Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.admtyumen.ru
1 СВОДНЫЙ ДОКЛАД о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области за 2011 год
2 Общая информация о городских округах Тюменской области Наименование городского округа Среднегодовая численность населения в 2011 году, тыс. человек * Информация о размещении доклада главы в сети «Интернет» на официальном сайте муниципального образования 1. г. Тюмень 620, г. Тобольск 102, г. Ишим 65,1 Article 4. г. Ялуторовск 36,8 htm 5. Заводоуковский городской округ 46,4 2 *) С учетом окончательных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года
3 Общая информация о муниципальных районах Тюменской области Наименование муниципального района Средне- годовая численность населения в 2011 году, тыс. человек * Административны й центр муниципального района Информация о размещении доклада главы в сети «Интернет» на официальном сайте муниципального образования 1. Абатский 19,2с. Абатское 2. Армизонский 9,9с. Армизонское n/ongoing/static.htm 3. Аромашевский 12,0с. Аромашево nistration/results.htm 4. Бердюжский 11,3с. Бердюжье m 5. Вагайский 22,2с. Вагай 6. Викуловский 16,2с. Викулово on/head/publication.htm 7. Голышмановский 26,5 р.п. Голышманово Исетский 25,9с. Исетское 9. Ишимский 30,9г. Ишим 3 *) С учетом окончательных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года
4 Наименование муниципального района Средне- годовая численность населения в 2011 году, тыс. человек * Административный центр муниципального района Информация о размещении доклада главы в сети «Интернет» на официальном сайте муниципального образования Казанский 10. Казанский 22,4с. Казанское Нижнетавдинский 11. Нижнетавдинский 23,1с. Нижняя Тавда Омутинский 12. Омутинский 19,5с. Омутинское htm Сладковский 13. Сладковский 12,0с. Сладково ation/ongoing/static.htm Сорокинский 14. Сорокинский 10,2с. Сорокино Тобольский 15. Тобольский 22,1г. Тобольск Тюменский 16. Тюменский 108,1г. Тюмень Уватский 17. Уватский 19,4с. Уват Упоровский 18. Упоровский 20,6с. Упорово m Юргинский 19. Юргинский 12,2с. Юргинское Ялуторовский 20. Ялуторовский 14,5 г. Ялуторовск Ярковский 21. Ярковский 23,0 с. Ярково 4
5 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………...6 I. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ………………………………………………………………………… Экономическое развитие……………………………………………………………………………………………….…………9 Дорожное хозяйство и транспорт…………………………………………………………………………………………..9 Развитие малого и среднего предпринимательства…………………………………………………………………..10 Улучшение инвестиционной привлекательности…………………………………………………………………..…..13 Сельское хозяйство…………………………………………………………………………………………………………… Доходы населения……………………………………………………………………………………………………………… Здравоохранение и здоровье населения…………………………………………………………………………………..… Дошкольное образование………………………………………………………………………………………………………… Общее и дополнительное образование…………………………………………………………………………………….… Физическая культура и спорт………………………………………………………………………………………………….… Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем……………………………………………………......…… Жилищно-коммунальное хозяйство…………………………………………………………………………………………… Организация муниципального управления………………………………………………………………………………..… Энергосбережение и повышение энергетической эффективности…………………………………………………… Благоустройство территории…………………………………………………………………………………………………..35 II. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ……………………………… III. ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………………………………………...37 IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ……………………………………………………………………………40 5
6 ВВЕДЕНИЕ Нормативные правовые и правовые акты Тюменской области, регламентирующие работу по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления Наименование Информация о размещении в сети «Интернет» на официальном портале Правительства Тюменской области 1.1 Распоряжение Правительства Тюменской области от рп «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» 2. Распоряжение Правительства Тюменской области от рп «О порядке выделения грантов городским округам и муниципальным районам Тюменской области» 3. Распоряжение Правительства Тюменской области от рп «О взаимодействии органов исполнительной власти при подготовке Сводного доклада» 6
7 Общая информация об организации в Тюменской области работы по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» выполнена оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области за 2011 год с учетом динамики значений показателей по отношению к 2010 году. В соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 23 сентября 2008 года 1323-рп «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года 607» в систему оценки введены дополнительные показатели по сбору, вывозу, утилизации бытовых и промышленных отходов. Сводный доклад за 2011 год сформирован на основании данных, представленных в докладах глав местных администраций городских округов и муниципальных районов. Оценка эффективности деятельности проводилась по сферам, установленным распоряжением Правительства Тюменской области от рп «О порядке выделения грантов городским округам и муниципальным районам Тюменской области»: государственное управление и повышение инвестиционной привлекательности, образование и жилищно-коммунальный комплекс. В связи с тем, что в регионе сформирована централизованная система здравоохранения, оценка значений показателей и расчет неэффективных расходов в сфере «Здравоохранение» не выполнялись. В целях объективного сравнения оценка деятельности органов местного самоуправления осуществлялась отдельно для городских округов и 3 групп муниципальных районов, разделенных на группы с учетом численности населения и развития инфраструктуры. По результатам комплексной оценки показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2011 год определены 1 городской округ и 3 муниципальных района, имеющие лучшие значения показателей в своих группах. В целях поощрения муниципальных образований Правительством Тюменской области (распоряжение от рп) предусмотрено выделение грантов из областного бюджета. 7
8 I. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ 8
9 1.1 Экономическое развитие 1.1 Экономическое развитие Дорожное хозяйство и транспорт В 2011 году в области продолжалось строительство и реконструкция автомобильных дорог. Реконструировано и построено 4,5 км автодорог регионального значения, 2 мостовых сооружения протяженностью 78,1 п.м., выполнены работы по капитальному ремонту и ремонту 162,9 км автодорог регионального значения, 6 мостовых сооружений протяженностью 150,3 п.м. Три населенных пункта области (318 человек) получили транспортную связь по дорогам с твердым покрытием. Капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения произведен в Тюмени и Сорокинском районе; текущий ремонт – в Тюмени, Тобольском и Юргинском муниципальных районах. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения (843,5 км) в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования Тюменской области (10 809,7 км) по данным Тюменьстата составляет 7,8%. По итогам 2011 года в 20 муниципальных образованиях доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, составила менее 35%, в 3 – от 35 до 80%, в Нижнетавдинском, Аромашевском и Ишимском районах их доля составила более 90%. 9 Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, %
10 Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) Возмещение части затрат на оплату процентов по договорам кредита и развитие лизинга оборудования Возмещение затрат, связанных с экспортом товаров (работ, услуг) Возмещение части затрат по участию СМСП в международных, общероссийских и региональных выставках, ярмарках Грантовая поддержка начинающих предпринимателей Гарантийный фонд Целевые займы по ставке, не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ Микрофинансирование - микрозаймы на срок до 1 года, 10% годовых. Доступ к государственному и муниципальному заказу Бесплатные консультационные, юридические и бухгалтерские услуги, семинары Передача государственного и муниципального имущества во владение или пользование субъектам малого и среднего предпринимательства Важная роль в развитии производства и обеспечении занятости населения принадлежит предприятиям малого и среднего бизнеса. Для эффективной деятельности предпринимательских структур создавались благоприятные условия путем развития финансовых и нефинансовых инструментов поддержки. Количество малых (включая микропредприятия) и средних предприятий на 1000 человек населения выросло с 15-ти в 2010 году до 22 единиц в 2011 году, а доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех организаций составила 32,4% (2010 г. - 36,5%). Основные показатели деятельности средних предприятий Развитие малого и среднего предпринимательства Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 10
11 Число субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц на 10 тысяч человек населения В области наблюдается тенденция роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). В городских округах количество СМСП увеличилось в среднем за 2011 год с 446,7 единиц на человек населения до 459,6 единиц, доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций возросла с 26,4% до 27,8%. В целом по области численность работников в секторе малого и среднего предпринимательства увеличилась по сравнению с 2010 годом на 5,5%. Это оказывает позитивное влияние на занятость населения и является одним из факторов снижения уровня безработицы в регионе. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, % Развитие малого и среднего предпринимательства 11
12 Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования На 3,4% сократилась средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на получение разрешения на строительство до даты получения разрешения на строительство в среднем по Тюменской области и составила 8,5 дней (2010 г. – 8,8 дней). На 2,8% сократилась средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в среднем по Тюменской области и составила 84 дня (2010г. – 86,4 дня). На 7,3% сократилась площадь земельных участков, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства в течение 3 лет, и составила 288,0 га (2010 г. – 310,5 га). Инвестиционная активность является основным фактором успешной модернизации и инновационного развития региона. В 2011 году объем инвестиций на 8,5% превысил уровень 2010 года в сопоставимой оценке. В области создана система стимулирования инвестиционной активности – областным законодательством определен широкий перечень финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки держателей инвестиционных проектов. Инвесторам предоставляются налоговые льготы, субсидии, гарантии, сопровождение инвестиционных проектов, содействие при предоставлении земельных участков и других объектов недвижимости областной собственности. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных) в расчете на 1 жителя в целом по области увеличился на 26,9% по сравнению с 2010 годом и составил 107,5 тыс.рублей (2010г. – 84,7 тыс.рублей). Значительное превышение среднеобластного уровня отмечается в Уватском муниципальном образовании (в 4,5 раза) и г.Тобольске (в 1,3 раза), что объясняется реализацией крупных инвестиционных проектов компаний «ТНК-ВР» и «СИБУР Холдинг». Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных) в расчете на 1 жителя, рублей Улучшение инвестиционной привлекательности год2011 годОтклонение Уватский район Тюмень Бердюжский район Тобольск Заводоуковский г.о Сорокинский район Ярковский район Абатский район Ялуторовский район Нижнетавдинский район Упоровский район Омутинский район Юргинский район Тобольский район Армизонский район Казанский район Ишим Викуловский район Аромашевский район Ялуторовск Исетский район Голышмановский район Ишимский район Тюменский район Сладковский район Вагайский район
13 Агропромышленный комплекс области успешно развивается, эта сфера деятельности остается рентабельной для большей части предприятий. По сравнению с 2010 годом сумма прибыли в среднем на одно прибыльное хозяйство возросла с 13,7 млн.руб. до 15,1 млн.руб. Основным фактором финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций является государственная поддержка агропромышленного производства. В связи со значительным ростом производства в 2011 году зерна, картофеля, овощей и резким снижением рыночных цен на эту продукцию были оказаны дополнительные меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей области. В результате в 2011 году доля прибыльных предприятий в их общем количестве увеличилась по сравнению с 2010 годом на 2,8 п.п. и составила 86,9%. Использование пашни в 2011 году по районам области по районам области Показателем эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере сельского хозяйства является использование сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни. По состоянию на 1 января 2012 года сельскохозяйственные угодья юга области занимают 2875,9 тыс. га, из них 1 333,9 тыс. га (46%) составляет пашня. Половина муниципальных районов имеет показатель использования сельскохозяйственных угодий более 42%. В среднем по районам области использование сельхозугодий составило 43,1 % (в 2010 году - 42,5%). Преимущественно это муниципальные районы, где динамично развивается животноводство. Расширение посевов зерновых и зернобобовых культур, высокобелковых кормовых культур позволило улучшить использование главной составляющей сельскохозяйственных угодий – пашни с 83,2 % в 2010 году до 87,5% в 2011 году. В половине районов области: Викуловском, Голышмановском, Заводоуковском, Исетском, Казанском, Нижнетавдинском, Омутинском, Сорокинском, Тобольском, Тюменском, Упоровском, на долю которых приходится свыше 54% пашни области, ее использование составляет свыше 90 процентов. В среднем по области – 87,5 % Абатский, Бердюжский Викуловский, Голышмановский Заводоуковский, Исетский Ишимский, Казанский Нижнетавдинский Омутинский, Сорокинский Тобольский, Тюменский Упоровский Армизонский Аромашевский Вагайский Сладковский Уватский Юргинский Ялуторовский Ярковский Сельское хозяйство 13
14 В 2011 году денежные доходы населения в расчете на 1 жителя области в номинальном отношении составили 20,8 тыс. рублей. Основа доходов - среднемесячная заработная плата, сложилась в сумме 24,7 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с 2010 годом на 11,1%. Рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций отмечен во всех муниципальных образованиях области. Наибольший рост заработной платы - в г. Тобольске (116,4%), Заводоуковском городском округе (115,2%), Уватском районе (114,7%), Исетском районе (114,3%), Голышмановском районе (113,2%). Самый низкий темп роста заработный платы в Нижнетавдинском районе – 102%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций, тысяч рублей Доходы населения 14
15 В системе здравоохранения Тюменской области в 2011 году продолжалась работа, направленная на повышение качества оказания медицинской помощи и профилактики заболеваний. В регионе с положительными результатами реализуется национальный проект «Здоровье» и региональная программа модернизации здравоохранения. Отмечается улучшение основных демографических показателей. Особое внимание уделяется сохранению здоровья трудоспособного и детского населения. В последние годы усилена профилактическая направленность медицинской помощи. В 2011 году в центрах здоровья комплексное обследование прошли 94 тыс. человек, в том числе 15,6 тыс. детей. По итогам осмотра каждому гражданину выдается Карта здорового образа жизни с результатами обследований и индивидуальными рекомендациями. Обучение по профилактике заболеваний в «Школах здоровья» прошли 67 тыс. человек. В плановом объеме проведена диспансеризация различных категорий населения (работающих граждан, мужчин лет, детей-сирот, 14-летних подростков, государственных и муниципальных служащих). Всего осмотрено 50 тыс. человек. Пациенты с выявленной патологией проходят дообследование по месту жительства, направляются по показаниям на консультацию и лечение в областные специализированные учреждения. В области активно развиваются высокотехнологичные виды медицинской помощи, повышается доступность дорогостоящей медицинской помощи. В 2011 году высокотехнологичную и дорогостоящую специализированную медицинскую помощь получили 23,7 тысяч человек, из них более 90 % - в местных клиниках. Совершенствование качества медицинской помощи, профилактики заболеваний способствовало снижению смертности, которое отмечается с 2006 года. В 2011 году показатель младенческой смертности составил 5,5 на 1000 родившихся живыми - самый низкий за все годы регистрации, материнской смертности – 9,3 на 100 тыс.родившихся живыми, что значительно ниже среднероссийского показателя (РФ в 2010 году – 16,7). Сохранилась тенденция снижения уровня смертности населения трудоспособного возраста (в 2011 году – 581,5 на 100 тыс. населения при 628,8 на 100 тыс. населения в 2010 году). Финансирование учреждений здравоохранения осуществляется через систему обязательного медицинского страхования, оплата за оказанную медицинскую помощь производится по законченным случаям лечения. Действует отраслевая система оплаты труда, основанная на зависимости величины заработной платы от объема и качества оказанной медицинской помощи. Созданы условия для привлечения и закрепления в учреждениях здравоохранения врачей узких специальностей: им осуществляются дополнительные стимулирующие выплаты, проводится профессиональная подготовка. 1.2 Здравоохранение и здоровье населения 15
16 На снижение смертности населения направлена активная профилактическая работа, диспансеризация населения, организация лечения выявленной в ходе диспансеризации патологии, в том числе с применением высокотехнологичных видов медицинской помощи. В результате реализации мероприятий, направленных на снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, в 2011 году смертность населения от острых инфарктов миокарда сократилась в среднем по области на 7,8%, смертность от острых цереброваскулярных болезней (инсультов) - на 13,9%. Наблюдается снижение числа случаев смерти лиц до 65 лет на дому от инфаркта в 35%, от инсульта - в 30% территорий области. Выявление пациентов высокого риска при диспансерном наблюдении кардиологических больных, выезды в территории области мобильной кардиологической поликлиники для осмотра, обследования, отбора пациентов на госпитализацию, в том числе на высокотехнологичное обследование и лечение, способствовало сокращению случаев смерти в первые сутки в стационаре от инфаркта миокарда и инсульта. В 2011 году не зафиксировано случаев смерти в первые сутки в стационаре от инфаркта миокарда и от инсульта в 17 территориях области. В области определилась тенденция к снижению уровня смертности населения. За 5 лет этот показатель снизился на 10,4%. По сравнению с 2008 годом ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 1 год. 67 лет 2 месяца 67 лет 11 месяцев 68 лет 1.2 Здравоохранение и здоровье населения Смертность от острых инфарктов миокарда и инсультов, на 100 тыс. человек Ожидаемая продолжительность жизни лет 2 месяца
17 В сфере дошкольного образования отмечаются положительные тенденции по всем направлениям развития. С учетом роста численности детского населения Правительством области и органами местного самоуправления реализуется комплекс мероприятий, включающий строительство новых и реконструкцию действующих детских садов, а также предназначенных под них объектов, ранее используемых не по назначению, проведение капитальных ремонтов с открытием дополнительных мест. В 2011 году введено более 5 тысяч дополнительных мест для дошкольников. Развиваются вариативные формы дошкольного образования, предусматривающие разные режимы пребывания ребенка в дошкольных организациях, а также получение наряду с образовательными развивающих, реабилитационных, консультационных услуг. В результате принятых мер численность детей, посещающих дошкольные учреждения, увеличилась до 78 тысяч, из них 85% - дети от трех лет. Потребность населения в обеспечении местами в дошкольных группах образовательных организаций в целом удовлетворена на 95% (от числа желающих их посещать). Отмечается положительная динамика охвата услугами дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет. В 16 муниципальных образованиях охват детей данной услугой составляет 100%. Улучшается качество предоставляемых услуг. По сравнению с 2010 годом в большинстве муниципальных образований (21 территория) увеличилась доля педагогических работников муниципальных дошкольных учреждений, имеющих высшее образование. В результате принятых мер по приведению зданий детских садов в нормативное состояние доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых требуют капитального ремонта, сократилась с 17,5% в 2010 году до 8,4% в 2011 году. 1.3 Дошкольное образование Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных организациях, % от численности детей от 3 до 7 лет 17
18 В Тюменской области продолжается реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». По итогам 2011 года область в рейтинге субъектов Российской Федерации по реализации данной инициативы занимает первое место по четырем направлениям: «Развитие самостоятельности школ», «Изменение школьной инфраструктуры», «Сохранение и укрепление здоровья учащихся», «Переход на новые образовательные стандарты». Результаты работы последних лет по укреплению материально-технической базы общеобразовательных школ позволили достичь самого высокого значения по доле школьников, обучающихся в современных условиях - 90% (по РФ - 38%). Продолжается строительство новых школ, в 2011 году введено 2 новые школы. В 98% школ обеспечена возможность пользоваться современными столовыми со стационарными пищеблоками (по РФ - 31%). С сентября 2011 года все школы перешли на новые стандарты начального общего образования. В 44 школах успешно прошла апробация новых стандартов основного общего образования. Увеличилось количество проводимых региональных и муниципальных олимпиадных мероприятий. Доля учащихся, принимающих участие в олимпиадах, составила 74% от общей численности учащихся. Особое внимание уделяется развитию учительского корпуса. На базе учреждений профессионального образования организовано повышение квалификации педагогов по широкому перечню программ. Во время прохождения курсовой подготовки предусмотрена обязательная стажировка педагогов в ведущих общеобразовательных учреждениях области. Планомерно увеличивается уровень заработной платы работников образования. Особое внимание уделяется решению жилищных вопросов. В 2011 году в рамках реализации областных программных мероприятий 1079 педагогов улучшили жилищные условия. Система образования Тюменской области подтверждает свою стабильность и в ходе проведения единого государственного экзамена, демонстрируя высокую долю положительных результатов по общеобразовательным предметам. Доля выпускников, получивших «зачет» по русскому языку и математике, составляет 99,7% при 99,5% в 2010 году. Ведется комплексная работа по развитию досуговой деятельности, организации внеурочной занятости детей. Доля детей и молодежи, занимающихся в организациях дополнительного образования в 2011 году составила 53,3% от численности детей в возрасте 5-18 лет. Кроме того, организованной досуговой занятостью на базе общеобразовательных школ охвачено 78% обучающихся (в 2010 году – 75%). 1.4 Общее и дополнительное образование 18
19 Наименование показателя2010 год2011 год Число учащихся, приходящихся на одного учителя, человек1617 город2223 село12 Число учащихся, приходящихся на одного работника, человек99 город1314 село66 Число учащихся, приходящихся на одного прочего работника, человек20 город3742 село1312 Наполняемость классов в городской местности, человек26 Наполняемость классов в сельской местности, человек14 Общее образование Показатели кадровой обеспеченности общеобразовательных школ 19 В 2011 году продолжалась работа по приведению штатных расписаний учреждений в соответствие с реальными потребностями учебного процесса, что позволило в условиях увеличения контингента учащихся снизить численность прочих работающих на 14 человек. Уменьшение численности прочего персонала произошло в городских школах. В сельской местности прочий персонал увеличился за счет младшего персонала, работающего непосредственно с детьми дошкольного возраста в детских садах, являющихся структурными подразделениями школ. В дальнейшем планируется обеспечить сохранение достигнутого уровня кадровой обеспеченности общеобразовательных школ.
20 В результате проводимых преобразований в школах области созданы необходимые условия для получения качественного образования. Строительство новых школ, проведение капитальных и текущих ремонтов обусловило снижение доли муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых требуют капитального ремонта, в 2011 году до 7,7% (в 2010 году – 8,7%). Внедрение здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников, способствовало увеличению доли детей I и II групп здоровья в общей численности учащихся с 83,3% в 2010 году до 84,9% в 2011 году. Системная работа по совершенствованию подходов к повышению квалификации педагогов и процедуры аттестации обеспечивает стабильные результаты итоговой аттестации выпускников школ, проводимой в формате единого государственного экзамена. Средний балл, полученный выпускниками дневных общеобразовательных школ, по русскому языку составил - 61,1 (по РФ - 60), по математике - 51,2 балла (по РФ – 47,5). Итоговую аттестацию в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2011 году сдавали почти 7 тыс. выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений. В 12 муниципальных образованиях зачет получили все выпускники, сдававшие ЕГЭ. В 2011 году на 0,1 % увеличилась доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании. Увеличение значения связано с увеличением численности выпускников вечерней формы обучения, сдававших ЕГЭ. Доля лиц, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене по данным предметам Общее образование 20
21 Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию, в общей численности детей данной возрастной группы, % Дополнительное образование 21 Во всех районах области организована работа, направленная на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей и молодежи. В систему предоставления услуг дополнительного образования по различным направлениям вовлечены как учреждения дополнительного образования, так и общеобразовательные школы. В 2011 году удельный вес детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги в организациях дополнительного образования, увеличился в 19 территориях области. Данный показатель предусматривает учет детей, получающих образовательные услуги только в учреждениях дополнительного образования детей, т.е. без учета общеобразовательных школ, предоставляющих такие услуги.
22 Реализация направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», переход на новые образовательные стандарты. Совершенствование профессиональной подготовки учительского корпуса. Развитие системы поддержки талантливой молодежи. Создание условий для качественного обучения, в том числе за счет максимального использования электронных ресурсов, решения кадровой проблемы и повышения ответственности педагогов. Сохранение и укрепление здоровья школьников (организация учебного процесса с учетом индивидуальных запросов и состояния здоровья учащихся). Создание для учащихся безопасных, комфортных условий, обеспечение беспрепятственного доступа к образовательным услугам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение потребности населения в услугах дошкольного образования (создание новых мест, рациональное использование имеющихся площадей). Развитие институтов гражданско-общественного самоуправления. Основные направления дальнейшей работы по повышению эффективности в сфере «Образование» Основные направления дальнейшей работы по повышению эффективности в сфере «Образование» 22
23 В 2011 году продолжена реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни посредством физкультурно- оздоровительной деятельности. Для повышения интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, популяризации здорового образа жизни проводятся сельские игры, спартакиады образовательных учреждений, допризывной и призывной молодежи, соревнования по видам спорта, в том числе по военно-прикладным, спортивные праздники и дни здоровья. В 2011 году в 405 спортивных мероприятиях областного, российского и международного значения приняли участие более 78,5 тысяч человек. Росту физкультурно-спортивной активности населения области способствует строительство спортивных объектов. В годах введено в эксплуатацию 78 спортивных сооружений, в том числе 35 спортивных залов, 30 плоскостных сооружений, 2 крытых хоккейных корта. Среди введенных спортивных объектов наиболее значимыми являются теннисный центр и стадион «Геолог» в г.Тюмени, Дворец спорта «Кристалл» с ледовой ареной в г.Тобольске, спортивный комплекс «Атлант» в г.Ялуторовске, спортивный комплекс при стадионе «Центральный» в р.п.Голышманово, спортивный комплекс в с.Вагай Вагайского района, крытый хоккейный корт в с.Уват. Численность лиц, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, увеличилась практически во всех муниципальных образованиях области и составила по итогам 2011 года 366,2 тыс. человек или 26,9% от общей численности населения области (в 2010 году – 26,2%). Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом 1.5 Физическая культура и спорт 23
24 Во всех городских округах утверждены генеральные планы и правила землепользования и застройки, а также Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на годы и на период до 2020 года. Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования В области создаются все условия для развития жилищного строительства и обеспечения населения доступным и комфортным жильем. Развитию индивидуального жилищного строительства способствует выделение во всех муниципальных образованиях области земельных участков, обеспечение инженерными коммуникациями которых ведется за счет средств областного бюджета. Сохранены высокие объемы жилищного строительства. В 2011 году введен 1 миллион 222,4 тыс. кв. метров. В расчете на 1000 жителей в среднем по области ввод в действие общей площади жилых домов за 2011 год составил 903,9 кв. метров, что на 8,7% выше значения 2010 года (2010 г. – 831,6 кв.м). По объему ввода жилья на душу населения область находится на втором месте среди субъектов Российской Федерации, превышая среднероссийский показатель в 2 раза. Общая площадь жилых домов, приходящаяся в среднем на одного жителя, в 2011 году составила по области 24,2 кв.м (в среднем по России – 22,8 кв.м). Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя – введенная в действие за год, кв. метров 1.6 Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем 24
25 В сфере ЖКХ проводятся мероприятия, направленные на развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, качественное и бесперебойное предоставление населению жилищно-коммунальных услуг. Собственники помещений продолжают выбирать (переизбирать) способ управления своими домами, смену управляющих компаний, ТСЖ. Успешно развивается конкуренция на рынке жилищно-коммунальных услуг. Доля организаций коммунального комплекса, использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности либо по договору аренды, составляет 65,7%. Почти все компании, работающие в сфере управления и содержания жилищного фонда, - частные. С целью обеспечения сохранности жилищного фонда ведется капитальный ремонт многоквартирных домов, в т.ч. с участием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время первостепенное значение имеет решение проблемы износа сетей коммунального комплекса. Для повышения надежности и эффективности работы инженерных систем ЖКХ и приведение их в технически исправное состояние в 2011 году проведен ремонт и замена 61,4 км тепловых сетей, 128,3 км водопроводных и канализационных сетей, 96,6 км электрических сетей, 45 котельных. В муниципальных образованиях осуществляются мероприятия по развитию газораспределительной сети и повышению уровня газификации населенных пунктов. В 2011 году введено в эксплуатацию 244,5 км газовых сетей, в т.ч. 104,2 км межпоселковых и 140,3 км внутрипоселковых газопроводов; природный газ подан в 8495 жилых домов жителей Тюменской области. Выполняются работы по благоустройству территорий муниципальных образований. Проводится устройство пешеходных зон, скверов и детских площадок, осуществляется ремонт проспектов и улиц, реконструкция площадей. 1.7 Жилищно-коммунальное хозяйство 25
26 С целью улучшения финансового положения предприятий ЖКХ в области действует программа «Выход предприятий ЖКК на безубыточный уровень работы». В 2011 году в программе приняли участие 157 организаций, из них 101 организация получила положительный финансовый результат (вышли на безубыточный уровень). При этом отмечается увеличение количества убыточных организаций, что обусловлено превышением фактической себестоимости услуг по сравнению с предусмотренным ростом тарифов, а также снижением полезного отпуска ресурсов после установки потребителями приборов учета коммунальных услуг. Одной из мер по сохранению финансовой стабильности предприятий ЖКХ является работа с просроченной дебиторской задолженностью, в т.ч. с неплатежами населения. Органами местного самоуправления совместно с предприятиями ЖКХ организована работа по следующим направлениям: поквартирный обход, напоминание о сумме задолженности, выдача письменных предупреждений, заключение соглашений о рассрочке платежей, направление исков в суд, осуществление расчетов за ЖКУ путем безналичных перечислений из заработной платы граждан, приостановление подачи коммунальных услуг. В результате, уровень собираемости платежей в области в 2011 году составил 98% (в 2010 году – 96,5%). В 40% территорий наблюдается увеличение значения показателя. Самый высокий уровень собираемости фиксируется в г.Тюмени (99,7%). Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, % Доля убыточных организаций ЖКХ, % Жилищно-коммунальное хозяйство 26
27 Отношение тарифов для промышленных потребителей к тарифам для населения : по водоснабжению, % Доля многоквартирных домов, собственники помещений в которых избрали способ управления, составила 94,8%. В связи со сложившейся структурой жилищного фонда (преобладание в сельских территориях 1-2 этажных домов) в большинстве муниципальных образований собственниками помещений приоритет отдан непосредственному управлению (72,1%). Управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом выбрали собственники помещений только 6-ти территорий области (города Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск, Ишимский и Тюменский районы). Значительное увеличение показателя фиксируется в Тюменском районе - в 1,3 раза. В 2011 году тарифы, установленные в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от п, не превысили федеральный уровень максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения. по водоотведению, % Продолжается работа по переселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда путем приобретения жилых помещений за счет регионального фонда софинансирования расходов с участием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Реализация мероприятий позволила не допустить увеличения доли населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными ( 2011 год - 1%, 2010 год - 1%). Наибольшее снижение показателя фиксируется в Бердюжском, Ишимском и Юргинском районах. Увеличение показателя отмечено в Армизонском, Голышмановском районах, городах Ишиме, Тюмени, Тобольске. Жилищный фонд Жилищно-коммунальное хозяйство 27
28 Доля энергетических ресурсов, расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета Доля энергетических ресурсов, расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета Практически во всех территориях области по сравнению с 2010 годом наблюдается увеличение удельного веса отпуска холодной воды, расчеты за потребление которой осуществляются на основании приборов учета. В целом по области показатель вырос с 39,2% до 67,2%. Наибольшее значение регистрируется в Нижнетавдинском районе. Значительный рост доли горячей воды, расчеты за потребление которой осуществляются на основании приборов учета, наблюдается в Уватском районе (в 3,8 раза), в городе Заводоуковске (в 1,9 раза). Отпуск газа и электрической энергии и оплата счетов по ним практически в полном объеме производятся по показаниям приборов учета. Средние значения показателей по области составляют 99,9%. Жилищно-коммунальное хозяйство холодная вода, % 28 Наибольший удельный вес тепловой энергии, расчеты за потребление которой осуществляются на основании приборов учета, фиксируется в Тюмени (73,8%), Голышмановском районе (70%). Снижение показателя наблюдается в Ишиме и Ярковском районе. Данная ситуация связана главным образом с выходом из строя приборов учета ресурса на предприятиях и жилых домах.
29 Основные направления дальнейшей работы по повышению эффективности в сфере «Жилищно-коммунальное хозяйство» Основные направления дальнейшей работы по повышению эффективности в сфере «Жилищно-коммунальное хозяйство» Улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг за счет модернизации существующих и строительства новых систем коммунальной инфраструктуры Повышение уровня благоустройства жилищного фонда путем проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет бюджетных и внебюджетных источников. Повышение уровня эффективности управления жилищным фондом при непосредственном участии собственников жилья. Внедрение энергосберегающих технологий Подготовка кадров для жилищно-коммунального комплекса, проведение обучающих семинаров. Повышение уровня правовой грамотности населения в сфере ЖКХ посредством информационно- просветительской и консультационной работы. Контроль за раскрытием информации о деятельности ресурсоснабжающих и управляющих компаний и обеспечение доступа потребителей к данной информации. 29
30 Деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления области направлена на обеспечение социально-экономической, финансовой и политической стабильности в регионе. В целях содействия занятости населения и снижения напряженности на рынке труда реализуются мероприятия, направленные на создание и сохранение рабочих мест для граждан. В рамках проведения административной реформы осуществляется разработка и внедрение административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) – важнейшего средства обеспечения ясности и прозрачности во взаимоотношениях власти и гражданина. Расширение использования административных регламентов рассматривается в контексте антикоррупционной политики области. Продолжена работа по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Главная цель – снижение издержек граждан и организаций при взаимодействии с государственными и муниципальными органами и организациями при получении государственных и муниципальных услуг. С 2010 года в Тюменской области реализуется программа по повышению компьютерной грамотности населения «Расширяя горизонты». На начало 2012 года обучение прошли 35 тысяч 604 человека. Создан 31 стационарный обучающий класс, продано 2158 «социальных» компьютеров. Большое внимание уделяется развитию межнациональных и этноконфессиональных отношений. Общественно- политическая ситуация в Тюменской области остается стабильной и управляемой. Следствием проводимой работы стало отсутствие в 2011 году протестных акций и конфликтов на национальной и религиозной основе. 1.8 Организация муниципального управления 30
31 Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций), процентов Лидерами по доле налоговых и неналоговых доходов в общем объеме собственных доходов местного бюджета (без учета субвенций) являются г.Тюмень (55,40%), среди муниципальных районов – Тюменский район (13,03%). Организация муниципального управления 31
32 Основные направления дальнейшей работы по повышению эффективности в сфере «Организация муниципального управления» Основные направления дальнейшей работы по повышению эффективности в сфере «Организация муниципального управления» Повышение доходной базы муниципального образования. Реализация мероприятий по привлечению инвестиций. Совершенствование программно-целевых методов планирования бюджетных расходов. Текущий контроль за использованием бюджетных средств, а также соблюдение предельных объемов расходов на содержание органов местного самоуправления в рамках предельных значений, установленных Правительством Тюменской области. Реализация плана перехода по оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Повышение информационной открытости органов местного самоуправления. Улучшение качества предоставляемых услуг. Регулярный мониторинг показателей эффективности. Формирование эффективного кадрового резерва. Распространение лучшей практики управления, включая успешное проведение институциональных преобразований и улучшение качества жизни населения. 32
33 Основные результаты реализации в 2011 году муниципальных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности: в большинстве муниципальных образований подведены итоги конкурсов и заключены контракты на проведение энергетических обследований зданий и сооружений, используемых органами местного самоуправления и организациями с их участием; во всех муниципальных образованиях организован сбор ртутьсодержащих ламп, заключены договоры со специализированными организациями, открыты пункты приема отработанных ламп; при капитальном ремонте и реконструкции зданий и сооружений муниципальной собственности проводились мероприятия по установке приборов учета, восстановлению теплового контура зданий, установке энергосберегающих источников освещения и другие; выполнялись мероприятия по модернизации инженерных коммуникаций с применением энергоэффективных технологий и материалов; проводилась работа по увеличению числа потребителей энергетических ресурсов, оснащенных приборами учета в жилищном фонде; проводилась разъяснительная работа с населением и руководителями внебюджетных организаций о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. 1.9 Энергосбережение и повышение энергетической эффективности 33
34 более 80%города Тюмень, Ишим, Тобольск, Ялуторовск 50-80% Голышмановский, Сорокинский, Юргинский районы 20-50% Бердюжский, Вагайский, Викуловский, Казанский, Исетский, Сладковский, Уватский, Упоровский, Ялуторовский районы менее 20% Заводоуковский г.о., Абатский, Армизонский, Аромашевский, Ишимский, Нижнетавдинский, Омутинский, Тобольский, Тюменский, Ярковский районы Полигоны для размещения твердых бытовых отходов имеются в 15 населенных пунктах области. В 2011 году завершено строительство полигонов в г.Заводоуковске, п.Першино и Демьянское, с.Горнослинкино Уватского района, которые будут введены в эксплуатацию в 2012 году Благоустройство территории Обеспеченность санкционированными местами размещения твердых бытовых отходов (%) В соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 23 сентября 2008 года 1323-рп «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года 607» в систему оценки введены дополнительные показатели по сбору, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов. Услуги населению по сбору и вывозке твердых бытовых отходов оказываются во всех муниципальных образованиях области. Доля населения, охваченного услугами по сбору и вывозке твердых бытовых отходов, в общей численности населения (%) 34 более 80% города Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск, Уватский район 50-80%Тюменский, Сорокинский, Упоровский районы 20-50% Заводоуковский г.о., Викуловский, Омутинский районы менее 20% Абатский, Аромашевский, Армизонский, Бердюжский, Вагайский, Голышмановский, Исетский, Ишимский, Нижнетавдинский, Казанский, Сладковский, Тобольский, Юргинский, Ялуторовский, Ярковский районы Показатели по обращению с отходами характеризуют деятельность муниципальных образований по решению вопросов улучшения экологического и санитарно-эпидемиологического состояния территорий, их благоустройства. Значения показателей на г.:
35 II. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ 35
36 Объем неэффективных расходов в ЖКХ, млн. рублей Неэффективные расходы в сфере жилищно- коммунального комплекса связаны с компенсацией выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги электроснабжения, в связи с использованием дизельных электростанций в труднодоступных и удаленных населенных пунктах Уватского и Тобольского районов Тюменской области. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления проводилась по сферам, установленным распоряжением Правительства Тюменской области от рп «О порядке выделения грантов городским округам и муниципальным районам Тюменской области»: государственное управление и повышение инвестиционной привлекательности, образование и жилищно-коммунальный комплекс. В связи с отсутствием на территории муниципальных районов муниципальных учреждений здравоохранения расчет неэффективных расходов в сфере «Здравоохранение» не проводился. Расчет неэффективных расходов в сфере «Образование» производился исходя из целевых значений числа учеников, приходящихся на одного учителя (в городской местности - 23 человека, в сельской местности - 12 человек), и корректирующих коэффициентов сетевых нормативов, учитывающих территориальные особенности и организацию образовательного процесса в каждом муниципальном образовании. По итогам проведенной оценки неэффективные расходы в сфере общего образования отсутствуют. В 2011 году неэффективные расходы местных бюджетов имели место в сфере жилищно-коммунального комплекса. Объем неэффективных расходов составил 19,2 млн.рублей или 0,2% от общего объема расходов местных бюджетов на жилищно-коммунальное хозяйство и значительно снизился по отношению в 2010 году (37,6 млн.руб. в соответствующих ценах или 0,5%). 36
37 III. ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ НАСЕЛЕНИЯ 37 Социологические исследования «Эффективность деятельности органов муниципальной исполнительной власти юга Тюменской области в 2011 году» проведены ООО «Экспертно-аналитический центр «Сотрудничество», г. Тюмень. Объем выборочной совокупности составил человек.
38 Муниципальные образования Направление социологического исследования Медицинская помощь Дошкольное образование Общее образование Дополнительное образование Жилищно- коммунальное хозяйство Деятельность органов местного самоуправления - в т.ч. их информационная открытость Услуги в сфере культуры 1 г. Тюмень 47,172,070,079,023,259,065,063,6 2 г. Тобольск 78,975,076,078,073,075,074,082,2 3 г. Ишим 59,165,069,070,042,357,054,068,5 4 г. Ялуторовск 14,357,061,056,023,856,0 31,0 5 Заводоуковский г.о. 52,579,078,072,028,468,076,051,5 6 Абатский район 71,883,075,080,036,963,070,072,1 7 Армизонский район 42,166,070,068,017,252,053,076,8 8 Аромашевский район 48,371,072,073,073,868,072,084,3 9 Бердюжский район 39,276,075,074,051,165,067,082,7 10 Вагайский район 40,970,075,062,039,167,064,074,7 11 Викуловский район 52,469,071,072,062,873,074,096,3 12 Голышмановский 38,176,075,077,038,768,070,072,7 13 Исетский район 49,869,067,073,022,056,067,047,0 14 Ишимский район 57,564,067,069,044,658,055,061,2 15 Казанский район 67,575,074,067,038,670,084,073,9 16 Нижнетавдинский 40,573,0 74,050,570,071,080,3 17 Омутинский район 53,072,074,077,046,761,065,054,9 18 Сладковский район 50,174,075,074,050,266,068,066,0 19 Сорокинский район 46,866,063,064,022,359,0 45,9 20 Тобольский район 17,859,068,065,036,761,060,054,6 21 Тюменский район 60,579,073,079,040,473,0 77,5 22 Уватский район 36,673,074,076,047,965,0 54,0 23 Упоровский район 41,971,073,069,024,573,075,059,2 24 Юргинский район 44,385,087,083,062,467,070,070,3 25 Ялуторовский район 39,364,070,066,050,565,064,057,0 26 Ярковский район 54,176,079,072,035,062,065,070,3 38 Уровень удовлетворенности населения (% от числа опрошенных)
39 IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ 39
40 Оценка эффективности муниципальных образований Тюменской области проведена по трем сферам (ЖКХ, образование, муниципальное управление и повышение инвестиционной привлекательности) отдельно для городских округов и муниципальных районов. В каждой группе определены муниципальные образования, имеющие лучшие значения уровня и динамики эффективности в установленных сферах деятельности, а также - комплексного социально-экономического развития. Оценка уровня эффективности за 2011 год Комплексная оценка социально- экономического развития муниципальных образований с учетом динамики Жилищно- коммунальный комплекс Образование (общее) Муниципальное управление и повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования Общий уровень эффективности за 2011 год Городские округа г. Тюменьг. Ишимг. Тюмень 1 группа муниципальных районов Ишимский Тюменский Тюменский 2 группа муниципальных районов ВикуловскийУпоровскийНижнетавдинский Нижнетавдинский 3 группа муниципальных районов БердюжскийЮргинскийСладковскийБердюжскийБердюжский 40 Рейтинг муниципальных образований Тюменской области по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2011 год за 2011 год
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.