Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемspok-karelia.ru
1 Развитие систем добровольной сертификации управления лесами Михаил Карпачевский, Центр охраны дикой природы
2 Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) Приняты юридически обязательные для исполнения документы «Конвенция о биологической разнообразии» «Рамочная конвенция об изменении климата» Вместо «Конвенции о лесах» были приняты юридически необязательные соглашения: «Авторитетное заявление о принципах для достижения глобального консенсуса в области рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов» «Повестку дня на XXI век «Лесные принципы»
3 Пересмотр роли лесов и подходов к их управлению в рамках концепции устойчивого развития Важность лесов в регулировании глобального климата Важность лесов для сохранения биологического разнообразия В соответствие с Конвенцией о биологическом разнообразии биологическое разнообразие включает: внутривидовое разнообразие, разнообразие видов разнообразие экосистем Подчеркнута ценность естественных лесов Предписано быть осторожным при планировании воздействия на естественные процессы Вовлечение градан в управление лесами
4 Вымершие аборигенные виды Исчезающие аборигенные виды Число видов
5 Суммарное историческое воздействие хозяйственной деятельности человека на лесные ландшафты России Институт космических исследований, Центр экологии и продуктивности лесов, Лесная вахта России, Гринпис – 2004 Территории, на которых леса были сведены Леса, пройденные промышленными лесозаготовками
6 Воздействие хозяйственной деятельности человека на лесные ландшафты России за последние лет Лесная вахта России, Центр охраны дикой природы, Международный Социально-экологический союз – 2004 Недавние вырубки и места добычи полезных ископаемых Катастрофические пожары недавнего времени Малонарушенные лесные территории
7 Инициативы после Конференция в Рио- де-Жанейро Развитие межгосударственных критериев и индикаторов устойчивого лесоуправления (КиИ) КиИ обязательны для исполнения странами-участниками процесса и служат для оценки того, насколько различные государства продвинулись реализации принципов устойчивого управления лесами. Критерии представляют собой совокупность близких свойств или процессов, следование которым обеспечивает сохранение и устойчивое развитие лесов. Выполнение каждого критерия оценивается с помощью нескольких научно-обоснованных и измеряемых (описательно или количественно) индикаторов. Оценку индикаторов каждая страна проводит самостоятельно. Индикаторы позволяют выявить изменения и оценить их на предмет соответствия целям соответствующего критерия.
8 Международные процессы по разработке КиИ 8 международных процессов, в них участвуют около 150 стран: Хельсинкский; Монреальский; Ближневосточный (Лепатерикский); Региональная инициатива по сухим лесам Азии; Критерии и индикаторы устойчивого управления естественными тропическими лесами Международной организации по тропической древесине (ITTO); Критерии и индикаторы устойчивого управления для засушливой зоны Африки; Тарапотские предложения: критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Амазонии; Принципы, критерии и индикаторы устойчивого управления естественными тропическими лесами Африканской организации по древесине. Россия участвует в Хельсинкском и Монреальском министерских процессах.
9 Межгосударственные критерии и индикаторы устойчивого лесоуправления (Монреальский процесс,1995) Критерий 1. Сохранение биологического разнообразия Критерий 2. Поддержание продуктивной способности лесных экосистем Критерий 3. Поддержание санитарного благополучия и жизнеспособности лесных экосистем Критерий 4. Сохранение и поддержание почвенных и водных ресурсов Критерий 5. Поддержание вносимого лесом вклада в глобальный углеродный цикл Критерий 6. Поддержание и приумножение комплексных социально-экономических полезностей длительного характера с целью удовлетворения общественных нужд Критерий 7. Юридические, организационные и экономические рамки для сохранения и устойчивого управления лесами.
10 Панъевропейские указания операционного уровня по устойчивому управлению лесами (Хельсинкский процесс) (1998) Позволяют проводить полевую оценку качества управления для отдельного участка леса. Критерий 1. Поддержание и надлежащее приумножение лесных ресурсов и их вклада в глобальный круговорот углерода Критерий 2. Поддержание состояния и жизнеспособности лесных экосистем Критерий 3. Поддержание и повышение продуктивных функций леса (древесная и недревесная продукция) Критерий 4. Поддержание, сохранение и надлежащее улучшение биологического разнообразия в лесных экосистемах Критерий 5. Поддержание и надлежащее улучшение защитных (в особенности почвозащитных и водорегулирующих) функций при управлении лесами Критерий 6. Поддержание других социально-экономических функций и условий
11 Хельсинкские и Монреальские критерии и индикаторы Оба набора КиИ довольно близки и отражают современные представления об устойчивом лесоуправлении. Однако их практическое воздействие на управление лесами находится в большой зависимости от стремления правительства данной страны их использовать и ограничивается общем уровнем ведения лесного хозяйства (то есть его готовности и способности воспринимать новое). индикаторы не требуют достижения определенных целевых значений; слабая вовлеченность общественных организаций и лесопромышленных компаний в процесс выработки индикаторов результаты оцениваются по статистическим данным и отчетам, а не по практической деятельности оценка выполняется самим правительством, а не независимой организаций.
12 Причины появления систем добровольной лесной сертификации недовольство усилиями государств в регулировании лесной сферы рост экологических настроений в обществе игнорирование прав и интересов местных сообществ
13 Основные экологические проблемы, которые была призвана решить сертификация замена тропических лесов плантациями вырубку последних малонарушенных тропических, умеренных и бореальных лесов использование примитивных сплошных рубок
14 Лесная сертификация Лесная сертификация – это процедура, при которой качество управления в отношении участка леса оценивается по критериям определенного стандарта управления лесами. По структуре такие стандарты напоминают КиИ, но для использования в лесу содержат более детальные требования. Ключевые особенности сертификации: стандарты лесоуправления согласованы группами гражданского общества и бизнесом; особое внимание уделяется экологическим и социальным аспектам управления лесами, долгосрочной экономической устойчивости и участию общественности; оценка управления лесами проводится третьей стороной (не разработчиком стандарта и не сертифицируемым предприятием).
15 Лесная сертификация Добровольность сертификации в том, что в нем участвуют лишь те владельцы или арендаторы леса, которые осознают необходимость повышения качества лесоуправления, улучшения репутации или выхода на экологически чувствительные рынки. Популярность сертификации у лесной промышленности связана с использованием в ней рыночных инструментов, что позволяет удовлетворить растущий спрос со стороны экологически чувствительных рынков (потребителей, розничных продавцов, инвесторов): наличие торгового знака на конечной продукции говорит о высоком качестве управления на участке леса, где была заготовлена древесина; на рынке существует спрос на сертифицированную продукцию; наличие сертификата снижает репутационные риски для корпораций, демонстрируя их социальную ответственность.
16 Иерархия оценки качества лесоуправления в ходе сертификации Принцип Критерий Индикатор Показатель Фундаментальные положения Ключевые элементы, поясняющие принцип Качественные и количественные аспекты, подлежащие оценке и описанию, и использующиеся для проверки состояния критерия Источник информации для индикатора
17 Эффект лесной сертификации Лесная сертификация повышает ответственность за использование ресурсов при управлении лесами, что вполне отвечает требованиям устойчивого развития. Методы лесозаготовок становятся экологически более грамотными, принимаются меры по сохранению биоразнообразия, более рационально используются лесные ресурсы. Развиваются системы планирования и мониторинга. Работодатели больше занимаются обучением своих сотрудников, заботятся об их здоровье. Лучше защищены права местных сообществ и коренных народов. Сертификация способствует увеличению социального капитала: соблюдению законодательства, обычаев и традиционных прав; совершенствуется законодательство; развиваются механизмы разрешения конфликтов, они чаще разрешаются; улучшаются возможности для участия общественности, растет качество этого участия; разрушается стена изоляции лесного хозяйства от других секторов
18 Системы лесной сертификации Лесной попечительский совет (FSC) (1993 г.) (высока роль природоохранных и социальных общественных организаций, а также крупных розничных продавцов продукции из древесины) Системы сертификации лесопромышленных ассоциаций: Программа «Инициатива по устойчивому лесному хозяйству» (SFI) (США, 1994 г.) Ассоциация канадских стандартов (The Canadian Standards Association, CSA) (1996 г.) Системы, в которых выше роль государства и мелких частных лесовладельцев, например Программа для утверждения схем лесной сертификации (PEFC) (1999 г.), стала международной, в том числе за счет признания схем SFI и CSA. Всего сертифицировано около 450 млн. га Различные стандарты устанавливают разные планки минимальных требований к управлению лесами, поэтому в применении к пользующимся доверием системам сертификации говорят, что они способствуют внедрению ответственного управления лесами
19 Наиболее распространенные системы лесной сертификации (данные на г.) (некоторые участки леса сертифицированы по двум системам одновременно) Схема сертификацииСтранаПлощадь сертифицирован ных лесов, млн. га Ассоциация канадских стандартов (CSA) Канада75,4 Программа «Инициатива по устойчивому лесному хозяйству» (SFI) США/Канада61,0 Лесной попечительский совет (FSC) международн ая 98,4 Программа для утверждения схем лесной сертификации (PEFC) международн ая 203,7
20 Развитие основных схем сертификации, август 2008 г.
21 Основные современные тренды Экономический кризис и «защитные» функции сертификации Новое законодательство США (Закон Лейси) и планируемое законодательство ЕС Госзакупка во многих странах мира Вопросы управления лесами и сохранения климата/снижения эмиссий ПГ в контексте ответственного лесопользования Сертификация ООПТ и природоохранных проектов Ужесточение требований к качеству сертификации и СО
22 Законодательство США и ЕС США – Закон Лейси (вступил в силу в ноябре, в полную силу вступает с апреля 2009). Лесная продукция, поступающая на рынок США должны иметь известное происхождение и быть легальной в соответствии с закономи страны производителя Законодательство ЕС: проект опубликован в октябре 2008 г. Все продавцы обязаны доказать легальность продаваемых ими лесобумажной продукции (на первом этапе древесины и изделий из нее). Легальность определяется либо через лицензию FLEGT, либо иным способом, соответствующим международным требованиям (например сертификат цепочки международной системы сертификации…). Планируется к вступлению во 2-ой половине гг.
23 Государственная и муниципальная закупка Занимает от 15 до 25% всей закупки рынков стран ЕС Содержит добровольные требования в отношении легальности и сертификации лесобумажных материалов ЕС принял решение, что к концу 2009 г. не менее 50% всей госзакупки стран ЕС должны отвечать требованиям легальности Страны с «зеленой» госзакупкой: Великобритания, Голландия, Дания, Бельгия, Германия и Франция (тропическая древесина), Япония, Мексика, Бразилия и др. Зарождается в муках в России: Московская закупка и др. инициативы
24 Динамика развития основных схем сертификации за ноябрь 2007 – август 2008 г.
25 Лесная сертификация по схеме FSC Сертификация связана с требованиями потребителей экологически чувствительных, но наиболее престижных рынков Западной Европы и Северной Америки Стандарт ориентируется на лучшие примеры экологически и социально ответственного и экономически прогрессивного управления лесами Обеспечена возможность равного и сбалансированного участия всех заинтересованных сторон в управлении лесами конкретной территории Сертификация осуществляется третьей независимой стороной, предусмотрен ежегодный аудит сертифицированного предприятия, Открытость процесса для всех заинтересованных сторон и общественности Проверке при аудите подлежит как система документации, так и практическое ведение лесного хозяйства в лесу Имеется пользующаяся доверием система контроля цепи поставок продукции
26 Лесной попечительский совет сейчас … Глобальный лидер на рынках 107 млн. га сертифицированных лесов Сертификатов цепочки – больше, чем остальные системы вместе взятые 81 Страна производитель и покупатель
27 FSC – самая признаваемая в мире система добровольной лесной сертификации на 2007 год по данным исследования PricewaterhouseCoopers Было проанализировано сто крупнейших лесных и целлюлозно-бумажных компаний мира 49% крупнейших компаний имеют хотя бы часть лесов, управление которыми сертифицировано по системе FSC, 31% - по PEFC, 30% - по SFI, 16% - по CSA, и 23% - по какой-либо еще системе. 46% крупнейших лесных и целлюлозно-бумажных компаний имеют какие-либо сертификаты на цепь поставки древесного сырья. 77% крупнейших компаний имеют системы управления воздействием на окружающую среду
28 По данным опроса 800 компаний – владельцев сертификатов FSC в 2008 году сертификация дает им...
30 Развитие FSC сертификации в мире и вклад России (площади лесов и число сертификатов цепочки)
31 Национальная инициатива по развитию сертификации по схеме ЛПС в России 1998 г. – создана Инициативная группа по развитию сертификации по схеме ЛПС 1999 г. – создана Национальная рабочая группа 2000 г. – первый участок лесного фонда получил сертификат ЛПС 2000 г. – работают три региональные группы 2002 г. – Координационный совет НРГ юридически зарегистрирован 2005 г. – Создан Национальный офис ЛПС 2006 г. – НРГ аккредитована FSC International в качестве Национальной инициативы Ноябрь 2008 года - Российский национальный рамочный стандарт FSC аккредитован FSC International
32 Россия – место в глобальной структуре Лесного попечительского совета (FSC) Пользователи (клиенты, сертификации, партнеры, сторонники, доноры) УСЛУГИ СПРОС ОС Регио- нальные офисы НИ Рос сии НИ США Канада Офис Россия Китай Регио- нальные офисы FSC Глоб. фонд ISEALДругие ASI – Организация по аккредитации Международный центр FSC FSC A.C. Члены FSC Правление
33 Структура Национальной инициативы ЛПС в России Международный центр ЛПС Национальный офис ЛПС Республика Коми Красноярский край Дальний Восток Региональные рабочие группы Члены Координационный совет Комиссия по разрешению споров Национальная рабочая группа Члены Общество содействия развитию отечественной сертификации в России (Юрлицо НРГ) Архангельская обл.
34 Системы добровольной лесной сертификации в России Forest Stewardship Council PEFC Российский национальный совет по лесной сертификации 0 га Национальный совет по добровольной лесной сертификации в России 0 га Гармонизация стандартов «Мягкие» требования по аккредитации системы Создание зонтичной организации Российский национальный стандарт FSC 20 млн. га «Жесткие» требования по аккредитации стандарта
35 Динамика развития FSC-сертификации в РФ
36 Распределение FSC-сертифицированных лесов по субъектам в РФ
37 Доля лесов, сертифицированных в России различными органами сертификации
38 Число сертификатов цепочки и сертификатов контролируемой древесины
39 Распределение сертификатов цепи поставок по субъектам в РФ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.