Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемkargasok.tomsk.ru
1 Урок в соответствии с требованиями ФГОС
2 Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг К. Д. Ушинский
3 : Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие : Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновлениесодержанияобразования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить?Ценностиобразования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
4 Условия, соблюдения которых требует деятельностный подход 1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.
5 2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний. Сущность второго условия реализации деятельностного подхода раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»
6 3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений) При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия.
7 4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять свою работу.
8 5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
9 по Юнгу 1. Рациональные способности. 2. Эмоциональные способности. 3. Интуитивные. 4. Деятельностные.
10 Рациональные способности Одним из ведущих мотивов обучения является познание истины. Особенно важны точность, логичность и аргументированность изложения учебного материала. Ученики - одиночки.
11 Условия обучения: учебная ситуация имеет ясные цели и хорошо структурирована; учебный материал выстроен логически; глубоко исследуются причинно- следственные связи; есть возможность задать вопрос «почему» относительно логики и философии материала;
12 Эмоциональные способности Для таких детей важно, чтобы на уроке все было по-доброму, доброжелательная атмосфера для них - залог их включенности и активности. Материал должен быть красивым и красочным. Для них важнее эстетика момента.
13 Условия обучения: наличие яркой, выразительной наглядности; артистизм и разнообразие учителя в своих позитивных проявлениях; на уроке много групповой и коллективной работы; много визуальной и цветной информации.
14 Интуитивные способности «А вы как думаете?» «Какие у вас есть гипотезы, предположения?» С удовольствием выполняют задания с высоким уровнем неопределенности. «Не надо нам никаких инструкций! Можно мы сами придумаем способ выполнения задания?» Ученики - импровизаторы, но довести до логического конца свою идею им трудно, неинтересно. Легко переключаются на новые задачи.
15 Условия обучения: есть возможность для импровизации и самореализации учащихся; на уроке много творческих, проблемных задач; у учащихся есть возможность свободно генерировать свои идеи и предположения; чаще использовать игровые формы обучения.
16 Деятельностные способности Ученики охотно выполняют практические и физические действия. Для них важна возможность двигательной активности (актуализация мелкой и крупной моторики) Мотивами обучения для них являются практическая польза, реальные продукты, материальный результат их учебных усилий – рисунок, изделие, поделка, схема.
17 Условия обучения: есть возможности для двигательной активности. много практических упражнений, лабораторных работ, действий с предметами, моделями, макетами. учебный материал предполагает связь с актуальными проблемами жизни учащихся. -на уроке обеспечена частая смена деятельности. -на уроке обеспечена частая смена деятельности.
18 Мотивирование к учебной деятельности 1) актуализируются требования к процессу обучения со стороны учебной деятельности (надо»); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («могу»); 3) устанавливаются тематические рамки («хочу»).
19 Способы мотивации деятельности детей? вопросы, суждения, ошибки персонажей; задания, для выполнения которых недостаёт знаний; заголовки-вопросы; наблюдения за фактами, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения, и др.
20 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и звуковая фиксация; актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивация к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление; фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования.
21 Выявление места и причины затруднения Учащиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.п.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
22 Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (устранение затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ действий, строят план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и т.п.)
23 Реализация построенного проекта Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбираются оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи Уточняется общий характер нового знания
24 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Учащиеся фронтально, в группах, в парах решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
25 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном Организация успеха для каждого ученика, что мотивирует к включению в дальнейшую познавательную деятельность Контроль
26 Включение в систему знаний и повторение Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
27 Рефлексия учебной деятельности на уроке Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотносятся ее цель и результаты, намечаются дальнейшие цели деятельности.
28 Учебная деятельность- самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает
29 Учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученик Чему? Зачем?
30 Учебное действие- система существенных признаков понятия или алгоритм Как?
31 Самоконтроль- определение правильности выполненного действия Правильно?
32 Самооценка- определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия Хорошо? Можно лучше?
33 Урок, построенный в любой технологии, имеет жесткую базовую модель Организационный этап цели – ориентировка в теме предстоящего урока, создание мотивации, активизация знаний или представлений учащихся по теме (Что я уже знаю об этом?) Кульминацией этого этапа становится совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности. «Что я уже знаю? Что мне не хватает для решения задачи?» (прогнозирование).
34 Основной этап урока Работа с информацией осмысление, понимание, переживание нахождение ответов на поставленные вопросы в начале урока
35 продумать максимально возможные варианты использования различных средств информации продумать и организовать с учащимися сам процесс работы с источниками информации процесс восприятия информации – процесс сугубо индивидуальный и прежде чем ребенок выйдет на уровень парной, групповой или фронтальной работы, ему необходимо предоставить возможность индивидуально осмыслить учебную информацию в любом ее виде
36 структурирование учебной информации: Дробление Укрупнение дети учатся переводить текстовую информацию в изобразительную и наоборот, опираясь при этом на графические организаторы.
37 завершающая стадия урока. цель – обобщение и рефлексия. Для обобщения следует вернуться к тем задачам, проблемам, которые были поставлены в начале урока, и дети должны дать ответ об их реализации, вычленив главные понятия и умения. Для осуществления рефлексии следует, вновь вернувшись на начало урока, выяснить на какие из вопросов (затруднений), которые возникли в начале урока, мы ответили, а какие остались без ответа.
38 Этапы урока: 1. Самоопределение к деятельности. 2. Актуализация знаний. 3. Постановка учебной задачи. 4. «Открытие нового знания». 5. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности.
39 Эффективность учебно-воспитательной деятельности преподавателя Словесные 10%-20% (слышит) Наглядные 50% (видит) Практические 90% (делает сам) Эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся
40 Аспектный анализ учебного занятия (системы учебных занятий) Аспектный анализ (самоанализ) урока (системы уроков) это детальное и всестороннее рассмотрение его как единого целого под определенным углом зрения (аспектом). Выбор аспектов зависит как от аналитической потребности, так и от возникшей практической необходимости Например: методы формирования УУД;
41 Анализ урока в соответствии с ФГОС НОО Цель посещения (аспект): Цель посещения (аспект): Дата: Дата: Класс, учитель: Класс, учитель: Количество учащихся в классе: Количество учащихся в классе: Присутствовали на уроке: Присутствовали на уроке:
42 Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) 1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию. 2.Результативность решения дидактической задачи Содержание урокаСоответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
43 Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Методы обучения Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели Формы обучения 1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока. 2. Целесообразность использования предложенных заданий
44 Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Результативность урокаДостижение цели и решение основной дидактической задачи урока Практическая направленность урока Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
45 Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности 1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) 3. Взаимопомощь
46 Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) 1. Соответствие содержания заданий 2. Организация деятельности учащихся 3. Виды УУД
47 Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Формирование ИКТ- компетентности Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся Структура урокаСоответствие структуры урока основной дидактической задаче
48 Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Педагогический стильСоблюдение норм педагогической этики Гигиенические требования Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы
49 Анализ урока в соответствии с ФГОС НОО Тема урока: Тип урока: Дидактическая задача урока: Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):
50 Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний Урок первичного предъявления новых знаний Урок формирования первоначальных предметных умений Урок формирования первоначальных предметных умений Урок применения предметных умений Урок применения предметных умений Урок обобщения и систематизации Урок обобщения и систематизации Урок повторения Урок повторения Контрольный урок Контрольный урок Коррекционный урок Коррекционный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Учебная экскурсия Учебная экскурсия Урок решения практических, проектных задач Урок решения практических, проектных задач
51 Урок первичного предъявления новых знаний Целевое назначение Результативность обучения Первичное усвоение новых предметных знаний, умений Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму
52 Урок формирования первоначальных предметных умений Целевое назначение Результативность обучения Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач
53 Урок применения предметных умений Целевое назначение Результативность обучения Применение предметных умений в условиях решения учебных задач повышенной сложности Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса
54 Урок обобщения и систематизации Целевое назначение Результативнос ть обучения Систематизация предметных умений, универсальных действий (решение предметных задач) Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированност и УУД
55 Урок повторения Целевое назначение Результативность обучения Закрепление предметных умений, формирование УУД Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь
56 Контрольный урок Целевое назначение Результативность обучения Проверка предметных умений решать практические задачи Результаты контрольной или самостоятельной работы
57 Коррекционный урок Целевое назначение Результативность обучения Индивидуальная работа над допущенными ошибками Самостоятельное нахождение и исправление ошибок
58 Комбинированный урок Целевое назначение Результативность обучения Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока Решение поставленных дидактических задач
59 Учебная экскурсия Целевое назначение Результативность обучения Непосредственное изучение явлений окружающего мира Овладение и применение предметных знаний и умений при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов
60 Урок решения практических, проектных задач Целевое назначение Результативность обучения Практическая направленность изучения теоретических положений Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира
61 Дидактическая задача урока Характеризует конечный результат урока, т.е., что и в какой степени должно измениться, совершенствоваться в области знаний и умений у учащихся.
62 Дидактическая задача урока Основные дидактические (обучающие) задачи урока Содержание наблюдения Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей Усвоение = понимание + запоминание Правильное воспроизведение 1.Методы и приемы предъявления нового материала школьникам. 2.Формы организации учебной деятельности 3. Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, затрудняющимся в устном воспроизведении терминов, правил, алгоритмов и т.д.
63 Дидактическая задача урока Основные дидактические (обучающие) задачи урока Содержание наблюдения Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач Овладение = усвоение + применение в условиях решения учебных задач 1.Методы и формы организации самостоятельной учебной деятельности школьников. 2.Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при решении учебных задач со стороны учителя и одноклассников
64 Дидактическая задача урока Основные дидактические (обучающие) задачи урока Содержание наблюдения Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность) 1.Приемы обучения учащихся работе с источниками информации 2.Формы организации учебной деятельности школьников (фронтальная, парная, групповая) 3.Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников непосредственные и опосредованные с помощью пособий)
65 Дидактическая задача урока Основные дидактические (обучающие) задачи урока Содержание наблюдения Формирование УУД в условиях решения практических задач Приемы использования средств учебного предмета в целях изучения окружающего мира
66 Дидактическая задача урока Основные дидактические (обучающие) задачи урока Содержание наблюдения Повторение (обобщение или систематизация) 1.Объем содержания обобщения и систематизации (отдельные темы, глава, и т.д.) 2.Методы повторения (обобщение, систематизация)
67 Дидактическая задача урока Основные дидактические (обучающие) задачи урока Содержание наблюдения Контроль за степенью усвоения учебного материала и сформированностью предметных, метапредметных умений Результаты вы выполнения контрольных работ, в том числе интегрированных
68 Цели урока: Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей; Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала; Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД
69 Организационные формы обучения Фронтальная форма обучения Фронтальная форма обучения Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава Индивидуальная форма обучения Индивидуальная форма обучения Коллективная форма организации обучения Коллективная форма организации обучения
70 Фронтальная форма обучения Приемы обучения Содержание наблюдения Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей
71 Групповая (парная) форма обучения Приемы обучения Содержание наблюдения Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами
72 Индивидуальная форма обучения Приемы обучения Содержание наблюдения Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад) Степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи через источники информации
73 Коллективная форма организации обучения Приемы обучения Содержание наблюдения Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок
74 Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Организационный момент Приветствие учителя, подготовка рабочих мест
75 Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Постановка цели урока в начале или в процессе урока Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока. Приемы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний, несформированность УУД, приемы формирования УУД, ИКТ- компетентности
76 Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Актуализация знаний, УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками. Приемы формирования УУД, ИКТ- компетентности
77 Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи детей) Приемы формирования УУД, ИКТ- компетентности
78 Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу, применение грамматических правил при написании слов, предложений Приемы формирования УУД, ИКТ- компетентности
79 Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
80 Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Динамическая пауза Основные приемы динамической паузы
81 Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений Приемы формирования УУД, ИКТ- компетентности
82 Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Рефлексия деятельности Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели Приемы формирования УУД, ИКТ- компетентности
83 Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности Проявляется в устных высказываниях детей и в результатах письменных работ. Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности
84 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно- образного и знаково-символического мышления Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий
85 Русский язык обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково- символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково- символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции. Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
86 Литературное чтение обеспечивают формирование всех видов УУД личностных познавательных, коммуникативных и регулятивных действий (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации). обеспечивают формирование всех видов УУД личностных познавательных, коммуникативных и регулятивных действий (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации). смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; самоопределение и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; самоопределение и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; основы гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан; основы гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан; эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
87 Литературное чтение умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства; умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства; умение устанавливать логическую причинно- следственную последовательность событий и действий героев произведения; умение устанавливать логическую причинно- следственную последовательность событий и действий героев произведения; умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации. умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
88 Математика основа развития у обучающихся познавательных действий, в первую очередь логических и алгоритмических, включая знаково-символические, основа развития у обучающихся познавательных действий, в первую очередь логических и алгоритмических, включая знаково-символические, планирование (последовательности действий по решению задач), планирование (последовательности действий по решению задач), систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматику, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматику, формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия
89 Математика учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации. учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации.
90 Окружающий мир обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности Личностные УУД умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран; умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
91 Окружающий мир Личностные УУД формирование основ исторической памяти – умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона; формирование основ исторической памяти – умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона; формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами. В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья. В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
92 Окружающий мир Познавательные УУД овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ; овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ; формирование действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде); формирование действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде); формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. установление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
93 Нетрадиционный урок – делается в новой необычной форме Ошибка, когда форма начинает превалировать над содержанием. Ошибка, когда форма начинает превалировать над содержанием. «Эти уроки развлекают, забавляют, возбуждают, изумляют. Но хорошо бы не забывать, что урок, ну хоть немножечко должен еще и обучать» - Ю.К. Бабанский «Эти уроки развлекают, забавляют, возбуждают, изумляют. Но хорошо бы не забывать, что урок, ну хоть немножечко должен еще и обучать» - Ю.К. Бабанский
94 Нетрадиционные типы урока Урок-соревнование Урок-соревнование Урок-путешествие Урок-путешествие Урок-сказка Урок-сказка Урок-игра Урок-игра Урок-конференция Урок-конференция Урок взаимного обучения Урок взаимного обучения Интегрированный урок Интегрированный урок
95 Типология уроков А.К. Дусавицкого. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
96 Урок постановки учебной задачи. Урок постановки учебной задачи. Урок решения учебной задачи. Урок решения учебной задачи. Урок моделирования и преобразования модели. Урок моделирования и преобразования модели. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок контроля и оценки. Урок контроля и оценки.
97 Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…» Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: уроки «открытия» нового знания; уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля. уроки развивающего контроля.
98 Урок «открытия» нового знания. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
99 Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
100 Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
101 Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
102 Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: написание учащимися варианта контрольной работы; написание учащимися варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
103 Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения
104 при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником
105 Работа по группам Какими должны быть критерии результативности урока? (15 мин.) Какими должны быть критерии результативности урока? (15 мин.)
106 Результаты работы групп Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
107 Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
108 Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
109 Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
110 На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
111 Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы
112 Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
113 Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
114 Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
115 Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
116 На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
117 Что определяет выбор урока? Цель урока Цель урока Тип рока Тип рока Структура урока Структура урока Расход времени на различных типах урока Расход времени на различных типах урока
118 Примерная форма плана урока Текущее время урока, этапы Действия учителя Действия учащихся 123
119 Дидактические требования к уроку Четкое формулирование образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроков Четкое формулирование образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроков Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихся Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихся Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся Создание условий успешного учения Создание условий успешного учения
120 Психологические требования к уроку Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа Соотношение побуждения к деятельности и побуждения Соотношение побуждения к деятельности и побуждения
121 Организация познавательной деятельности учащихся Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Использование установок в форме убеждения, внушения Использование установок в форме убеждения, внушения Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы
122 Учет возрастных особенностей Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников Дифференцированный подход к сильным и слабым учащимся Дифференцированный подход к сильным и слабым учащимся
123 Гигиенические требования Температурный режим Температурный режим Проветривание Проветривание Освещение Освещение Предупреждение утомления и переутомления. Предупреждение утомления и переутомления. Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика) Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика) Своевременное и качественное проведение физминуток Своевременное и качественное проведение физминуток Соблюдение правильной рабочей позы. Соблюдение правильной рабочей позы.
124 Требования к технике проведения урока Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения Соблюдение единого орфографического режима Соблюдение единого орфографического режима Обеспечение активного учения каждого школьника Обеспечение активного учения каждого школьника
125 Плюсы современного урока Стремление учителя самостоятельно планировать уроки. Стремление учителя самостоятельно планировать уроки. Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений. Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений. Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку. Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку. Знание типологии урока Знание типологии урока Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока. Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока. Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся. Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
126 Плюсы современного урока Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока». Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока». Планирование воспитательной функции урока. Планирование воспитательной функции урока. Комплексное планирование задач урока (стр. 40) Комплексное планирование задач урока (стр. 40) Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого. Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого. Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке. Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке. Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала. Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
127 Плюсы современного урока Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний. Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний. Практическая направленность учебного процесса. Практическая направленность учебного процесса. Включение в содержание урока упражнений творческого характера. Включение в содержание урока упражнений творческого характера. Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения. Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения. Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение. Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
128 Плюсы современного урока Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений. Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию). Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию). Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания. Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания. Создание условий для проявления самостоятельности учащихся Создание условий для проявления самостоятельности учащихся Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств. Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.
129 Плюсы современного урока Включение компьютеров в педагогические технологии. Включение компьютеров в педагогические технологии. Дифференциация домашних заданий. Дифференциация домашних заданий. Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий. Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий. Обеспечение благоприятных гигиенических учловий. Обеспечение благоприятных гигиенических учловий. Обеспечение эстетических условий Обеспечение эстетических условий Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося. Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося. Имидж учителя. Имидж учителя. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства
130 Плюсы современного урока Четкое следование замыслу урока и готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебной ситуации. Четкое следование замыслу урока и готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебной ситуации. Регулярный анализ полученных на уроках результатов обучения. Регулярный анализ полученных на уроках результатов обучения. Оценка и самооценка работы учителя Оценка и самооценка работы учителя
131 С истемно – деятельностн ый подход как основа современного урока С истемно – деятельностн ый подход как основа современного урока
132 Каковы принципы реализации системно – деятельностного подхода в обучении? Каковы принципы реализации системно – деятельностного подхода в обучении?
133 Работа по группам Главный вопрос: Главный вопрос: Каким должен быть современный урок? Каким должен быть современный урок?
134 1 группа 4 человека -консультанты 4 человека -консультанты
135 2-я группа Нужно ли на первое место поставить развитие ребенка, а на второе обучение? Нужно ли на первое место поставить развитие ребенка, а на второе обучение?
136 3-я группа Нужно ли максимально индивидуализировать процесс обучения? Нужно ли максимально индивидуализировать процесс обучения?
137 4-я группа Можно ли сообщать ребенку только те знания, которые понадобятся ему в жизни, и как узнать, что понадобится ему в жизни? Можно ли сообщать ребенку только те знания, которые понадобятся ему в жизни, и как узнать, что понадобится ему в жизни?
138 5-я группа Нужно ли превращать урок в игру? Нужно ли превращать урок в игру?
139 Современный урок Учитель – не единственное действующее лицо на уроке Учитель – не единственное действующее лицо на уроке Монологическое объяснение и требование воспроизвести сказанное-не единственный метод в обучении Монологическое объяснение и требование воспроизвести сказанное-не единственный метод в обучении Не ученик существует для предмета, а предмет для ученика Не ученик существует для предмета, а предмет для ученика
140 Системно-деятельностный подход Формирование мышления через обучение деятельности Формирование мышления через обучение деятельности Формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах Формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания
141 Система дидактических принципов Принцип деятельности; Принцип деятельности; принцип непрерывности; принцип непрерывности; принцип целостности; принцип целостности; принцип минимакса; принцип минимакса; принцип психологической комфортности; принцип психологической комфортности; принцип вариативности; принцип вариативности; принцип творчества. принцип творчества.
142 Этапы урока: 1. Самоопределение к деятельности. 2. Актуализация знаний. 3. Постановка учебной задачи. 4. «Открытие нового знания». 5. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.