Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.koipkro.kostroma.ru
1 - народное название литургии, происшедшее от слова «обед» (литургия совершается до обеда).
2 - обещание, данное Богу.
3 (гр. – путеводительница) – икона Богоматери с Младенцем. На Руси изображение было всегда поясным, с Богомладенцем на левой руке. По месту своего создания или явления иконы получили названия: Смоленская, Тихвинская, Иверская, Иерусалимская, Грузинская, Костромская, Ярославская и другие. Сохраняя основной иконографический тип Одигитрии, они отличаются в деталях.
4 - накладное украшение, прикрепленное к иконе поверх красочного слоя. Изготовлялось из цветных металлов, жемчуга, бисера, золотого шитья, резного золоченого дерева. Иногда украшалось драгоценными камнями. Оклады прикрывают отдельные части живописи или всю поверхность, кроме лика, рук и ног.
5 (ум. 969) – святая равноапостольная (память 24 июля), великая княгиня. Одной из первых на Руси приняла христианство и по мере сил способствовала его распространению.
6 - часть архиерейского облачения, представляющая собой широкую ленту, лежащую на плечах.
7 (лат. – молящаяся) – икона Богоматери. Богородица изображается одна, в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками.
8 (гр. – стерегу, наблюдаю) – принадлежность диаконского облачения: длинная лента, закрепленная на левом плече.
9 - главный момент литургии. Совершается во время евхаристической молитвы, тайно произносимой священником перед престолом в алтаре и завершаемой словами: «И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего. А еже в чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым».
10 ( в монашестве Родион) – монах Троице-Сергиева монастыря. Когда Димитрий Донской, отправляясь на Куликовскую битву, пришел к преподобному Сергию Радонежскому за благословением, тот дал ему двух иноков: Пересвета и Ослябю, которые помогали Димитрию в сражении, но сами были убиты. Похоронен в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове в Москве (неподалеку от метро «Автозаводская»).
11 - хуление, уничижительное обсуждение кого-либо; грех, против которого особо предупреждал Христос: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Евангелие от Матфея. 7, 1 – 2.)
12 (Апокалипсис) – одна из книг Нового Завета, содержит пророчества о последних временах, конце света и Страшном Суде. Картины будущего даются в виде символов, не всегда поддающихся толкованию.
13 - богослужение, совершаемое при похоронах.
14 «Утешение» – чудотворная икона, находящаяся на Афоне. Празднование 3 февраля.
15 - аскет, удалившийся от людей и мирской суеты в пустынное, уединенное место для совершения монашеского благочестия.
16 (ум.ок.65) – святой апостол (память 12 июля), величайший проповедник христианства. Сын зажиточных иудеев, первоначальное имя его было Савл. Преследовал христиан, участвовал в побиении камнями первомученика диакона Стефана, после чего отправился на розыски христиан в Дамаск. На пути туда с ним произошло чудо: «Внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать? И господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руку, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил». После обращения жизнь апостола Павла представляет собой историю непрерывных миссионерских трудов, которые он неустанно совершал на всем громадном пространстве от глубин Малой Азии до Рима. Свою жизнь закончил в Риме, где, осужденный императором Нероном, был казнен вместе с апостолом Петром. Апостолу Павлу принадлежит 14 посланий, входящих в Новый Завет.
17 - село в Ивановской области. С XVIII века – центр иконописания, традиции которого были использованы в миниатюрной живописи после того, как в 20-е годы XX столетия писание икон было запрещено.
18 - ромбовидный плат с лентой, надеваемой через плечо. Носится под фелонью, на бедре, с правой стороны и знаменует собою духовный меч – Слово Божие, которым всегда должен быть вооружен пастырь. Обязательная принадлежность архиерейского облачения, священникам дается как награда.
19 - богомолец, совершающий путешествие к святым местам. - хождение верующих к святым местам на поклонение.
20 (гр. – всесвятая) – небольшая икона Божией Матери, носимая архиереем на груди как знак архиерейского достоинства.
21 (от гр. – состоящий из многих светильников) – большая люстра, светильник со множеством свечей или лампочек.
22 - заупокойное богослужение, которое можно служить как до погребения усопшего, так и после. Кроме частных панихид, Церковью установлены дни общего поминовения: субботы Мясопустная, Троицкая и Димитриевская, субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста, Радоница – день общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фомина воскресенья (первого воскресенья после пасхального) и 11 сентября – день поминовения воинов, погибших за веру и Отечество (в день Усекновения главы Иоанна Предтечи).
23 (ум. 305) – святой великомученик (память 9 августа), целитель, родом из Никомидии. Готовился стать врачом, принял крещение, обратил к вере отца, после смерти которого раздал имущество и стал помогать больным безвозмездно. Это вызвало ненависть других врачей, которые донесли на него императору Максимиану – гонителю христиан. Пантелеимон был схвачен, подвергнут пыткам и казнен. Но и по смерти своей святой остался заступником и целителем всех больных и раненых, обращающихся к нему с молитвой. На иконах великомученик изображается юношей, который держит в левой руке ларчик с лекарствами.
24 - площадка (крыльцо, лестница) перед входом в храм.
25 (III в.) – святая мученица (память 10 ноября). Дочь богатых родителей, с юности посвятившая себя аскетической жизни. Жила в Иконии (город в Малой Азии). Родители святой особо почитали день крестных страданий Господних – пятницу, потому и назвали свою дочь, родившуюся в пятницу, Параскевой (что в переводе с греческого и означает «пятница»). Во время гонений на христиан была схвачена озлобившимися язычниками, претерпела жестокие мучения, но не отказалась от веры и в конце концов была обезглавлена. Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. В ее честь на Руси было построено много храмов и часовен, которые так и назывались – Пятницы. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. Святая мученица – целительница людей от самых тяжелых телесных и душевных недугов. По церковному преданию, святая Параскева – покровительница полей, поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освящения плоды.
26 (гр. – страдать; др.-евр. – прохождение) – Светлое Христово Воскресение, главный христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа, установленный апостолами. Поскольку во времена Христа в Иудее существовал не такой календарь, как у нас, а лунный (связанный с 28-дневными циклами Луны), дату празднования Пасхи приходится ежегодно изменять, согласовывая ее с лунными циклами. Согласно постановлениям Вселенских Соборов, христианскую Пасху положено праздновать: после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта), в воскресенье и (обязательно!) после еврейской пасхи (праздника Песах). Русская Православная Церковь строго выполняет это требование. Поздравляя друг друга: «Христос воскресе!» – верующие издревле дарят друг другу красные яйца. Обычай этот, по преданию, связан с именем святой Марии Магдалины. К пасхальным обрядам относится также благословение артоса, сыра (творога) и яиц как пищи, которую после долгого поста с этого времени можно вкушать.
27 - стопочка творога (иногда в виде четырехгранной пирамиды, с изображениями, оттиснутыми деревянной формой), освященная в праздник Пасхи.
28 - приветствие, которым обмениваются верующие в пасхальные дни: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»
29 (гр. – родоначальник) – первосвятитель, высший священноначальник (архиерей) страны.
30 (ум.1380) – инок Троице-Сергиева монастыря, боярин, участвовал вместе с Ослябей в Куликовской битве и пал в единоборстве с татарским богатырем Темирмурзой (Челубеем), который тоже погиб в этом поединке. Похоронен в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове, в Москве (неподалеку от метро «Автозаводская»).
31 - святой апостол (память 29 января, 12 и 13 июля), один из учеников Иисуса Христа, оказал огромное влияние на последующую судьбу христианства. Родом из Галилеи, рыбак по роду занятий, Петр всей душой отдался учению Христа. Принадлежа к ближайшим помощникам и последователям Спасителя, апостол, однако, в самый ответственный момент жизни своего Учителя трижды отрекся от Него, хотя незадолго перед тем клялся, что готов и жизнь положить за Него. После этого он «горько плакал»и был прощен воскресшим Христом. Самоотверженно трудился, распространяя Евангелие на пространстве от Вавилона до Рима. При императоре Нероне был схвачен в Риме и распят на кресте вниз головой (согласно преданию, в одно время с апостолом Павлом). Автор двух Соборных посланий, входящих в Новый Завет.
32 (Извеков Сергей Михайлович) (1910 – 1990) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1971г.). Участник Великой Отечественной войны. За исповедание православной веры подвергался преследованиям. Дважды (до войны и после войны) находился в заключении. Архиерей с 1957 года. Похоронен в крипте (подземной часовне) Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
33 - погребальное покрывало, полотно. В богослужебной практике – иконописное или вышитое разноцветными нитями изображение тела Иисуса Христа в том виде, в каком оно было снято с креста. В Великую пятницу выносится из алтаря на средину храма для поклонения и оставляется там до пасхальной полунощницы, затем снова вносится в алтарь.
34 - проводы усопшего христианина в соответствии с требованиями Церкви. По смерти тело усопшего мирянина омывается, тело монаха лишь отирается водою, а тело священника отирается губкою, пропитанною елеем. Затем умершего одевают в чистые одежды, сообразные его званию: так, военных одевают в форменную одежду, а на диакона, священника и архиерея надевают их служебные облачения. Архиерею и священнику на грудь полагается Евангелие, в руки дается крест, диакону – кадило, мирянину – икона. Во время отпевания на чело умершего кладется венчик, а в руки влагается разрешительная грамота. До отпевания, в продолжении нахождения умершего в доме, над мирянином читается Псалтирь, а над архиереем и священником – Евангелие. Перед погребением гроб с телом умершего приносится в храм, где ставится головою к дверям, ногами к алтарю – к востоку. Отпевание производится после литургии, при открытых Царских вратах. После отпевания процессия с пением «Святый Боже», в предшествии священника, отправляется к могиле, где совершается лития. Покойник полагается лицом (ногами) к востоку. В ногах устанавливается крест, обращенный к усопшему.
35 - богослужебная одежда священников и архиереев (обычно из белого шелка), надеваемая на подрясник во время служения литургии.
36 - длинное, до пят, одеяние монахов и священнослужителей с наглухо застегнутым воротом, длинными узкими рукавами и поясом (в отличие от надеваемой поверх подрясника рясы, имеющей широкие рукава и носимой без пояса).
37 - одно из семи христианских таинств, установленное Самим Иисусом Христом. В нем исповедующийся Господу (при свидетельстве священника и при чтении священником соответствующих молитв) получает от Самого Иисуса Христа прощение исповедуемых грехов. Для действенности таинства необходимы искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправиться, вера в Господа и надежда на Его милосердие.
38 - символическое действие, служащее выражением чувства собственной греховности и благоговения перед Богом. Употребляется в христианстве с древнейших времен. По церковному уставу поклоны разделяются на малые и великие. Малым (поясным) поклоном называется такое приклонение, при котором можно рукой достать до земли. Великим (земным) поклоном называется такой, при котором чело, руки и колени касаются земли.
39 - праздник, отмечаемый 14 октября. Установлен в память о событии, происшедшем в Константинополе в середине X века. К городу приближалось вражеское войско, и в указанный день во время богослужения во Влахернском храме святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний увидели в воздухе Божию Матерь, распростершую свой покров (омофор) над молящимися. Греки ободрились, и враги были отражены. В России этот праздник пользуется любовью и почитанием, значительно большим, чем в Греции.
40 - часть богослужебного облачения священнослужителей: манжеты, надеваемые на запястья поверх рукавов подрясника или подризника.
41 - человек, готовящийся принять монашество. Он еще не дал монашеских обетов, не принадлежит к монастырскому братству, не называется монахом, не носит монашеского облачения. Его обязанности – исполнять послушания по благословению настоятеля: помогать при богослужениях, выполнять работы по монастырскому хозяйству.
42 - время усиленного обращения к Богу с покаянной молитвой. По церковному уставу во время поста следует воздерживаться от употребления скоромного: мяса, молочных продуктов, яиц, а иногда и рыбы. Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные – по средам и пятницам в течение всего года (за исключением сплошных седмиц и Святок), в Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) – 18 января, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и в день Воздвижения Креста Господня – 27 сентября. К числу многодневных постов относятся: Великий, Петров (их сроки зависят от дня празднования Пасхи), Успенский (с 14 по 27 августа) и Рождественский или Филипповский (с 28 ноября по 6 января).
43 - богослужение, совершаемое при принятии монашества.
44 - церковный обряд, во время которого ножницами крест-накрест срезаются четыре прядки волос. Совершается, во-первых, над новокрещеными после таинства миропомазания; во-вторых, при посвящении в чтеца или певца; в-третьих, является основным действием при посвящении в монашество.
45 (гр.) – чаша, из которой православные христиане причащаются Тела и Крови Христовых.
46 - мужской монастырь в местечке Почаев (Украина), знаменитый своими святынями: чудотворной Почаевской иконой Божией Матери и мощами святого преподобного Иова Почаевского.
47 - часть священнической и архиерейской богослужебной одежды.
48 - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Таковы, например, праведные Иоаким и Анна и многие другие.
49 - единственное исповедание христианской веры, которое хранит учение Христа и апостолов неизменно, в том виде, в котором оно изложено в Священном Писании, Священном Предании и древнем Символе веры Вселенской Церкви.
50 - ветхозаветные предки Иисуса Христа, начиная от Адама и Евы. Православная Церковь посвящает их почитанию особую неделю (второе воскресенье перед Рождеством Христовым).
51 - двунадесятый праздник, отмечаемый 19 августа. Посвящен воспоминанию о великом событии в жизни Иисуса Христа, когда Он, совершив половину Своего земного служения, особым способом показал ученикам славу Своего Божества. Незадолго до своих крестных страданий Иисус Христос взял трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна – и вместе с ними взошел на высокую гору Фавор помолиться. Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. А когда проснулись, увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды стали белыми, как снег, и сияющими, как свет. В это время явились к Нему пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Необычайная радость охватила при этом сердца учеников. Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Они встали и увидели Христа в обыкновенном обличье. По давней традиции на Руси в этот день совершается освящение яблок и других плодов нового урожая, отчего сам праздник в народе именуется «Яблочным Спасом».
52 - мученик из монашествующих: преподобный, подвергнувшийся мученичеству за Христа (например, Агапий Сицилийский, Адриан Ондрусовский, Анастасий Персиянин, великая княгиня Елизавета Феодоровна и другие).
53 - святой из монашествующих, своими подвигами и святостью жизни стяжавший высшее нравственное достоинство (например, святой преподобный Сергий Радонежский, святой преподобный Серафим Саровский).
54 - квадратный стол посредине алтаря, служащий местом совершения таинства евхаристии – священное место, где во время богослужения незримо присутствует Сам Бог. Касаться престола и предметов, находящихся на нем, могут только священнослужители.
55 - таинство, в котором верующие причащаются истинных Тела и Крови Христовых и таким образом соединяются со Христом.
56 - Божественная деятельность, сохраняющая мир и направляющая его к предназначенной ему цели бытия, непрестанное действие всемогущества, премудрости и благодати Божией.
57 - церковное наставление священника или архиерея, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить верующим учение Иисуса Христа.
58 - провозвестник воли Божией как в Ветхом, так и в Новом Завете.
59 (гр. – приношение) – небольшой круглый хлебец, состоящий из двух соединенных частей, символизирующих две природы Иисуса Христа: божественную и человеческую. На верхней части просфоры специальными печатями делают оттиски изображений креста, Божией Матери или святых.
60 - старший иерей (священник), обычно настоятель храма. Звание жалуется как почетное за заслуги перед Церковью.
61 - последнее воскресенье перед Великим постом, когда все верующие, включая священнослужителей, просят друг у друга прощения за нанесенные обиды.
62 - сборник священных песней Ветхого Завета, большая часть которых составлена святым пророком Давидом. Содержание Псалтири богато и разнообразно: в ней всякий может найти именно то, что соответствует состоянию его души. Есть в ней и пророчества о Христе, и учение веры, и учение нравственности. В православном богослужебном и молитвенном обиходе все 150 псалмов разделяются на 20 кафизм. Кафизмы читаются на всяком богослужении, так что вся Псалтирь прочитывается за неделю, а Великим постом – по два раза за неделю. Псалтирь служит источником многих богослужебных молитв. Наконец, существует благочестивый обычай читать Псалтирь в память об умерших. Чтение Псалтири во все времена считалось делом в высшей степени душеполезным и угодным Богу.
63 - уединенное монашеское поселение.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.