Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемm-mezina2011.narod.ru
1 Презентация выполнена Тяжевой О. Ю. преподавателем МОУ ДОД ДШИ 1 г. Балаково Саратовской области
2 Король музыкальных инструментов - именно так называл орган В. А. Моцарт.
3 С VII века орган используется в церквах ( католических ), где звучит церковная музыка,
4 Основная цель большинства органов в Северной Америке, Европе, Австралии и Новой Зеландии состоит в том, чтобы играть для христианских и еврейских религиозных церемоний. Орган, используемый с этой целью вообще называют церковным органом.
5 Впоследствии на органе стали исполнять музыкальные произведения и светского характера.
6 Прародителем органа можно считать древний инструмент, состоящий из соединенных в ряд или по окружности трубок; воздух в которые вдувается ртом. Одна из разновидностей такого инструмента называется шэн. Шэн древний лаосский (китайский, бирманский) народный духовой язычковый музыкальный инструмент, тростниковый органчик. Он состоит из 16 стеблей тростника.
7 Наиболее ярко выраженным древнейшим предшественником органа является древнегреческий инструмент сиринкс, или флейта Пана. Флейта Пана ( по имени древнегреческого божества стад, лесов и полей ) - многоствольный духовой музыкальный инструмент. Набор параллельно расположенных и скрепленных ( реже - не скрепленных ) между собой трубочек - флейт разной длины встречается с древности у разных народов.
8 Давным - давно в Древней - древней Греции жил - был козлоногий бог по имени Пан. Любил он вино, музыку, и, конечно, женщин. Идет он по своему лесу - вдруг нимфа. По имени Сиринкс. Пан к ней... А красавица - нимфа невзлюбила козлоногого и бежать. Бежит - бежит, а Пан ее уже настигает. Взмолилась Сиринкс своему отцу - речному богу, спаси меня, батюшка, от Пана. Отец превратил ее в тростник.
9 Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нем играть. Никто не знает, что не флейта это поет, а сладкоголосая нимфа Сиринкс
10 С тех пор и повелось, что многоствольные флейты, похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых трубок, называют флейтами Пана - от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции ее называют сиринкс. У каждого народа для этого инструмента названия свои. У русских - кугиклы, кувиклы или кувички, у грузин - ларчеми, в Литве - скудучай, в Молдавии и Румынии - най или мускал, у латиноамериканских индейцев - сампоньо, английские флейты Пана pan-flute.
11 В переводе с греческого слово organon означает инструмент - не какой - либо конкретный, а просто инструмент. Да и на Руси в Средние века слово « орган » означало « всяк сосуд гудебный, так же суть трубы, свирель, роги, тимпаны и кимвалы ».
12 В VII столетии вердиктом папы римского Виталиана орган был допущен в католическую церковь. И сегодня органная музыка в католических странах звучит в основном не в концертных залах, а в храмах, где находятся лучшие инструменты.
13 « Труба Господня » («Ancilla Domini»), « Господня Дева » («des Не rrnMagd») эти определения говорят о роли органа в католическом богослужении.
14 Орган - инструмент с « постоянным местом жительства »: чаще всего он строится для конкретного помещения. Мы знаем, что у скрипки корпус является резонатором, усиливающим и облагораживающим звучание струн. У органа эту функцию выполняет пространство, в котором он находится и с которым составляет единое звуковое целое.
15 Все большое сооружение, именуемое органом, состоит из трех частей : 1)звучащие трубы различной величины и формы, сгруппированные определенным образом, 2) 2) механизм управления ( кафедра органа ); 3) 3) меха, вентилятор и мотор, нагнетающие в виндлады воздух, находящийся под постоянным давлением.
16 На звучание труб влияет также их форма. Открытые трубы дают ясный звук, закрытые - приглушенный. Расширяющиеся к верхней части трубы усиливают звук, а сужающиеся создают таинственные тембры. У широких труб звук мягче, а у труб с небольшим диаметром он интенсивный и напряженный.
17 Орган - инструмент клавишный и духовой одновременно. Каждая труба в органе издает звук одной высоты, одного тембра и одной силы. Поэтому труб в органах так много ( до 10 тысяч ), они разделяются на ряды регистры. Звучание труб во многом зависит от материала, из которого они изготовлены. Некоторые из них делаются из древесины, большая часть из металла - органные мастера традиционно используют сплав свинца и олова.
18 Каждая органная труба издает только один звук определенной высоты, громкости и тембра. Высота звука определяется длиной трубы : чем меньше труба, тем выше звук. Тембр звучания зависит от массы параметров : материала, из которого сделана труба ( деревянная или металлическая ), закрытая труба или открытая, с широкой мензурой или узкой.
19 Отполированные находящиеся в передней части инструмента ( в органном проспекте ) трубы изготовляются из сплава с высоким ( до 90%) содержанием олова. Голубой оттенок сплава говорит о том, что в нем много свинца. Такие трубы звучат мягче, но они легче деформируются.
20 На картине Мастера алтаря св. Бартоломео изображен орган - портатив ( от лат. portare - нести ). Это инструмент с двумя рядами маленьких трубок, на котором играют одной правой рукой, в то время как левой рукой качают мехи, расположенные сзади инструмента. На данной картине мехи органа качает ангел. У такого инструмента не было возможности накапливать воздух, и потому играть можно было только пока накачиваются мехи. Он широко использовался в светской музыке с XII по XVI столетие.
21 Орган - позитив - сравнительно небольшой инструмент, который можно переносить с места на место и ставить либо на пол ( positif a pied ), либо на стол ( positif de table ).
22 Под регистрами подразумеваются также рукоятки и кнопки, с помощью которых приводятся в действие определенные комплекты органных труб. Эти рукоятки ( или клавиши, наподобие электрических выключателей ) расположены на передней панели кафедры органа. С их помощью музыкант управляет звучанием этого сложного механизма, который, помимо труб различного диаметра и формы, включает в себя воздухонагнетающее устройство и воздухопроводы.
23 Главнейшим элементом искусства органиста является умение пользоваться регистрами, то есть искусство выбирать и сочетать краски органа.
24 Двух одинаковых больших церковных или концертных органов не существует. Объясняется это тем, что орган не только сложнейший музыкальный инструмент, но также в значительной степени произведение архитектуры : каждый орган строится специально для данного собора или концертного зала и уже хотя бы поэтому уникален.
25 Создатели органа всегда стремятся наделить его не только неповторимым лицом ( то, что мы видим, глядя на орган, называется проспектом органа ), но и индивидуальным звучанием.
26 Органист играет на инструменте, сидя за его кафедрой. На кафедре органа располагается от одной до семи ручных и одна ножная клавиатура и регистровые рукоятки.
27 Клавиатуры для рук называются мануалами ( от лат. manus - рука )
28 Помимо клавиатур для рук, у органа имеется клавиатура для ног. Она называется педаль, причем именно в единственном числе.
29 Педали поручалось исполнение самых низких звуков произведения.
30 И. С. Бах « играл ногами в басовом регистре настоящую мелодию, подчас такую, какую мало кто из органистов способен как следует сыграть всеми пятью пальцами руки ».
31 На больших современных органах можно заранее ввести в память органа все смены регистровки, необходимые в данной концертной программе, и на концерте обходиться нажатием одной клавиши так называемого секвенцера, чтобы вызвать запланированную звучность. Причем кнопки секвенцера расположены во многих местах кафедры органа, и органист может их нажимать любой рукой с любой стороны клавиатуры, а так же ногами.
32 Один из самых больших в мире органов находится в филадельфийском универмаге Macys.
33 Wanamaker Grand Court Organ был изготовлен в Лос - Анжелесе для участия во Всемирной ярмарке 1904 г. в Сент - Луисе. После окончания ярмарки орган пролежал в разобранном виде несколько лет, пока его не купил известный американский коммерсант, общественный и религиозный деятель Джон Уонамейкер, решивший установить гигантский орган в одном из своих новых торговых центров в Филадельфии.
34 Два года шли работы по установке органа на новом месте и, наконец, 6 июня 1911 г. он зазвучал под сводами нового универмага. Уонамейкер открыл и специальную органную фабрику, единственным занятием которой была работа по увеличению размера органа, наращиванию его мощности.
35 Дело отца продолжил его сын – Родмэн Уонамейкер и к 1930 г. у органа было уже трубы, 6 ручных клавиатур ( мануалов ), 42 ножных педали и звук фантастической мощи.
36 В настоящее время вес органа Wanamaker Grand Court составляет 287 тонн. Играют на нем два раза в день и в праздничные дни дают специальные концерты.
37 Самый большой орган, сооруженный в 20 веке, ныне располагается в Атлантик - Сити ( США, Нью - Джерси ). У этого инструмента насчитывается больше 33 тысяч труб, две кафедры, на одной из которых семь клавиатур.
38 Техника игры на органе отличается от фортепианной : требуется иное положение рук, всего тела, необходима сноровка и умение играть на нескольких клавиатурах – в том числе педальной.
39 Каждая клавиатура может производить как глубокие басовые, так и высокие звуки, в зависимости от установленных музыкантом комбинаций регистров.
40 Органная музыка издревле наполняет сердца людей высокими чувствами и заставляет задуматься о вечных ценностях человеческого бытия.
41 Интерес к органу растет, появляется все большее количество исполнителей на нем. В целом ряде городов нашей страны - в филармониях, консерваториях - устанавливаются новые инструменты.
42 Орган привлекает внимание своими огромными выразительными возможностями, богатством тембров, масштабами звучаний, широтой звукового диапазона. Звучность полного органа поражает своей грандиозностью : всепоглощающее фортиссимо заставляет содрогаться, трепетное пианиссимо едва ощутимо.
43 Орган является своеобразным оркестром в руках одного исполнителя.
44 Органную музыку писали многие известные композиторы. И. С. Бах довел игру на органе до невероятных высот.
45 « Божественную музыку небес Орган неустающий зажигает. Он растворяет мглу немых завес, И струны душ Незримое ласкает …
46 Органа плачь всесильною волной Заполнит пустоту уставших глаз, Он все простит, заметив сразу в нас Мир наших душ, мир хрупкий, мир родной …»
47 news/?p=1&day=07&month=02&year= news/?p=1&day=07&month=02&year=
48 muzyka/dom_organnoymusiki/photo/ muzyka/dom_organnoymusiki/photo/ elements/4476.html elements/4476.html
49 kamernoy-muzyki/ kamernoy-muzyki/ sion/t1724.html sion/t1724.html М. Скребцова « Божественную музыку небес …» А. Майкапар « Орган – конструкция, роль в музыке » Н. Бакеева » Орган » М.,» Музыка » 1977 г.
50 Спасибо за внимание.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.