Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемaperlov.narod.ru
1 «Стратегии исследовательской работы / Конвенции академического сообщества» (вторники, с по ; ауд. 157 или 173, к. 7) Ресурсы: Контакт: , Аркадий
2 Даты и темы занятий Что такое исследовательский проект. Тема и проблема исследования Работа с источником Задание (для 1 и 2 курсов!) на (сдается в письменном или электронном виде): Разбор источника по (предполагаемой) теме диссертации (источник: 1-2 страницы текста, 1-2 изображение, сайт, не больше 10 минут аудио- или видео-записи; разбор – от 1,5 страниц) Задание на Презентация «Разбор источника» (7 мин.) Работа с исследовательской литературой Работа с текстом собственного исследования. От конспекта источников и литературы к составлению развернутого плана и черновика 14.10? Минимум 2 пары - Коллоквиум «Работа с источником» Работа с текстом собственного исследования. Критическое чтение собственного текста и правка черновика Подготовка презентации собственного исследовательского проекта. Устное выступление, power point, некоторые хитрости ms word 28.10? Коллоквиум «Работа с текстом собственного исследования» (прежде всего, для студентов 2 курса, но открытый) Накануне: Составление развернутого плана диссертационного исследования или «Введения» к диссертации Предоставление одногруппнику фрагмента (4-6-8 страниц) собственного диссертационного исследования; редактирование (в режиме исправлений MS Word) чужого диссертационного фрагмента
3 Что курс в принципе может дать: два уровня - минимальный и продвинутый - между которыми важно различать. I. «Работа с информацией» (осень 2009 г.; II. «Конвенции академического сообщества» (осень 2010 г.; Конспектирование - spektirovanie.ppt spektirovanie.ppt Пока: программа Поиск в Интернете - ppt ppt анкета Требования РГГУ к оформлению библиографии Эта презентация Схема аргументации - pdf, образцы выступлений и т.п. pdf Будет пополняться
4 Логика различия двух частей курса. Минимальный («работы с информацией) уровень. Чего хочет любой работодатель? Чтобы вы делали то, что вам поручено. собирать информацию, примерно знать, где ее искать, уметь перераспределить ее в соответствии с заданным форматом, уметь видеть в ней минимальные противоречия и разрешать их, или, когда они плохо разрешимы, наоборот выделять и обращать на них внимание. «Техническим» навыкам соответствуют «организационные» и «экзистенциальные». уметь организовывать свое время, быть готовым нести ответственность за результат своей работы, уметь не бояться задания и при этом проявлять обучаемость – быть готовым к критике и необходимости адаптироваться к требованиям и интересам работодателей, читателей и т.д.
5 Чему может хотеть научиться автор (диссертационной работы)? Экономить силы. Уметь переходить от внутреннего опыта переживания проблемы (например, неспособности написать диплом) к техническому заданию. Собственные терзания перемещаются вовне, их можно абстрагировать, уметь отделять от себя и формулировать как технические вопросы. Выясняется, что эти проблемы уже беспокоили человечество, и есть определенный багаж решений. Знать, что собственные усилия соответствуют определенной норме или начать на эту норму ориентироваться.
6 Центральное для обеих частей курса – понятие (исследовательского) «проекта» 1. «Большая» работа – состоит из многих маленьких работ, расположенных в определенной последовательности. 2. Проект считается не с начала, не с материалов, которыми мы располагаем, а с конца – когда надо его сдавать. 3. В рамках проекта, скорее всего, придется взаимодействовать с множеством людей Занятых своими делами, и поэтому на получение от них обратной связи нужно закладывать время.
7 «Продвинутый» уровень - проблематизация исследовательской деятельности. Почему эти правила именно такие? Почему о курсовой, которая нравится самому студенту, ему сказали не «правильно» / «неправильно», а «неоригинально» / «безосновательно»? Кто устанавливает эти нормы? Технические советы (как писать свой текст; насколько подробно и (не)критично читать исследовательскую литературу) могут основываться на позиции по поводу этих норм.
8 Правила научной работы не как принуждение или символ веры, а как проблема появляются только, когда осознается спор разных позиций: 1) исследование – личное и интимное дело творческой личности; 2) исследователю достаточно убедительно описать состояние дел, а как он к этому пришел – его собственная история; 3) других людей надо читать, полностью и до каждой строчки потому что надо; 4) других людей надо читать в той мере, в какой ты хочешь надеяться на то, что будут читать тебя; 5), 6), 7) … Точка зрения курса ближе к 4-й. Правила и стандарты научного исследования зависят (не столько от предмета или от озарения), но от сообщества.
9 Даже внутри ракурса объяснения норм научной работы конвенцией возможны разные сценарии («есть очевидные незыблемые нормы», «не пойман – не вор», «сделаю то, что скажут» и т.п.) «Социальный контракт» (КБУ, с. 37). Соглашение автора с читателями: «Я сделаю свою часть, если вы сделаете свою» Потрачу время на подготовку устного выступления и раздаточного материала; вы вдумаетесь о, чем я говорю и зададите вопросы; я не буду от них защищаться, а прислушаюсь и учту в следующем докладе; вы придете послушать еще раз и т.д. Сформулирую постановку проблему и четкое содержание, чтобы оптимизировать затрату времени читателей Дам себе труд прочесть историографию, потому что сам не читаю Самоделкиных и т.п. Тематизация и обсуждение основного сосуществования с научным сообществом происходит: 1) в голове у автора (пусть даже неосознанно); 2) в поведении внутри сообщества в меру желаемых и вынужденных корректировок.
10 Речь все время идет об установках, а не о том, в какой мере их получится воплотить! Поэтому – вопрос выбора. Сделать «лучше», а не «хуже», если присваиваешь своему выбору определенное значение. Важность вопроса: «Чем моя хорошая работа отличается от моей плохой работы?».
12 ДатаДоклады студентов II курса по темам их магистерских диссертаций (в основном – 14.00, но будем договариваться) Лекции и коллоквиумы (в основном – 19.10, но будем договариваться) – Андрей Павлов Что такое исследовательский проект. Тема и проблема исследования. Поиск и определение темы – визитной карточки исследователя в научном сообществе. Критерии «научности» проекта – Ольга Лапшина Работа с источником (производство максимума свободных ассоциаций на минимальном материале источника; оценка и логическое упорядочивание собственных откровений) 28.09Татьяна КриштопаРабота с исследовательской литературой (определение круга читаемой литературы, экспертиза, разметки при чтении и конспектирование, форматы библиографического описания, выписки, цитаты и характеристики концепции автора) Задание (для 1 и 2 курсов!) на (сдается в письменном или электронном виде): Разбор источника по (предполагаемой) теме диссертации (источник: 1-2 страницы текста, 1-2 изображение, сайт, не больше 10 минут аудио- или видео-записи; разбор – от 1,5 страниц) Задание на Презентация «Разбор источника» (7 мин.) 12.10Евгения РомановаРабота с текстом собственного исследования. От конспекта источников и литературы к составлению развернутого плана и черновика (или раньше) Минимум 2 пары - Коллоквиум «Работа с источником» 19.10Анастасия БоринаРабота с текстом собственного исследования. Критическое чтение собственного текста и правка черновика 26.10Андрей МуратовПодготовка презентации собственного исследовательского проекта. Устное выступление, power point, некоторые хитрости ms word 28.10???Коллоквиум «Работа с текстом собственного исследования» (прежде всего, для студентов 2 курса, но открытый) Накануне: Составление развернутого плана диссертационного исследования или «Введения» к диссертации Предоставление одногруппнику фрагмента (4-6-8 страниц) собственного диссертационного исследования; редактирование (в режиме исправлений MS Word) чужого диссертационного фрагмента
13 Задания Задание (для 1 и 2 курсов!) на (сдается в письменном или электронном виде): Разбор источника по (предполагаемой) теме диссертации (источник: 1-2 страницы текста, 1-2 изображение, сайт, не больше 10 минут аудио- или видео-записи; разбор – от 1,5 страниц) Задание на Презентация «Разбор источника» (7 мин.) Коллоквиум «Работа с текстом собственного исследования» (прежде всего, для студентов 2 курса, но открытый) Накануне: Составление развернутого плана диссертационного исследования или «Введения» к диссертации Предоставление одногруппнику фрагмента (4-6-8 страниц) собственного диссертационного исследования; редактирование (в режиме исправлений MS Word) чужого диссертационного фрагмента
14 I курс после 1 ноября контрольная работа по трем учебным пособиям (доступны на Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. – М.: Флинта, – 360 с. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, – 204 с. Эко У. Как написать дипломную работу. – М.: Книжный дом «Университет», – 238 с. (или другие издания). Для подготовки к контрольной работе будет необходимо внимательно прочесть все три пособия; образцы вопросов размещены по адресу:
15 Начиная с (видимо, вторники, 14.00) – выступления с индивидуальными докладами. Возможны четыре варианта темы: 1. Презентация исследовательского проекта, которым Вы хотели бы заниматься во ВШЕК 2. Презентация исследовательского проекта, которым Вы занимались до поступления во ВШЕК Довольно условный шаблон того, что может входить в такого рода презентацию: 3. Презентация какого-либо гуманитарного исследования как образцового исследовательского проекта. 4. (наиболее симпатичный лично мне, но сложный вариант) Презентация «Интеллектуальный ландшафт исследований» в (относительно узкой и заранее утверждаемой) области социального и гуманитарного знания, в рамках которой Вы хотели бы писать диссертацию. Как это было сделано в прошлом году – см.
17 Предуведомления – обоснование позиции, с которой даются конкретные рекомендации Из горизонтов, в которых осуществляется исследовательская деятельность: 1. «Истина». Изучить / описать то, что на самом деле 2. «Самореализация», «творчество». 3. «Экономия сил». 4. «Конвенция / сообщество» в рамках курса «Стратегии исследовательской работы» больше говорится о последнем. Горизонт «конвенции / сообщества» - измерение адаптации результатов горизонтов самореализации, истины и экономии сил под чужие ожидания и способности понимания. (наименее зависим от личностных характеристик и от дисциплинарной специфики).
18 Ключевая фигура для модели «социального контракта» - читатель Два вида – реальные и воображаемые. 1) Руководители, оппоненты, редакторы, конкретные аудитории и коллеги. 2) Воображаемые – сообщество по дисциплине в целом. То, как оно сформулировало определенную научную проблему и теперь ждет ее решения. «Реальные» читатели – тоже воображаемые. Воображайте разных (например, оппонентов – понимающего и злобного). Ищите читателей для себя: собеседников, мнением которых Вы будете дорожить, и которые будут небезразличны к тому, что Вы думаете. Но их тоже можно «воображать» / доделывать. В тех случаях, когда не знаете, каков ваш читатель и чего он ждет, отталкивайтесь от того, чего на его месте хотели бы Вы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.