Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователем132.su
1 Логопедическая служба ГБОУ лицей 1571 Советы логопеда родителям первоклассников Учитель – логопед Мартынова Ольга Юрьевна
2 Логопедические занятия В лицее 1571 на логопедическом пункте проводятся логопедические занятия с детьми, имеющими следующие нарушения речи: ФН (фонетическое недоразвитие речи) – нарушения звукопроизношения; ФФН (фонетико – фонематическое или фонематическое недоразвитие речи); Стертая дизартрия; ОНР Форма проведения занятий групповая и индивидуальная. Наполняемость групп 3 – 8 человек в зависимости от сложности речевых нарушений. –А также учитель – логопед принимает участие в работе методического объединения учителей начальных классов (русский язык и литература); –Проводит диагностику всех учащихся начальной школы – 2 раза в год; –Консультирование родителей и педагогов.
3 Логопедические занятия Проводится работа по: Нормализации звукопроизношения; Развитие моторики (общей, мелкой); Развитию фонематического слуха; Развитию правильного речевого дыхания; Развитию выразительности, четкости речи; Обогащению словарного запаса; Нормализации нарушений слоговой структуры слова; Коррекции грамматического строя и словообразования; Развитию связной речи Также на логопедических занятиях используются следущие сдоровьесберегающие технологии: Артикуляционная гимнастика; Дыхательная гимнастика; Зрительная гимнастика; Самомассаж рук; Элементы точечного массажа; Логопедический массаж;
4 Устная речь Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. Школьник с нарушениями речи - это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи - дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь логопеда. А поскольку нарушения чтения и письма - вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину.
5 На что обратить внимание? Итак, первоклассники торжественно расселись по партам, раскрыли новенькие прописи, взяли ручки… И что мы видим? Один ученик без особого труда осваивает письмо, читает, рассказывает и разучивает стихи. А у другого, как он не старается, дело не движется. Вредные палочки не выстраиваются в ряд, а уж когда дело доходит до первых букв, слогов, или слов, малыш и вовсе теряется. Какие только упреки не приходится выслушивать ребенку. А можно ли было избежать этих проблем? Если внимательно понаблюдать за малышом – дошкольником, то можно заметить некоторые симптомы, свидетельствующие о том, что в школе у ребенка могут возникнуть проблемы.
6 На что обратить внимание: 1. Невнятная, нечеткая речь, дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, искаженное произношение сложных слов (ребенок добавляет или пропускает слоги), затруднения при пересказе прочитанного текста, трудности заучивания стихов, стойкие аграмматизмы (нарушение согласования слов в роде, числе и падеже). 2.. Недостаточное развитие мелкой моторики, которая проявляется в неточных движениях пальцев и кисти, трудности взаимодействия зрительной и двигательной координации, так необходимой для творческой деятельности, следствием чего является отказ от работы с карандашом, ножницами, пластилином и т.д. 3. Несформированность фонематического слуха. 4. К 6-ти годам не определена ведущая рука, задержка в осознании строения тела, следствием чего будут трудности в ориентации, как в реальном пространстве, так и на листе бумаги.
7 На что обратить внимание: состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях; коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции); состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила); мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое); развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач); развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов); развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением); чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм). если ребенок читает, то чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное. Письмо до школы только печатными буквами, нет зеркально написанных букв.
8 Письменная речь. Проблемы с почерком. Состояние мелкой моторики. Проблема с почерком - довольно распространенная в начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта. Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). Что делать в этом случае? Не заставляйте его просто писать как можно больше. Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно- моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней - с внутренней стороны или с наружной. Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку ("Одна клетка вправо, две вниз и т.д."). Скоро вы увидите, как в ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в четкие и уверенные. Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок Puzzle ("паззлов"), складывание узоров из мозаики или других мелких предметов - спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы. Многие из женских занятий очень полезны и для мальчиков. Ведь как раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать (лучше взять толстые спицы и нитки). Поможет и традиционная мужская работа - забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.
9 Нарушения письменной речи Дислексия и дисграфия - дети с такими нарушениями допускают ошибки при чтении: пропускают буквы, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: Б–П, Д–Т, К–Г, С–З, Ж–Ш. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются. При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них некрасивый почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: З и Э, Р и Ь (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве Ш или крючок в букве Щ. Пишут такие дети медленно, неровно. Нарушения встречаются у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают нарушением чтения и письма. Подробнее информация о причинах возникновения дисграфии и дислексии и способах коррекции этих нарушений имеется на сайте школы. Дисграфия и дислексия, как правило, вторичные нарушения. Они встречаются у детей, имеющих в прошлом нарушения устной речи. Таким детям необходима помощь учителя – логопеда.
10 Рекомендации по развитию правильных речевых навыков Чтобы ребнок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их чтко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребнка. В любой ситуации не пугайте ребёнка трудностями в школе; в собственной речи чтко проговаривайте окончания слов, дайте ребнку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.); обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.); Привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов контекстной речи и изолированно, особенно сложных предлогов из-за, из-под (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д.); Совершенствуйте грамматический срой речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
11 Рекомендации по развитию правильных речевых навыков Обращайте внимание ребнка на процесс приготовления пищи, е качества, состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печм, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зелный, жлтый). Неоценима роль любимых игрушек в развитии ребнка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие е обладателю – ребнку. Конечно, первоклашке не легко привыкать к новой жизненной ситуации, но все же не освобождайте его от дел по дому. Привлекайте ребенка к уборке, мытью посуды и т.д. Только так он будет гармонично развиваться. И еще: Постарайтесь достижения ребнка не сравнивать ни со своими достижениями, ни с достижениями старшего брата или сестры, ни с достижениями одноклассников. Это очень трудно. Но, по крайней мере, постарайтесь не озвучивать эти сравнения при ребнке, даже если они в его пользу. Помните, что учиться все-таки он, а не вы.
12 Рекомендации по развитию правильных речевых навыков Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребнка любящим и понимающим родителем. Не угнетайте малыша своим превосходством, своими прошлыми школьными успехами. Лучше вспомните ваши трудности в обучении и, главное, как вы их преодолевали. Для успеха любого дела главное – доверительные взаимоотношения. Ваша любовь, терпение и ваши теперешние учебные навыки будут служить гарантом уверенного продвижения в учбе для вашего малыша. И помните, что, по сути, неважно как будет учиться ребенок. Ведь вы любите его не за хорошее поведение и оценки, а просто за то, что он существует. Удачи вам!
13 Шпаргалка для родителей
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.