция ФГОСТребования к результатам освоения компетенции после завершения ООП ПК-12 Способность разрабатывать средства для реализации информационных технологий Способность разрабатывать следующие средства для реализации информационных технологий: 1. методические, З2-У2-СЛ1; 2. информационные, З3-У3-СЛ1; 3. математические, З2-У2-СЛ1; 4. алгоритмические, З3-У3-СЛ1; 5. технические, З2-У2-СЛ1; 6. программные, З3-У3-СЛ1. … … …
9 Структурирование образовательного пространства 9
10 Методика разработки составляющих компетенций выпускника ООП в дисциплине Методика включает в себя выполнение следующих этапов. 1. Анализ компетенций выпускника из задания на разработку рабочей программы дисциплины (модуля) и установление причинно-следственных связей между результатами их освоения. 2. Детализация компетенций выпускника и причинно-следственных связей между результатами их освоения. 3. Разработка пакета взаимосвязанных составляющих компетенций выпускника в дисциплине. 10
11 Методика разработки составляющих компетенций выпускника в дисциплине (КД) на основе отношения «быть основой для» (принцип междисциплинарности) 1. Выбрать пару компетенций с установленной причинно-следственной связью между их результатами обучения в дисциплине. 2. Провести детализацию объектов и видов деятельности этих компетенций. 3. Установить бинарное отношение на множествах объектов этих компетенций «быть основой для». R1 ОК-1 * ОК-6 R2 ОК-6 * ПК-12 КД = R1 U R2
12 Пример построения отношения R2 «Формирование базовых знаний для решения практических задач в области ИСиТ» * «Способность разрабатывать средства (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные средства) реализации ИТ» Практические задачи информатики для разработки методических средств: Интерпретация и визуализация результатов исследований. Практические задачи информатики для разработки информационных средств: Представление и кодирование информации, Проектирование цифровых схем хранения и обработки информации. Практические задачи информатики для разработки технических средств: Построение архитектуры вычислительных систем и информационных сетей. Практические задачи информатики для разработки информационных и программных средств: Сортировка и поиск информации, Проектирование и создание мультимедиа приложения, Управление проектами программных систем.
13 Пример составных компетенций выпускника в базовой дисциплине «Информатика» направления (уровень бакалавра) 1. Способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения при самостоятельной работе в информационно- образовательной среде университета (КД1). 2. Способность интерпретировать и визуализировать результаты исследований для разработки методических средств ИТ (КД2). 3. Способность представлять и кодировать информацию для разработки информационных средств ИТ (КД3). 4. Способность проектировать цифровые схемы хранения и обработки информации для разработки информационных средств ИТ (КД4). 5. Способность решать задачи по сортировке и поиску информации для разработки информационных и программных средств ИТ (КД5). 6. Способность строить вычислительные системы и информационные сети для разработки технических средств ИТ (КД6). 7. Способность проектировать и создавать мультимедиа приложения для разработки информационных и программных средств ИТ (КД7). 8. Способность управлять проектами для разработки информационных и программных средств ИТ (КД8). 13
14 Пример разработки КМВ ОК-1 Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. ОК-1.1 Способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения при самостоятельной работе с информационными ресурсами (З2-У2-СЛ1) Компетенции дисциплин для ОК-1.1 (из рабочих программ) … с информационными ресурсами портала университета (Введение в специальность) … с библиотечными ресурсами портала университета (Введение в специальность) … в информационно-образовательной среде университета (Информатика) 14
15 Методика планирования результатов освоения дисциплины Знаниевый компонент КД включает в себя планирование знаний на следующих 4-х уровнях: уровень знакомства (З1), уровень воспроизведения и применения (З2), уровень понимания и продуктивного применения (З3), уровень трансформации (извлечения) новых знаний (З4). Рекомендуются следующие формулировки знаний на уровне: знакомства – «подходы к решению…», «типовые решения…», «структура…», «область применения…», «принципы построения…», «назначение…», «формы представления…» и т.п.; воспроизведений и применения – «правило…», «метод…», «модель…», «форматы и спецификации…» и т.п.; пониманий и продуктивного применения – «взаимосвязь между…», «критерии выбора решения…», «методы анализа …» и т.п.; трансформация (извлечение) новых знаний – «концептуальная модель…», «методология…», «теория…» и т.п. Функциональный компенент (умения и навыки) КД планируется на следующих 4-ех уровнях: выполнять предписанные инструкцией, алгоритмом и т.п. действия (У1), решать типовые задачи с выбором известного метода, способа и т.п. (У2), решать нестандартные задачи путем комбинации известных методов, способов и т.п. (У3), исследовать проблемы и находить новые методы, способы их решения (У4). Умения характеризуют способность выбирать, оптимизировать, интерпретировать и т.д. на основе полученных знаний, а навыки – способность применять, создавать, моделировать и т.п. на основе полученных знаний при условии многократного закрепления таких способностей с использованием конкретных инструментальных средств, технологий, методов, оборудования и т.п. 15
16 Пример составляющих компетенций выпускника для ОК-6 и ПК-12 в дисциплине «Информатика», результаты их освоения 16
17 Структура дисциплины и ее связь с компетенциями выпускника Структура дисциплины определяется набором КД, которые определяют темы разделов дисциплины, а причинно-следственные связи между результатами освоения КД - порядок изучения этих разделов в дисциплине. Ниже приведен пример структуры дисциплины «Информатика» (в ней каждый раздел «отвечает» за формирование отдельной КД, через которые устанавливается связь с компетенциями выпускника). 17
18 Методика планирования видов занятий и их трудоемкости Дальнейшая структуризация содержания дисциплины проводится в соответствии с указанными видами учебной нагрузки и запланированными результатами освоения для формирования соответствующих составных компетенций выпускника в дисциплине. При этом разработчик программы должен руководствоваться следующими принципами: 1. Запланированные навыки и знания для их формирования указывают на необходимость проведения практических и (или) лабораторных занятий по данному разделу дисциплины. В ряде случаев разработчик может запланировать для формирования навыков некоторые виды самостоятельной работы студентов (курсовые работы, домашние задания, рефераты, эссе и т.п.). 2. Запланированные умения и знания для их формирования указывают на необходимость проведения лекций. 3. Для формирования запланированных знаний, умений и навыков необходимо отобрать технологии преподавания и обучения, которые обеспечат выполнения требования по использованию интерактивных форм обучения. Отбор компетентностно-ориентированного содержания раздела дисциплины и его структуризация (темы лекций и их содержание (дидактика), темы лабораторных и (или) практических занятий и т.д. и их учебно-методическое обеспечение) осуществляется в соответствии с запланированными результатами освоения дисциплины в данном разделе. В целях лучшего диагностирования и контроля запланированных навыков рекомендуется планировать отдельную тему лабораторных (практических) занятий и т.д. для формирования каждого запланированного умения. 18
19 Распределение баллов между видами контроля В соответствии с Положением о БаРС оценивание результатов обучения в семестре (два образовательных модуля) проводится по 100-балльной шкале. Следует выполнять следующие рекомендации по распределению максимальных и минимальных баллов между видами контроля запланированных в семестре результатов обучения. 19
20 Принципы контроля результатов освоения в дисциплине ООП Запланированные результаты освоения дисциплины являются обязательными для контроля (их фиксация, измерение и оценивание). Формы и оценочные средства текущего контроля (тесты, домашние задания, отчеты по лаб. работам, рефераты и т.п.) должны обеспечивать установление сформированности ВСЕХ запланированных знаний, умений и навыков только через умение применять их на практике. При этом личностные качества оцениваются на основе проявлений, выявленных в процессе контроля результатов, например: сдача тестов, домашних заданий, отчетов, рефератов и т.д. в срок. Формы и оценочные средства рубежного контроля (контрольные работы, опросы и т.п.) должны обеспечивать установление сформированности запланированных в модуле компетенций. Оценивается результативность в ограниченный срок. Промежуточный контроль рекомендуется проводить в виде письменной экзаменационной (зачетной) работы, при выполнении которой студент должен продемонстрировать способность синтезировать (соединять) полученные знаний, умения и навыки для контроля сформированности запланированных составных компетенций выпускника в дисциплине. 20
21 Принципы разработки оценочных средств промежуточного контроля Теоретический вопрос не должен проверять содержание (изложите метод, расскажите о свойствах модели и т.п.). Он должен позволять оценивать полученные знания в действии. Примеры вопросов: обоснуйте то, каким методом решена данная задача; обоснуйте то, где при применении указанного метода были допущены ошибки. Практический вопрос должен позволять оценивать сформированность запланированных умений и навыков. 21
22 Пример планирования результатов освоения компетенций выпускника в дисциплине 22
23 Индивидуальные рейтинги студента в БаРС 23
24 Оценка в БаРС результатов освоения компетенции выпускника 24
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.