Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемlearning.9151394.ru
2 Вспомним: Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти: Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь я раб я червь я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? безвестен: А сам собой я быть не мог.
3 История создания «Памятника» Написано в 1795 г., подведение итогов жизни, осмысление пути, определение своего места в истории и литературе. Ему предшествовали: «Памятник» – вольный перевод-переложение оды Горация «К Мельпомене». «Мой истукан», 1794 «Лебедь», 1804 «Признание», 1807 «Евгению. Жизнь Званская», 1807
4 Квинт Флакк Гораций ( гг. до н.э.) Величайший поэт древности. Оды Горация прославляют государственных деятелей и выражают гордость за достижения Римской империи. Многие оды из трёх книг поэта посвящены теме поэзии и поэтического бессмертия. Самая известная ода 30 – «К Мельпомене» (Мельпомена – муза трагедии). Она завершает третью книгу од и весь сборник.
5 Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся. Ни снедающий дождь, ни Аквилон2 лихой Не разрушат его, не сокрушит и ряд Нескончаемых лет время бегущее. Нет, не весь я умру, лучшая часть меня Избежит похорон. Буду я вновь и вновь Восхваляем, доколь по Капитолию Жрец верховный 3 ведет деву безмолвную. Назван буду везде там, где неистовый Авфид4 ропщет, где Давн5, скудный водой, царем Был у грубых селян. Встав из ничтожества, Первым я приобщил песню Эолии6 К италийским стихам. Славой заслуженной, Мельпомена, гордись и, благосклонная, Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу. Перевод С. Шервинского Ода Горация «К Мельпомене»
6 Примечания 2 Аквилон северный ветер, в древнеримской мифологии бог, олицетворяющий сильный северный ветер. 3 Верховный жрец и старшая весталка (жрица богини Весты) ежегодно совершали на Капитолии молебствие о благе Рима. 4 Авфид река в Апулии, области Италии. 5 Давн легендарный царь Апулии, родины Горация. 6 Песня Эолии ритмы эолийских поэтов Алкея и Сапфо (Эолия область Греции.
7 Основные темы и идеи Главная тема стихотворения - прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта. Это подлинный гимн поэзии. Основная тема задаётся уже в первой строфе: творчество – своеобразный памятник создателю, причём этот «чудесный» памятник оказывается прочнее и долговечнее «рукотворных монументов» – такова сила поэтического искусства.
8 Сравнение на основе сходства ГорацийДержавин 1. Прочность памятника («бронзы литой прочней»); 2. Силы поэзии могущественнее законов природы («Ни снедающий дождь, ни Аквилон (северный ветер) лихой не разрушат его»; 3. Бессмертие поэта («Нет, не весь я умру, лучшая часть меня избежит похорон». 1. Прочность памятника («металлов твёрже»); 2. Силы поэзии могущественнее законов природы («Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный»; 3. Бессмертие поэта («Так! – весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить…»).
9 Сравнение на основе различия Гораций Державин 1. Залог бессмертия – в мощи и неколебимости Рима; 2. Ставит себе в заслугу то, что он был реформатором национальной системы стихосложения («Первым я приобщил песню Эолии (Греции) к италийским стихам»); 3. Последняя строфа – традиционное обращение к Музе, надежда на одобрение современников. 1. Прочность славы – в уважении к своему отечеству; 2. Не только отмечает своё новаторство, особенно в области поэтического языка и жанров, но и ставит проблему взаимоотношений поэта и власти («Что первый я дерзнул…»); 3. Обращение к Музе, но не надеется на одобрение.
10 Художественное своеобразие 0 Стихотворный размер – ямб с пиррихием. 0 Интонация и лексика торжественны. 0 Ритм медленный, величественный. 0 Ряды однородных членов. 0 Синтаксический параллелизм. 0 Риторические восклицания и обращения. 0 Возвышенные эпитеты. 0 Славянизмы и архаизмы.
11 Значение произведения 0 Продолжило традицию осмысления творчества и подведения итогов. (М. Ломоносов, А. Востоков, Н. Фокков.) 0 Утвердило жанровый канон стихотворения – «памятника». 0 Последователи (А.С. Пушкин, А.А. Фет).
Ссылка на источник: learning.9151394.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.