Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемmarkovo-school.ucoz.ru
1 Информация и информационные процессы. Информационное общество
2 Определение информатики Информатика Теория решения задач на компьютере (brainware) Аппаратное обеспечение компьютера (hardnware) Программное обеспечение компьютера (software) Информатика как учебный предмет имеет целью освоение учащимися алгоритмической культуры и компьютерной грамотности. Основоположник школьной информатики – академик А. П. Ершов, стараниями которого она была включена в список обязательных предметов с учебного года. ИНФОРМАТИКА (франц. informatique, англ. computer science) – это область человеческой деятельности, связанная с процессами обмена, хранения и обработки информации с помощью компьютера. Определение информатики ИНФОРМАТИКА (франц. informatique, англ. computer science) – это область человеческой деятельности, связанная с процессами обмена, хранения и обработки информации с помощью компьютера.
3 Понятие информации Термин «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, изложение. Информация – сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека.
4 Информация и информационные процессы полнота; достоверность; своевременность (актуальность); ясность, понятность; доступность; объективность; полезность. Предмет информатики – информация. Это одно из основных понятий науки, так же как «вещество» или «энергия». Информация (лат. informatio – разъяснение, изложение, сведения) – это в обычном понимании знания о чём-либо или о ком-либо. Информация выражается в какой-то форме: мысль, речь, рисунок, жест и т. д., то есть набором символов или сигналов. ИНФОРМАЦИЯ – это отражение действительности в виде знаков или сигналов. Важнейшими свойствами информации можно считать:
5 Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9 % - посредством органов слуха и только 1 % при помощи остальных органов чувств.
6 Понятие информации и информационных процессов Информация несет человеку новые знания об объектах, процессах и явлениях. На протяжении всей своей деятельности человек постоянно участвует в процессе обработки информации, который очень сложен. Назовите составляющие информационного процесса.
7 Информация и информационные процессы Обмен ПриёмПередачаИспользование ХранениеОбработка Преобразование Информационные процессы Процессы, в результате которых происходит обмен, хранение и обработка информации называются ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ. Информационные процессы происходят не только в человеческом обществе, но и в растительном и животном мире, а сегодня и в технике.
8 Процесс конспектирования лекции за учителем - пример информационного процесса в обществе.
9 Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и диском? Хранение информации
10 Информация и информационные процессы Знания часто представляют собой результаты наблюдений над объектами и явлениями окружающего мира, которые пока не используются человеком (хранятся). Такие знания называют данными. Если данные начинают использовать, то они становятся информацией. Информация – это используемые данные.
11 Информационная деятельность человека Этапы информатизации общества (информационные революции): 1 Создание письменности Книгопечатание (середина XVI в.) Освоение электричества, изобретение средств информационной коммуникации – телеграфа, телефона, радио, телевидения (конец XIX – середина XX в.) Создание микропроцессора и персонального компьютера (70-е гг. XX в.) на основе ЭВМ (40-50-е гг XX в.), компьютеризация и информатизация общества.
12 Информационная деятельность человека По Закону РФ «Об информации, информатизации и защите информации» ( ): ИНФОРМАТИЗАЦИЯ – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.
13 Информационная деятельность человека Движущая сила информационного общества: производство информации. В информационном обществе все усилия направлены не на производство и потребление товаров (как в индустриальном), а на совершенствование интеллекта и знаний как средства и продукта производства. Происходит резкое увеличение роли умственного труда. Материально-техническая база информационного общества – компьютерные системы и сети, информационные технологии и телекоммуникации. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – это общество, в котором большинство работающих заняты обработкой, хранением и обменом информации.
14 Что такое информационная культура? Являетесь ли вы информационно культурным человеком?
15 Информационная деятельность человека ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА – умение целенаправленно и с пользой работать с информацией и применять для её обработки современные информационные технологии. Информационная культура современного человека проявляется: в навыках использования технических устройств (от телефона до ПК и компьютерных сетей); в способности использовать в работе компьютерные технологии; в умении извлекать информацию из различных источников (от печатных до электронных ресурсов); в знании методов обработки информации; в умении работать с разными видами информации.
16 Информационные системы ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА – это взаимосвязанное сочетание, средств, методов и людей, участвующих в информационных процессах. Организацию информационных процессов в информационных системах с помощью технических средств называют информационными технологиями. Инструментами информационных технологий являются все устройства, обеспечивающие обмен, хранение и обработку информации. Важнейшее место среди них занимает компьютер, своеобразная фабрика информации. Но техническое воплощение информационной системы лишено самостоятельного значения, если не учитывать роли человека, организатора и участника информационных процессов, главного потребителя информации.
17 Цель – это ожидаемый результат в процессе управления. Кроме цели, для процесса управления важна известная заранее информация. Её называют исходной (входной) информацией для процесса управления. Информационные основы процессов управления
18 Для лётчика исходной информацией является: Навыки и сведения, полученные в процессе обучения летной профессии; Задание на конкретный полёт в устной или письменной форме; разработка по картам предстоящего маршрута со штурманом; Данные о состоянии летательного аппарата на момент взлёта; Данные о предполагаемых метеоусловиях.
19 Управление – процесс целенаправленного воздействия на объект. Понятие управления ввёл американский учёный, основоположник кибернетики, Норберт Винер. Управление является информационным процессом, так как для принятия различных решений требуется постоянно производить различные действия с информацией (получать, обрабатывать, передавать, хранить.)
20 процесс Исходная информация Цель Что необходимо знать и уметь для достижения цели? Вождение автомобиля Движение по указанному маршруту Маршрут, правила дорожного движения, навыки вождения автомобиля. Нормализация температуры тела Выращивание огурцов Выделение исходной информации для различных процессов управления
21 Для достижения цели управления необходимо приложить некоторые усилия по отношению к объекту управления, то есть осуществить управляющее воздействие на объект управления. Последовательность команд по управлению объектом, приводящая к заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.
22 Цель управления Объект управления Управляющее воздействие Движение по заданному маршруту на автомобиле Автомобиль Для управления направлением движения – воздействие на рулевой механизм. Для управления скоростью движения – воздействие на педали газа тормоза. Понижение температуры тела больного Кипячение воды в электрическом чайнике Повышение успеваемости двоечника Объекты управления и управляющее воздействие
23 Если текущая (рабочая) информация учитывается при формировании управляющего воздействия, то говорят о наличии обратной связи.
24 Определение: П роцесс управления называется разомкнутым, если в нём не учитывается текущая информация об объекте управления. Процесс управления называется замкнутым, если в нём учитывается текущая информация об объекте управления с помощью обратной связи. Определение: П роцесс управления называется разомкнутым, если в нём не учитывается текущая информация об объекте управления. Пример: различные справочные службы. Потребитель получает нужную ему информацию и прекращает взаимодействие со службой, никак не влияя на ее работу и ту информацию, которой она располагает. Процесс управления называется замкнутым, если в нём учитывается текущая информация об объекте управления с помощью обратной связи. Примером замкнутой системы управления служит организация работы железнодорожной кассы.
25 Коротко о главном: Управление предполагает наличие исходной информации, объекта управления и управляющего воздействия. Если управление осуществляется с помощью обратной связи (реакция объекта на управляющее воздействие), то такой процесс управления является замкнутым. Если управление не учитывает текущую информацию, то это незамкнутый процесс управления.
26 Исходная информация Техническое устройство или человек Объект управления Управляющее воздействие Обратная связь Как называются процессы управления, изображённые на схемах ? Исходная информация Техническое устройство или человек Объект управления Управляющее воздействие 1 2
27 Определите название управляющего воздействия, изображённого на схеме. Строевая задача СтаршинаСолдат ? Результат выполнения 1
28 Определите обратную связь, показанную на схеме. Эмоциональный настрой АртистЗрители Исполнение роли ? 2
29 В этих примерах человек оценивает текущую информацию и осуществляет управляющее воздействие. Такие процессы называются неавтоматическими.
30 Определите обратную связь, показанную на схеме. Необходимая температура в инкубаторе Термостат Отопительные приборы Команды управления отопительными приборами ? 3
31 Определите объект управления, изображённый на схеме. Маршрут, режим полёта Автопилот ? Команды управления Данные о движении самолёта, данные наземных измерительных приборов. 4
32 В последних двух примерах оценку текущей информации производит техническое устройство и оно же осуществляет управляющее воздействие на её основе. Такие процессы называются автоматическими. В последних двух примерах оценку текущей информации производит техническое устройство и оно же осуществляет управляющее воздействие на её основе. Такие процессы называются автоматическими.
33 В системах автоматического управления (САУ) все операции, связанные с процессами управления (сбор и обработка информации, формирование управляющих команд, воздействие на управляемый объект), происходят автоматически без непосредственного участия человека.
34 Определите объект управления, изображённый на схеме. Движение автомобиля ? автомобиль Нажатие на педали, поворот руля, переключение коробки передач Показания спидометра 5
35 Определите управляющее воздействие, изображённое на схеме: 6 Наблюдение за контрольно- следовой полосой на границе ПограничникНарушитель ? Показание лазерных датчиков
36 В примерах 5, 6 оценка состояния объекта управления осуществляется техническим устройством, а решение по управлению принимает человек. Такие процессы называются автоматизированными.
37 Автоматизированные системы управления (АСУ) помогают руководителю получить необходимую информацию для принятия управляющего решения, а также могут предложить наиболее оптимальные варианты таких решений, однако окончательное решение принимает человек.
38 Процесс управления не всегда опирается на обратную связь. В этом случае процесс управления будет незамкнутым. Определите обратную связь, показанную на схеме: Возможность безопасно перемещаться в желаемом направлении светофор Машины, пешеходы ? Команды управления движением
39 Информационные системы Любая информационная система складывается из обеспечивающих подсистем. Наиболее важные и обязательные обеспечивающие подсистемы могут быть представлены схемой: Техническое обеспечение Математическое обеспечение Программное обеспечение Информационное обеспечение Организационное обеспечение Правовое обеспечение Информационная система
40 Система - это любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность разнородных объектов, объединенных для достижения определенного результата. Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, участвующих в обработке данных
41 Информационная система Значение информационной системы: - Освобождает работников от рутинной работы за счет ее автоматизации; - Обеспечивает достоверность информации; - Обеспечивает более рациональную организацию переработки информации на компьютере.
42 Основные этапы развития вычислительной техники. 1-е поколение (с середины 40-х годов). Элементная база – электронные лампы. ЭВМ отличаются большими габаритами, большим потреблением энергии, малой скоростью действия, низкой надежностью, программирование ведется в кодах.
43 Основные этапы развития вычислительной техники. 2-е поколение (с конца 50-х годов). Элементная база – полупроводниковые элементы. По сравнению с ЭВМ предыдущего поколения улучшены технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.
44 Основные этапы развития вычислительной техники. 3-е поколение (с середины 60-х годов). Элементная база – интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.
45 Основные этапы развития вычислительной техники. 4-е поколение (с конца 70-х годов до настоящего времени). Элементная база – микропроцессоры, большие интегральные схемы. Массовый выпуск персональных компьютеров. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, распределенная обработка данных, повсеместное использование компьютерных технологий.
46 Компьютеризация и информатизация. При компьютеризации общества основное внимание уделяется внедрению и развитию технической базы – компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности. Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания.
47 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Стр.6 – 31.Учебник Макаровой Н.В. Знать ответы на все вопросы после каждой темы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.