Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемdownload.pstgu.ru
1 Занятие : Методы построения теории Методика научного исследования 3 курс, 5 семестр
2 1. Соотношение методологии научного исследования и методологии науки. –Методология науки система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки. –Методология богословской науки. Проблема выделения специфически «богословского» метода. Методология научного исследования (конкретного) это те методы, средства и приемы, с помощью которых исследователь приобретает и обосновывает новое знание. каждое конкретное исследование использует определенные научные методы, т.е. способы построения и обоснования научного знания, для 1) формирования источниковой базы исследования (методы сбора информации); 2) обработки и анализа данных (работа с источниками и анализ фактов, документов); 3) построения теории.
3 2. Методы научного исследования в исследовательской программе. Методы научных исследований это способы построения и обоснования научного знания. В конкретной научной работе должны быть описаны используемые методы, их можно разделить на: 1) методы формирования источниковой базы исследования (методы сбора информации); 2) методы обработки и анализа данных (работа с источниками и анализ фактов, документов); 3) методы построения теории. С точки зрения методологии самого исследования все эти три группы методов принципиальным образом между собою связаны и их взаимосвязь должна быть корректной и продуманной от начала до конца работы. 3. Влияние методологии работы на структуру исследования. 4. Рабочая гипотеза и методы исследования, корректировка методов в процессе проведения исследования.
4 5. Методы построения теории 5.1. Из методов построения теории можно выделить: генетический, причинно-следственный, сравнительный, типологический, системно-функциональный. Следует учитывать, что данные методы характерны для любой научной области и вытекают просто из логики построения исследования или т.н. общенаучные методы. специальные методы научно-богословского исследования или специфику применения методов в богословии. Что они есть и их применяет интуитивно автор любого адекватно проведенного богословского исследования несомненно. Но надо научиться их идентифицировать, определять сферу их применения, к чему приводит их правильное применение и т.д.
5 5.2. Характеристика методов. Генетический метод исследования позволяет рассматривать исследуемые явления в процессе их развитии, анализировать возникновение, становление, последовательность стадий развития явления. Причинно-следственный, или каузальный (от causa (лат.) причина), метод позволяет выявить причинно- следственные связи между отдельными явлениями или событиями. Этот метод помогает создать логическую иерархическую модель по принципу: из явления А вытекает следствие Б, оно порождает событие В и т.д. Это позволяет объяснить события и в том случае, когда они связаны между собой не прямо, а через длинную цепь последствий. Сравнительный метод позволяет выявить и объяснить сходства и различия между рассматриваемыми явлениями (объектами), выявить количественные и качественные характеристики явлений (объектов), детерминирующие признаки, их возможные отношения. Типологический метод позволяет либо разбить изучаемую совокупность на группы
6 5.2. Характеристика методов. Типологический метод позволяет либо разбить изучаемую совокупность на группы однотипных объектов (т.е. различие между которыми в интересующем исследователя отношении объясняется факторами, случайными по отношению к изучаемому явлению и определяющим его характер механизмам), либо рассматривать изучаемый объект как конкретный вариант определенного типа. Системно-функциональный метод позволяет выделять внутри исследуемого объекта составляющие (или элементарные структуры), которые имеют определенные взаимосвязи и выполняют определенные функции внутри системы или для структур более высокого порядка. Этот же метод позволяет рассматривать исследуемый объект в качестве составляющей части в структуре более высокого порядка и изучать его функциональные отношения с другими составляющими частями этой структуры. Под функцией понимается повторяющееся действие, специфическая роль какого- либо элемента или системы. Кроме того, следует иметь в виду использование обще-научных методов: индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия и др. Могут быть использованы конкретные методы исследования из смежных научных дисциплин: филологических, социологических, исторических и т.п.
7 6. Специальные богословские методы В самом общем виде богословский метод может быть определен как соотнесение конкретного культурно - исторического опыта с Божественным Откровением, так или иначе формализованным. Этот подход позволяет выделить три специальных метода богословского и церковно – исторического исследования: 1. Соотнесение данного явления культуры (текста в широком понимании) с конфессиональным опытом интерпретации Священного Писания. 2. Соотнесение данного явления со Священным Преданием Церкви. 3. Соотнесение данного явления с историческим опытом Церкви.
8 6. Специальные богословские методы Трем методам, упомянутым выше, можно присвоить специальные названия: 1. Метод библейской герменевтики. 2. Метод святоотеческой герменевтики. 3. Метод церковно – исторической герменевтики.
9 6. Специальные богословские методы Например, метод библейской герменевтики может быть определен как соотнесение данного культурного опыта (в частности, текста) с существующей в рамках конкретной вероучительной традиции «теорией и практикой интерпретации Библии» и «пониманием библейских текстов», которые включают в себя теологичекий, прагматический, дидактический, эстетический и другие аспекты и реализуется на нескольких уровнях: историко - филологическом; философско - психологическом (в первую очередь характерном для западного богословия и связанном с теориями смысла и понимания); богословском (то, что обычно называется экзегезой).
10 6. Специальные богословские методы Таким образом, применительно к богословским исследованиям имеется важная особенность - каждый из трех выделенных методов имеет три составляющие: а) структурно – семантический анализ, то есть выявление того, в каких знаках выражено исследуемое явление и как эти знаки взаимодействуют с исследователем на уровне «знак – означаемое» (это в первую очередь историко-филологическая критика, а также интерпретация её результатов); б) эгзегетический анализ, т.е. соотнесение данного явления с опытом святоотеческого толкования, осознание богословом того, как его личное понимание исследуемого явления соотносится с нормативным, существующим в рамках определённой традиции. Эта последняя составляющая имеет особое значение, т.к. подчеркивает, что любое явление культуры воспринимается богословием только в контексте определенного вероучительного опыта; в) телеологическое соотнесение, то есть помещение исследуемого явления в перспективу между тем, что оно есть и тем, чем оно призвано быть по замыслу Божию. Эту процедуру можно также назвать выявлением сотериологического смысла.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.