Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.it-n.ru
2 Тип урока : изучение нового материала Методическая цель: Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках истории. Обучающая цель: Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота. Подвести к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране. Развивающая цель: Формирование навыков работы с источниками, установление причинно- следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога. Воспитательная цель: Воспитание нравственной позиции. Оборудование: Портрет П.А. Столыпина. Раздаточный материал (документы, схемы); задания для повторения. Термины на доске, эпиграф. Учебник. История России. XX в./ Под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.
3 Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний учащихся. Ш. Изучение новой темы ПЛАН: Аграрная реформа: ее цели, суть, направления Методы проведения реформы и ее итоги IV. Закрепление изученного на уроке V. Подведение итогов урока. Рефлексия. VI. Домашнее задание
4 Тест для актуализации знаний учащихся: проводится фронтальная устная работа. После корректировки ответов учащихся они фиксируются в тетрадь Приведите в соответствие политические силы и предлагаемые ими проекты решения аграрного вопроса. В чем сущность предложенных аграрных проектов? Политические силыПроекты решения аграрного вопроса 1. Большевики1. Муниципализация земли 2. Меньшевики2. Национализация земли после насильственного изъятия ее у помещиков. 3. Эсеры3. Использование государственных, удельных, монастырских земель: принудительное отчуждение части помещичьих земель за выкуп. 4. Кадеты 5. Октябристы 4. Продажа крестьянам государственных и удельных земель 5. Социализация земли
5 Задание на урок. «Главное богатство и мощь государства не в казне и в казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении» Актуальны ли слова Столыпина П.А. cегодня?
6 Ход урока Мотивация на новую тему (постановка проблемы): Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий. 9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции. Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министр внутренних дел. 24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы. Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Кстати, интересный факт, бывший президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина. В ноябре 2006 года отмечалось 100-летие со дня аграрной реформы П.А. Столыпина. Почему не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась его судьба? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой? Актуальна ли тема сегодня? На эти вопросы постараемся поразмышлять после изучения данной темы. Выведение темы, номера в разделе, запись в тетради. Ознакомление с планом изучения нового материала.
7 Основная часть Сообщение учащегося о государственном деятеле П.А. Столыпине. Задание: Выделить, какую современную проблему затрагивает судьба Столыпина. Цели аграрной реформы. Работа с документами ( § 7, с. 55). Задание: На основании высказываний Столыпина определить цели реформы. Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради: («успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли; создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян; продолжение модернизации России.) Вывод: таким образом, значительная конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос.
8 Модернизация страны Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина. Работа с документом 3. Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года. (§ 7, с. 54). Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность). Основные мероприятия аграрной реформы: работа с § 7 учебника (по группам): I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины.(с.50-51); II группа: Переселенческая политика (с.52-53) III группа: Крестьянский вопрос: кооперация (с.53). Выступления представителей групп: Обобщение ответов, вывод в форме схемы.
9 Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина
10 Основные мероприятия аграрной реформы: началась аграрная реформа. Правительство разрешило свободный выход из общины. Наделы закрепленные за крестьянином становились его собственностью, сводясь в единый участок. Крестьянин мог выходить на отруб(оставаясь жить в дерев не),или на хутор. Столыпин стремился создать слой мелких буржуазных собственников, как опору самодержавия. П.А.Столыпин осматривает хуторские огороды близ Москвы в апреле 1910 г
11 Но главной задачей реформы было стремление отвлечь крестьян от борьбы за захват помещичьих земель. Но выход неожиданно пошел в другом направлении. 60% вышедших из общины крестьян продали свои наделы. Численность хуторян к 1915 г. составляла 10%.Остальные крестьяне относились к ним с нескрываемой враждебностью Столыпин осматривает хуторское хозяйство.
12 Важнейшим направлением реформы стала переселенческая политика. Борясь с перенаселением в центре страны, Столыпин стал раздавать земли в Сибири на Дальнем Востоке и Средней Азии предоставляя переселенцам льготы(освобождение на 5 лет от налогов и воинской службы).Но местные власти отнеслись к этому враждебно. Почти 20% переселенцев возвратились назад. Правда население восточных районов все же заметно увеличилось. Русские переселенцы в Самаркандской губернии Туркестанского генерал губернаторства.
13 Запись в словари. Работа с понятиями. Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне. Отруб – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок. Кому выгодно данное мероприятие? Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных. Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу. Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика. Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа.
14 Первые итоги реформ. Столыпин не ждал быстрых результатов. Однажды он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя… и вы не узнаете нынешней России».За годы реформы на 10% увеличились посевные площади, Россия стала экспортировать 25% мировой торговли хлебом, началось широкое использование минеральных удобрений, крестьяне начали закупать и применять сельскохозяйственную технику. «В дороге…смерть переселенца»
15 Это вновь привело к началу промышленного подъема( гг.-9% в год).Крестьянство пошло по своему пути в отличие от американцев оно стало объединяться в кооперативы, которые активно работали как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В 1912г. был создан Московский народный банк кредитовавший крестьян для покупки техники, семян, удобрений и др. П Столыпин в гостях у кулака.
16 Подведение итогов урока. П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России. Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически он остался реформатором-одиночкой. Ответы учащихся на проблему, поставленную к данному уроку. Скажите, как вы считаете, вопрос затронутый П.А. Столыпиным, актуален и сегодня? (Сегодня в очередной раз делаются попытки решить вопрос о земле, соображения Столыпина выходят на первый план. Как и 100 лет назад-цель: продолжение модернизации России).
17 Вывод по уроку: В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенция и предприниматели считали их недостаточными. Рефлексия. Закрепление: Используя информацию, содержащуюся в учебнике, и схему (слайд 8) самостоятельно заполнить таблицу «Результаты аграрной политики П.А. Столыпина» (работа в тетрадях) Домашнее задание: параграф 8. Изучить понятия, даты.
18 Результаты аграрной политики Столыпина П.А. Создание новых форм землевладения и землепользования Переселение крестьян Положительные результаты Отрицательные результаты Положительные результаты Отрицательные результаты Начало создания фермерских хозяйств. Рост производительности сельскохозяйственного труда, совершенствование агротехники (использование машин, удобрений) Рост экспорта хлеба. Община не была разрушена. Из нее вышло 25 % крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами. За Урал переселилось более 3 миллионов крестьян. Освоено 30 миллионов десятин целинных земель. Развивались кооперативные формы хозяйствования. Проблема малоземелья не была решена. От 0.5 до 1 миллиона крестьян вернулись назад. В местах переселения возникали конфликты с местным населением
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.