Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемunfpa.by
1 Миграция, динамика населения и интересы миграционной политики в странах СНГ и Европы. Минск Декабрь 2008 Ольга Чудиновских МГУ им. М.В.Ломоносова
2 Страны Европы и СНГ – многообразие ситуаций, налицо практически все типы и схемы миграции и разновидности демографической ситуации. Страны Европы и СНГ – многообразие ситуаций, налицо практически все типы и схемы миграции и разновидности демографической ситуации. Страны отдающие, принимающие, транзитные, одновременно и отдающие, и принимающие и транзитные для мигрантов Страны отдающие, принимающие, транзитные, одновременно и отдающие, и принимающие и транзитные для мигрантов В большинстве стран миграция - компонент динамики численности населения (и состава) В большинстве стран миграция - компонент динамики численности населения (и состава) Практически все страны (по разным причинам) в последнее время пересматривают подходы к миграционной политике Практически все страны (по разным причинам) в последнее время пересматривают подходы к миграционной политике
3 Новые явления в миграционной ситуации и новые ориентиры миграционной политики Отдающие страны: некоторые из них – новые члены ЕС, наметившийся экономический рост и дефицит кадров - интерес политики в привлечении иностранной рабочей силы и возвращении «своих» эмигрантов Дефицит кадров (особенно- высококвалифицированных) уже проявился в странах Центральной Азии Принимающие страны - главная особенность последнего времени : ориентация на временные, возвратные формы трудовой миграции, политика упрощения доступа на рынки труда Сохраняются и прежние цели миграционной политики – противодействие криминальным формам миграции, торговле людьми и пр. Новые (относительно) явления – ограничение въезда лиц, ищущих убежища в западноевропейские страны, жесткая селективность в отношении трудящихся мигрантов Но: отсутствие возможных мер влияния на потоки воссоединения семей Сохранение значительных экономических различий между странами и различия в процессах естественного движения населения
4 Различие ситуации в демографических трендах и потребностях экономики : 1) Естественная убыль населения и отрицательное сальдо миграции – Молдова, Болгария, Румыния 1) Естественная убыль населения и отрицательное сальдо миграции – Молдова, Болгария, Румыния 2) Естественная убыль и положительное сальдо миграции (не компенсирующее убыль) Россия, Беларусь, Украина 2) Естественная убыль и положительное сальдо миграции (не компенсирующее убыль) Россия, Беларусь, Украина 3) Естественный прирост и отрицательное сальдо миграции (Албания, некоторые страны бывшей Югославии, Армения, Азербайджан, страны Центральной Азии) 3) Естественный прирост и отрицательное сальдо миграции (Албания, некоторые страны бывшей Югославии, Армения, Азербайджан, страны Центральной Азии) 4) Положительное сальдо миграции и естественный прирост населения (новая тенденция) - Казахстан 4) Положительное сальдо миграции и естественный прирост населения (новая тенденция) - Казахстан
5 Иммиграция и эмиграция влияют на численность населения. В странах ВЕЦА - несколько типов ситуации с естественным и миграционным приростом (1) Естеств. прирост Чистая М Румыния Болгария Сербия (оценка US census bureau 2008.) Турция Сальдо миграции Естеств. прирост
6 Россия и Беларусь – положительное сальдо миграции и значительная естественная убыль населения (2 ) В России за миграционный прирост (5,8 млн.) компенсировал около 50% естественной убыли населения (12, 258 млн.) Беларусь – миграционный приток недостаточен для компенсации больших потерь за счет естественной убыли населения. За год естественная убыль составила 346,5 тысяч человек, миграционный прирост 41,5 тысяч
7 Численность мигрантов В 2005 году в мире 190 млн. чел проживали вне страны рождения В Европе: 64 млн, в Азии – 53, в Африке 17, В Северной Америке 44,5, В Латинской Америке 6,6 млн. В Беларуси проживают 1,2 млн родившихся за её пределами и 1,8 млн. уроженцев Беларуси живут в других странах (в том числе – в России 9,4 (в 2002))
8 Число мигрантов, проживающих вне стран рождения: трудности интерпретации Данные Всемирного Банка
9 Динамика потоков международной миграции в Беларуси за гг.
10 Данные МВД РБ о численности иностранцев, получивших разрешение на проживание (>1 года) и проживающих на основании разрешения Потоки мигрантов- иностранцев Численность мигрантов- иностранцев
11 Миграционная политика в зарубежных странах – есть ли примеры для подражания (1) Иммиграционная политика становится более избирательной (хотя для потока воссоединения семей это сделать не просто) Иммиграционная политика становится более избирательной (хотя для потока воссоединения семей это сделать не просто) Четкая дифференциация программы приема трудовых мигрантов и программы иммиграции на постоянное жительство Четкая дифференциация программы приема трудовых мигрантов и программы иммиграции на постоянное жительство Инструменты политики - балльные тесты, критерии, процедуры. Инструменты политики - балльные тесты, критерии, процедуры. Страны ЕС: от либеральной к жесткой селективной политике. Идея «Европа-крепость» Страны ЕС: от либеральной к жесткой селективной политике. Идея «Европа-крепость»
12 Новые подходы к иммиграционной политике Западной Европе
13 Миграционная политика в странах Западной Европы (2) Германия ежегодно принимает до 300 тысяч краткосрочных мигрантов, которые работают от нескольких недель до нескольких месяцев Германия ежегодно принимает до 300 тысяч краткосрочных мигрантов, которые работают от нескольких недель до нескольких месяцев В последние годы – активная дискуссия о перспективах приема трудовых мигрантов в условиях безработицы В последние годы – активная дискуссия о перспективах приема трудовых мигрантов в условиях безработицы Все более четко осознается необходимость такой миграционной политики, которая предвидит долгосрочные изменения на рынке труда, и только такая политика может облегчить ситуацию, связанную со старением населения Все более четко осознается необходимость такой миграционной политики, которая предвидит долгосрочные изменения на рынке труда, и только такая политика может облегчить ситуацию, связанную со старением населения Программа «green card» - умеренные успехи (с 2000 по 2004 всего 14 тыс. чел.– 13% из РФ, РБ, Украины и Балтии) Программа «green card» - умеренные успехи (с 2000 по 2004 всего 14 тыс. чел.– 13% из РФ, РБ, Украины и Балтии) Соединенное Королевство – усиление критериев допуска квалифицированных работников на рынки труда. (В потоках трудовой миграции (долгосрочной) 1/3 - члены семьи «основного» работника.) Соединенное Королевство – усиление критериев допуска квалифицированных работников на рынки труда. (В потоках трудовой миграции (долгосрочной) 1/3 - члены семьи «основного» работника.) Усиление ответственности за наем незаконных мигрантов ( с февраля по август 2008 г. 540 предпринимателей оштрафованы на сумму 5.4 млн фунтов) Усиление ответственности за наем незаконных мигрантов ( с февраля по август 2008 г. 540 предпринимателей оштрафованы на сумму 5.4 млн фунтов) Сокращение потока (и приема) беженцев – с 70 т в 1999 до 23 в 2007 («Каждые 8 минут Британия на границе задерживает одного незаконного мигранта») Введение ID карт для иностранцев Со стороны стран - новых членов Евросоюза – опасения «миграционной волны» в Западную Европу не оправдались Со стороны стран - новых членов Евросоюза – опасения «миграционной волны» в Западную Европу не оправдались В Соединенном Королевстве – в 2004 г – работников из новых стран ЕС, в 2008 – Число румын и болгар, приехавших на работу, за год сократилось с 11 до 7 тысяч человек. Дефицит работников в некоторых районах страны. В Соединенном Королевстве – в 2004 г – работников из новых стран ЕС, в 2008 – Число румын и болгар, приехавших на работу, за год сократилось с 11 до 7 тысяч человек. Дефицит работников в некоторых районах страны.
14 СНГ: Концентрация интереса миграционной политики на региональных проблемах Миграция в странах СНГ в Source- UNECE research project ИммиграцияЭмиграция СНГ Вне СНГ ВсегоСНГ Вне СНГ Всего Армения68,131,910078,521,5100 Азербайджан97,32,710096,73,3100 Беларусь88,611,410062,337,7100 Грузия88,411,6100 Казахстан90,39,710073,126,9100 Кыргызстан98,31,710092,67,4100 Молдова52,247,810070,429,6100 Россия95,05,010052,247,8100 Таджикистан99,30,710099,60,4100 Украина85,114,910061,238,8100 Узбекистан97,32,710090,39,7100 Всего92,17,910071,227,8100
16 Некоторые проблемы в области миграционной политики в СНГ. Некоторые проблемы в области миграционной политики в СНГ. Отсутствие опыта регулирования международной миграции Отсутствие опыта регулирования международной миграции Малая преемственность и частая ротация кадров в миграционных ведомствах и частая реструктуризация самих ведомств. Малая преемственность и частая ротация кадров в миграционных ведомствах и частая реструктуризация самих ведомств. Бюджетные и иные ограничения, запаздывание предпринимаемых мер Бюджетные и иные ограничения, запаздывание предпринимаемых мер В странах приема – отсутствие разнообразия программ временной и долгосрочной миграции В странах приема – отсутствие разнообразия программ временной и долгосрочной миграции Отсутствие достоверной статистики потоков и численности мигрантов Отсутствие достоверной статистики потоков и численности мигрантов Использование «альтернативных» систем учета Использование «альтернативных» систем учета Россия – один из основных «игроков». Другие страны часто принимают похожие решения в области миграционной политики. Но: в РФ Импульсивность миграционной политики Противоречивые программы и методы Слабая экономическая обоснованность программ + фон ксенофобии, в том числе – со стороны властей, при поддержке СМИ
17 Немного теории При разработке программ миграционной политики следует принимать во внимание объективные факторы и учитывать многообразие миграции При разработке программ миграционной политики следует принимать во внимание объективные факторы и учитывать многообразие миграции
18 Типы миграции (и типология мигрантов) сочетание критериев показывает целевые группы для миграционной политики Критерий Тип миграции Пересечение административной или государственной границы ( для учета миграции применяется только в сочетании с другими критериями. Перемещения через границу без доп. критериев миграциями не считаются) Административная граница района внутри страны – внутренняя миграция Административная граница района внутри страны – внутренняя миграция Граница государства : международная миграция: Граница государства : международная миграция: Прибытие – иммиграция Прибытие – иммиграция Выбытие – эмиграция (как правило, имеется в виду на постоянное жительство) Выбытие – эмиграция (как правило, имеется в виду на постоянное жительство) Причина или обстоятельство переезда Добровольная (свободный выбор мигранта) например – трудовая, учебная., семейная Добровольная (свободный выбор мигранта) например – трудовая, учебная., семейная Вынужденная (выбора принудительный) : природные катастрофы, политическое преследование, вооруженные конфликты и пр.) Вынужденная (выбора принудительный) : природные катастрофы, политическое преследование, вооруженные конфликты и пр.) Продолжительность пребывания/отсутствия и связанный с этим статус Краткосрочная или долгосрочная Краткосрочная или долгосрочная Временная или на постоянное жительство Временная или на постоянное жительство Статус законности Легальная / нелегальная (въезд, пребывание, работа)
19 Страны с низким уровнем жизни и положительным естественным приростом населения Более высокий уровень жизни и естественная убыль население Высокий жизни, старение, (ожидаемый) дефицит рабочей силы Также высокий уровень жизни ВВП нд в России в 15 раз выше, чем в Таджикистане ВВП н.д. в Польше, в 2,5 раза выше, чем в Беларуси; ВВП н.д. в Турции втрое выше, чем на Украине, В Германии в 4 раза выше, чем в Турции и в 10 раз выше, чем в Беларуси ВВП н.д. в Италии в 10 раз >, чем в Албании Благоприятная налоговая и социальная системы… Факторы миграции: поиск лучших возможностей. При сохранении разрыва ожидания возвращения мигрантов беспочвенны База данных МВФ Кроме экономических есть и другие соображения
20 Статистика денежных переводов МЛРД долларов (данные Всемирного Банка, 2006) – повод для спекуляций в СМИ Из страныВ странуДоля Переводов в страну от ВВП, % Соотношение полученных и отправленных Армения ,3 7,6 Азербайджан ,7 Беларусь933340,9 3,6 Грузия244856,4 20,2 Казахстан ,2 16,2 Кыргызстан ,4 5,1 Молдова ,2 13,9 Россия ,3 Украина308290,8 27,6 Таджикистан ,2 2,6
21 Гендерные аспекты миграционной политики (практически не учитываются) Участие в миграции женщин усиливается на уровне принятия решения о миграции членов семьи и в отношении своего миграционного поведения Женщины – должны быть целевой группой миграционной политики Основные проблемы – Более низкий уровень оплаты труда Шире распространена неформальная занятость Чаще становятся жертвами трафика Рост числа женщин-мигрантов, являющихся основным кормильцем семьи (обычно проблемы женщн рассматриваются только в связи с трафиком)
22 Что еще должно приниматься во внимание: Кроме изменения численности населения, Кроме изменения численности населения, миграция влияет на: миграция влияет на: Социальный состав (утечка умов Социальный состав (утечка умов и приток неквалифицированных работников) Канада, Австралия – до 50% PhD родились за рубежом. В конт. Европе – иначе. В UK более 30% с высшим образованием Этнический состав населения Этнический состав населения Конфессиональный состав Конфессиональный состав В некоторых населенных пунктах или районах России тенденция заметна С точки зрения социального спокойствия, перспектив интеграции мигрантов и пр. эти вопросы должны изучаться и адекватно отражаться в СМИ
23 Новое явление : программы репатриации (или этнической миграции?) «Твоя страна –Украина» «Твоя страна –Украина» Программа содействия переселению соотечественников в РФ Программа содействия переселению соотечественников в РФ Программа переселения оралманов в Казахстан Программа переселения оралманов в Казахстан Страны Восточной Европы и Армения – ориентация на работу с диаспорами Страны Восточной Европы и Армения – ориентация на работу с диаспорами Албания + создание новых рабочих мест для стимулирования «не миграции» Албания + создание новых рабочих мест для стимулирования «не миграции» Болгария – работа в странах приема мигрантов через посольства Болгария – работа в странах приема мигрантов через посольства Армения – работа с диаспорой Армения – работа с диаспорой Чем еще можно стимулировать возвратную миграцию: налоговые инструменты, кредитные схемы и пр. Чем еще можно стимулировать возвратную миграцию: налоговые инструменты, кредитные схемы и пр.
24 Программы этнической миграции: Пример Казахстана. Привилегии для мигрантов титульной национальности (оралманов), в т.ч. В частности - Трудоустройство и проф. подготовка Трудоустройство и проф. подготовка Изучения языка Изучения языка Не призываются в армию Не призываются в армию Упрощенный доступ к высшему и среднему проф. образованию Упрощенный доступ к высшему и среднему проф. образованию Социальное обеспечение; Социальное обеспечение; Перевоз имущества из стран выхода и т.д. Перевоз имущества из стран выхода и т.д. Россия – 12 пилотных регионов для программы содействия добровольному переселению соотечественников Россия – 12 пилотных регионов для программы содействия добровольному переселению соотечественников
25 Несколько слов о переселении соотечественников «За» и «против» Пример России «За» и «против» Пример России 28 нормативно-правовых акта 28 нормативно-правовых акта 2007 – 682 человека, 6 месяцев 2008 – около полутора тысяч 2007 – 682 человека, 6 месяцев 2008 – около полутора тысяч Только в 2007 году на прием репатриантов в Федеральном бюджете было предусмотрено 4,5 миллиарда рублей, а израсходовали чуть более 252 миллионов. Неизрасходованная и наибольшая часть этой суммы, насколько нам известно, перешла на следующий, 2008 год. Самый упрощенный вывод таков, на переезд одного человека из 682-х прибывших было потрачено около 370 тысяч рублей. Только в 2007 году на прием репатриантов в Федеральном бюджете было предусмотрено 4,5 миллиарда рублей, а израсходовали чуть более 252 миллионов. Неизрасходованная и наибольшая часть этой суммы, насколько нам известно, перешла на следующий, 2008 год. Самый упрощенный вывод таков, на переезд одного человека из 682-х прибывших было потрачено около 370 тысяч рублей.
26 Из выступления одного из руководителей ФМС: «под соотечественником участником Государственной программы мы понимаем тех людей, кто воспитан в традициях российской культуры, знает русский язык, готов переехать в Российскую Федерацию и готов участвовать в процессе социокультурной адаптации на территории нашей страны..» «под соотечественником участником Государственной программы мы понимаем тех людей, кто воспитан в традициях российской культуры, знает русский язык, готов переехать в Российскую Федерацию и готов участвовать в процессе социокультурной адаптации на территории нашей страны..»
27 Суммы, выделенные на мероприятия Программы, можно соотнести с величиной самых разных (и остро необходимых) затрат, которые не могут себе позволить многие россияне. Суммы, выделенные на мероприятия Программы, можно соотнести с величиной самых разных (и остро необходимых) затрат, которые не могут себе позволить многие россияне. качественное лечение (в том числе – детей), качественное лечение (в том числе – детей), жилье жилье И т.д. И т.д. Вывод - программа не имеет экономического или иного рационального обоснования, является исключительно политическим ходом Вывод - программа не имеет экономического или иного рационального обоснования, является исключительно политическим ходом Вместо этого, следует рассматривать программы долгосрочной трудовой миграции Вместо этого, следует рассматривать программы долгосрочной трудовой миграции
28 Основные ориентиры миграционной политики в странах Восточной Европы и СНГ. Если ли удачные практики? Ориентир Турция ЦА Р Алба ния Румы ния, Болг ария, Быв ш. Югос л.Молдова РФ, Белару сь, Украин а Страны Закавказья Привлечение ИРС Сокращение эмиграции и стимулирование возвратной миграции (репатриации) Защита прав трудящихся-мигрантов Противодействие трафику Противодействие нелегальной миграции
29 Вопросы информационного обеспечения миграционной политики Не достает глубоких исследований для обоснования новых программ Не достает глубоких исследований для обоснования новых программ Отсутствует (или невысокого качества) статистическая информация, нет обмена данными между принимающими и отдающими странами Отсутствует (или невысокого качества) статистическая информация, нет обмена данными между принимающими и отдающими странами Опыт проекта МОМ показал, что проблем больше, чем шансов на скорое решение Опыт проекта МОМ показал, что проблем больше, чем шансов на скорое решение
30 Основные проблемы в области учета миграции (мнение эксперта Белстата) Статкомитет Беларуси: Статкомитет Беларуси: Недоучет трудящихся-мигрантов, работающих без заключения договоров. Недоучет трудящихся-мигрантов, работающих без заключения договоров. Отсутствие других источников информации (регистр населения и обследование). Отсутствие других источников информации (регистр населения и обследование). В связи с отсутствием границы с Россией нет возможности получать полную информацию о миграции населения, в том числе о внешней трудовой миграции (граждан, выезжающих на работу в Россию и наоборот). В связи с отсутствием границы с Россией нет возможности получать полную информацию о миграции населения, в том числе о внешней трудовой миграции (граждан, выезжающих на работу в Россию и наоборот). Отсутствие межгосударственного обмена по статистике миграции населения, в том числе внешней трудовой миграции. Отсутствие межгосударственного обмена по статистике миграции населения, в том числе внешней трудовой миграции.
31 Заключительные замечания При разработке миграционной политики в странах, заинтересованных в приеме мигрантов, следует проводить серьезную исследовательскую работу, иметь адекватную статистическую базу для принятия решений и мониторинга их эффективности. При разработке миграционной политики в странах, заинтересованных в приеме мигрантов, следует проводить серьезную исследовательскую работу, иметь адекватную статистическую базу для принятия решений и мониторинга их эффективности. Задачи должны быть реалистичными и выполнимыми. Задачи должны быть реалистичными и выполнимыми. Политические проекты затратны и нежизнеспособны. Политические проекты затратны и нежизнеспособны.
32 Спасибо за внимание Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.