Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемschool.baltinform.ru
1 Мастер-класс. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 11 КЛАСС МОУ ГЦО г.Калининград 2009г. Учитель русского языка и литературы: Карпович Наталья Васильевна
2 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Цель урока : показать значение текста, основные проблемы, художественные особенности; подготовить учеников к написанию сочинения-рассуждения по тексту; разобрать задания В1-В8; повторить сложные вопросы различных разделов языкознания.
3 Задачи урока: 1 Культурно-исторический комментарий. 2. Лексический комментарий. 3. Текстовый комментарий. 4. Итоговая интерпретация текста. 5. Языковые средства выразительности. 6. Синтаксический анализ теста. 7. Решение тестовых задач. Часть В.
4 ТЕКСТ (1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку – скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чем же рассказывала мне музыка? (5)О чем-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище! (9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (12)Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и
5 не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор». (17)Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. (18)»За что, мальчик?» - (19)»За то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, - это была моя родина.
6 (25)…Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та ее часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далекую ночь, хватала за горло, но не выжимала слез, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)
7 Ход урока: 1. Выразительное чтение текста. 2. Культурно-исторический комментарий: - Доклад ученика о жизни и творчестве В.П. Астафьева. Обратить внимание на его сложную жизненную ситуацию в детстве. - Что же это за композитор, чья музыка произвела неизгладимое впечатление на писателя В. Астафьева? Доклад ученика об Огинском. 3. Лексический комментарий. - Какие слова или выражения в тексте показались вам непонятными? Полонез – польский торжественный танец-шествие, а также музыка в ритме этого танца.
8 Орган – клавишный духовой музыкальный инструмент, состоящий из труб, в которые нагнетается воздух. Задворки – место за дворами, позади изб. Свая – столб, брус или бревно, забиваемые в грунт для опоры сооружения. «…я не сирота» - почему так говорит мальчик, оставшийся без родителей? «…музыка… переломилась во мне и закаменела» - как вы понимаете это выражение? «Музыка… хватала за горло, но не выжимала слез, не прорастала жалостью» -как вы понимаете эти выражения? 4. Текстовый комментарий. - Какова композиция текста? Из скольких частей состоит текст по смыслу? - Что мы узнали о герое из первой части? Какие чувства вызвала музыка у мальчика? Какое у него было детство? Найдите в тексте подтверждение этому. - Чему Вася-поляк научил мальчика? Что общего в судьбе мальчика и Васи? Кто из них более несчастен? За что мальчик благодарит Васю-поляка?
9 - Что мы узнали о герое из второй части текста? Какие чувства вызвала музыка у взрослого мужчины? Объясните, почему. Вспомнил ли он Васю- поляка, скрипача, из своего далекого детства? Найдите в тексте подтверждение этому. - Когда композитор Огинский написал эту прекрасную музыку? Что его вдохновляло? (Любовь к Родине.) - Давайте послушаем полонез. Он называется «Прощание с Родиной». - Какие ключевые слова можно выделить в этом тексте? ( Музыка и родина). Какое слово более значимо, более важно для писателя? - В каком предложении выражена главная мысль текста? Подсказка в задании А Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «родина». ( Что такое родина для человека?)
10 - Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «музыка». ( Какова роль музыки или искусства вообще для человека?) 5. Языковые средства выразительности в тексте. Текст художественного стиля, яркий, выразительный, эмоциональный. В нем используются различные художественные средства: метафоры, эпитеты, олицетворения, инверсия, вопросительные и восклицательные предложения. 6. Синтаксический комментарий. - Какие предложения по своей структуре преобладают в тексте, простые или сложные?( Простые. Когда говорится об очень важном, многословие излишне.) 7. Работа над заданиями В части 2.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.