Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.ysu.ru
1 12 ШАГОВ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА СООТВЕТСТВИЕ ЕВРОПЕЙСКИМ СТАНДАРТАМ Мотова Галина Николаевна, доктор педагогических наук, заместитель директора Нацаккредцентра, главный редактор журнала «Аккредитация в образовании»
2 содержание 4 «П» в системе гарантии качества Миссия, цели и задачи аккредитации Алгоритм процедур аккредитации Стандарты общественно- профессиональной аккредитации 2
3 Системы гарантии качества 3
4 4 «П» в системе гарантии качества Политика, процедуры, показатели Профессиональная экспертная деятельность Пространство гарантии качества Практика 4
5 Политика, процедуры, показатели –Законодательные и нормативные документы (определение ответственности) –Стандарты, критерии, рекомендации –Инструктивные и методические материалы –Формы отчетов по результатам внутренней и внешней экспертизы вуза (программы) –Мониторинг развития национальных образовательных систем по результатам экспертиз 5
6 Профессиональная экспертная деятельность Эксперты – из числа академической общественности, соответствующие требованиям к квалификации и компетентности, имеющие специальную подготовку, участвующие в экспертизе на регулярной основе «Evaluators» - специалисты, основной род деятельности которых связан с процедурами оценки качества образования 6
7 Инфраструктура гарантии качества Формирование внутривузовских систем гарантии качества Формирование и развитие агентств гарантии качества/ аккредитационных агентств (QAA) – «буферных» организаций Формирование и развитие сетей (ассоциаций) QAA на международном уровне – «буферной» зоны 7
8 Практика Регулярная оценочная деятельность Вовлечение в процедуры оценки академической общественности, студентов и работодателей Проведение форумов, конференций, семинаров, тренингов Научные исследования Информирование общественности 8
9 Основные принципы ESG -ENQA Поставщики высшего образования несут основную ответственность за качество и его гарантию Должно поощряться развитие культуры качества в вузах Должны разрабатываться процессы, с помощью которых вузы смогли бы продемонстрировать свою отчетность... Гарантия качества с целью отчетности полностью равна по значимости гарантии качества с целью совершенствования учебного процесса Учебные заведения должны демонстрировать свое качество как внутри страны, так и на международной арене Используемые процессы не должны подавлять многообразие и новаторство 9
10 ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВНУТРЕННИХ СИСТЕМ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА 1.Политика и процедуры оценки качества 2.Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций 3.Оценка студентов 4.Гарантия качества преподавательского состава 5.Ресурсы обучения и поддержка студентов 6.Информационные системы 7.Информирование общественности 10
11 ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 1.Использование процедур внутривузовской системы гарантии качества для внешней экспертизы 2.Согласование и утверждение процедур внешней экспертизы 3.Критерии принятия решений 4.Соответствие процедуры целям и задачам 5.Публикация отчета 6.Определение последующих процедур 7.Периодичность процедуры внешней экспертизы 8.Публикация отчетов по системе образования в целом (выявление положительного опыта и проблем, исследовательская функция) 11
12 Миссия аккредитации Общественно – профессиональная оценка и признание образовательных программ с целью повышения качества (российского) образования и формирования культуры качества на основе европейских стандартов гарантии качества 12
13 Задачи аккредитации, проводимой Центром аккредитации: Помощь в построении внутривузовской системы гарантии качества образования, удовлетворяющего европейским стандартам Выделение лучших программ российского образования, удовлетворяющих европейским стандартам (элитный клуб) Продвижение (реклама, лоббирование) аккредитованных программ на внутреннем и внешнем образовательном пространстве (Справочники, веб-сайты, СМИ, выставки, …) Реализация механизма бенчмаркинга («равнение на лучших») 13
14 12 шагов в технологии аккредитации Текст 1. Победа в конкурсе «Лучшие программы России» 2. Семинар «Как стать Европрограммой» 3. Заявление на аккредитацию. Заключение договора 4. Присвоение статуса «кандидат на аккредитацию» 5. Получение вузом кейса информационно – методических материалов 6. Внутривузовский тренинг. Самообследование. Подготовка отчета и передача его в НАЦ 7. Однодневный предвизит эксперта - аудитора 8. Формирование комиссии по Внешней экспертизе 9. Внешняя экспертиза 10. Аккредита ционный совет 11. Получение Свидетель ства 12. Публикация результатов 6 14
16 1. Победа в конкурсе «Лучшие образовательные программы инновационной России» К общественно – профессиональной аккредитации приглашаются программы (кластеры программ), получившие высокую оценку профессиональной, академической и научной общественности 16
17 2. Участие в семинаре – тренинге «Как стать Европрограммой» Программа семинара Изменения назрели: ретроспективный анализ развития системы образования в современной России Изменение системы законодательства в области образования Болонский процесс: убеждения и предубеждения Развитие системы общественно – профессиональной аккредитации: зачем это надо вузам? Технология проведения аккредитации Опыт аккредитации за рубежом Европейские инструменты качества Европейские стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве Как провести самообследование (SWOT-анализ) Как работает экспертная комиссия (стандарты, критерии, процедуры) 17
18 Информационные и методические материалы Аккредитация высших учебных заведений в России Модели аккредитации за рубежом Экспертиза качества образования: европейский подход Европейские стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве Законодательные, нормативные правовые акты (в 3-х томах) Аккредитация образовательных организаций в РФ ( ). Аналитический отчет Справочник «Лучшие образовательные программы инновационной России» Руководство «Как пройти общественно – профессиональную аккредитацию» 18
19 3. Условия выхода на аккредитацию Наличие государственной аккредитации Наличие программ в справочнике «Лучшие программы …» Рекомендация УМО 19
20 4.Присвоение статуса «кандидат на аккредитацию» Письмо вузу о присвоении статуса Информация на сайт 20
21 5. Получение вузом (руководителями программ) кейса инструктивных материалов Положение об общественно – профессиональной аккредитации Руководство: общественно – профессиональная аккредитация Стандарты общественно – профессиональной аккредитации Руководство: как провести самообследование 21
22 6. Самообследование. Подготовка отчета и передача его в НАЦ. Срок проведения от месяца до года. Срок представления – не позднее, чем за месяц до визита комиссии в вуз 22
23 7. Однодневный предварительный визит эксперта – аудитора члена Гильдии экспертов (желательно, но не обязательно) Цель визита – определение степени готовности к приему комиссии по внешней экспертизы 23 7
24 8. Формирование комиссии по внешней экспертизе Состав комиссии по внешней экспертизе: Российские эксперты (председатель комиссии, ответственный за отчет, и эксперт по профилю) Зарубежный эксперт (1-2 эксперта) Работодатель Представитель студенчества Координатор от Нацаккредцентра Координатор от вуза (программы) (указывается в заявлении) 24
25 Документальное сопровождение работы комиссии За месяц до внешней экспертизы экспертам высылается: Договор об отсутствии конфликта интересов, этический кодекс эксперта Отчет о самообследовании Программа работы комиссии, опросные листы, круг обсуждаемых вопросов Структура устного отчета Структура Отчета по внешней экспертизе Public accreditation in Russia (для зарубежных экспертов) 25
26 9. Работа экспертной комиссии Срок пребывания: 3 дня 0-й день – тренинг для экспертов, знакомство с руководством вуза (программ) 1-3 день – встречи с коллективом, студентами, выпускниками, работодателями 3 день (вторая половина) – устный отчет для коллектива 4-й день – написание итогового отчета 26
27 Процедура экспертного визита Встреча с ректором, проректорами, деканами, заведующими кафедр Встреча с профессорско-преподавательским составом Встреча со вспомогательным персоналом Встреча со студентами Встреча с выпускниками Встреча с работодателями (предстателями ассоциаций) Обзор учебных ресурсов: библиотеки, компьютерного, обеспечения, оборудования, лабораторий и т.д.) Обзор материально-технической базы, инфраструктуры Посещение лекций, практических занятий Анализ результатов текущей и итоговой аттестации (дипломных работ) Анализ достижений в научной и научно-методической деятельности Анализ планирования и организации образовательного процесса общение посещение анализ 27
28 СТАНДАРТЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ESG-ENQA 1.Миссия (цели, стратегия развития) и система гарантии качества образовательной программы 2.Содержание образовательной программы, ее периодическая оценка 3.Оценка уровня знаний/компетенций студентов 4.Профессорско-преподавательский состав 5.Учебные ресурсы и обеспечение студентов 6.Информационная система, обеспечивающая эффективную реализацию образовательной программы 7.Информирование общественности 28
29 11. Аккредитационный совет 29
30 12. Публикация результатов 30
31 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! тел. 8(8362) факс 8(8362)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.