Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемs_chernr.isk.edu54.ru
1 Сравнительный анализ лексикона учащихся 2-х и 9-х классов МОУ «СОШ п.Чернореченский» Выполнила: ученица 9-а класса Смирнова Алина Руководитель: учитель русского языка и литературы,1-й квалификационной категории Налимова Т.В 2011 год
2 Объект исследования: устная речь учащихся 2-х и 9-х классов МОУ «СОШ п.Чернореченский» Предмет исследования: лексикон учащихся с точки зрения сферы его употребления и стилевой окраски, проявляющиеся в процессе неформального общения
3 Цель работы: Выявить активный словарный состав речи учеников 2-х и 9-х классов задачи: Изучить дополнительную учебную литературу по лексикологии Проанализировать лексику учащихся с точки зрения сферы употребления Метод и материал исследования: Описательный метод: наблюдение, обобщение. Ручные записи устной речи учащихся в неформальной обстановке Материал собирался в течение трех месяцев
4 Термин "лексика" восходит к греческому слову " lexikos", что означает (от греч. λεξικός «относящийся к слову». Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией (гр. lexikos словарный + logos учение).
5 Словарный запас отдельного человека получил название лексикон. Происходит от др.-греч. λεξικόν (βιβλίον), букв. «словарная (книга). Русский лексикон впервые у П. Берынды (1627 г.)- известного украинского лексикографа.
6 Слово важнейшая единица языка, носитель значений. Словарь Эллочки-людоедки из знаменитого романа Ильфа и Петрова « Двенадцать стульев» составлял лишь 30 слов
7 Самым большим словарём русского литературного языка является 17-томный, в котором более слов. Это «Словарь современного русского литературного языка», созданный коллективом учёных Института русского языка Академии наук СССР (1950 – 1965).
8 В речи отдельного человека, как в зеркале, отражается: его общая культура и образованность возраст район проживания
9 В настоящее время принято следующее деление детства на такие возрастные периоды: младший школьный возраст -- от 7 до 10 лет; старший школьный возраст (юношеский) -- от 15 до 18 лет.
10 В ходе исследования 26 учащихся 2-х классов мы выделили группу самостоятельных частей речи, которые и составили предмет нашего исследования. Всего таких слов мы насчитали 256 слов, исключив из списка повторяющиеся слова. Среди них общеупотребительными были 242 слова.
13 «Tempora mutantur, etnos mutamur in illis времена меняются, и мы меняемся с ними» Развитие познавательной сферы к 9 классу возрастает
14 В ходе исследования 30 учащихся 9-х классов мы также смогли выделить группу самостоятельных частей речи общеупотребительной лексики
15 В лексиконе старшеклассников присутствует и научные термины : анархия, безработица, валюта, власть, инвестиции, бит, минимум, симметрия и др.
16 В связи с тем, что ученики 9-х классов больше работают с компьютерами в их лексиконе есть слова - термины, связанные с компьютерной техникой, например: форматирование, файл, оперативная память, буфер обмена.
17 Лингвисты называют сленгом слова, идущие вразрез с нормами литературного языка
18 Жаргонными являются некоторые переосмысленные слова общеупотребительной лексики: тачка в значении автомобиль, слинять – незаметно уйти.
19 Часто можно было услышать слово « мелкий» в значении «ученик младших классов»
20 Среди учеников 9-х классов в ходу словечко «Вообще». Значение: Выражает как высокую положительную, так и отрицательную оценку лица, ситуации, предмета; восхищение или возмущение. Происхождение : от литературного вообще в роли наречия
21 Нецензурную речь мы не услышали, но в отдельную категорию можно отнести слово-паразит на букву «Ё - «ё-моё».
22 Можно сделать вывод, что речь школьников как 2-х, так и 9-х классов бедна словами, выражающими оценку, эмоционально-окрашенной и образно-выразительной лексикой, синонимами, фразеологизмами.
23 Выводы: Необходимо всемерно расширять и обогащать свой словарь, так как наша речь является основой всякой умственной деятельности.Мы -молодое поколение и должны обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития. А для этого нужно повысить читательскую культуру: пользоваться различными библиотеками, справочниками, энциклопедиями. Везде и всюду бороться за чистоту родного языка.
24 Считаю данную работу актуальной и значимой, т.к данный материал может быть использован на уроках русского языка при изучении тем: "Понятие о стилях речи", "Устная и письменная речь. Диалог и монолог", "Просторечие. Вульгаризмы. Жаргонизмы" и т. д. На факультативных занятиях по русскому языку и по литературе.
25 « Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен ».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.