Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемdist-tutor.info
1 Как прокомментировать проблему? Готовимся к ЕГЭ Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Васьковой Ольгой Валерьевной
2 Определение Комментарий – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова) Комментарий – 1. пояснение; 2. примечания; 3. толкование (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник) Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста, объяснение того, как проблема раскрывается в этом тексте.
3 Обдумываем комментарий: Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Если это возможно, то можно коснуться «истории вопроса», т.е. коротко рассказать о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской. Комментарий должен объяснить авторский взгляд на поставленный вопрос.
4 Задача: насколько правильно экзаменуемый понял текст Комментарий выделенной проблемы показывает, насколько глубоко и полно ученик понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иначе говоря, комментирование проблемы должно показать, насколько правильно экзаменуемый понял текст.
5 Можно выделить два типа комментария Текстуальный Концепционный КонцепционныйКонцепционный представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.
6 Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: 1.Как, на каком материале автор раскрывает проблему? 2.На чем заостряет внимание? Почему? 3.Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего? 4.Какие эмоции автора выражены в тексте? 5.Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется? 6.Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
7 Можно найти ответы на следующие вопросы: 1.К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.) 2.Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества? 3.Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? 4.Почему эта проблема привлекла внимание автора? 5.Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? 6.К каким выводам автор подводит читателя?
8 Мы отвечаем на вопросы Что делает автор исходного текста? (рассуждает, описывает, повествует). На какие аспекты этой проблемы он особо обращает внимание? Что особенно его волнует?
9 Типичные ошибки при комментировании проблемы: комментарий подменяется пересказом; излишне подробно цитируется исходный текст; формулируется одна проблема, а комментируется другая.
10 Нужно помнить!!! Комментарий – не пересказ!!! Это рассуждение по поводу основной (только одной) проблемы текста. Задача – прокомментировать только сформулированные проблемы только данного текста!!!
11 Мы -не пересказываем текст, -не говорим об авторской позиции, -не высказываем своего отношения, -не рассуждаем по поводу всех проблем текста, а только одной!
12 Как проверить себя? Удачно написанный комментарий позволяет человеку, не читавшему текст, понять, над какой проблемой размышлял его автор.
13 Речевые образцы для комментирования авторской позиции: Одобрение: Автор восхищается...; поражается..., удивляется...; словно приглашает вместе с ним полюбоваться...; с интересом наблюдает за тем...; любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о…
14 Речевые образцы для комментирования авторской позиции: Нейтральная позиция (констатация фактов): Автор размышляет о...; словно приглашает читателя к диалогу...; делится своими мыслями, наблюдениями...; ставит перед читателями важную, злободневную проблему...; пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.
15 Речевые образцы для комментирования авторской позиции: Порицание, осуждение: Автор с болью в сердце пишет о том, что...; с горечью говорит о… у автора вызывает негодование...; автор не может мириться с тем...; с горькой иронией пишет о том...; свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом...
16 Прочитайте текст, сформулируйте проблему, поднимаемую автором. Прокомментируйте, как автор текста подходит к решению этой проблемы Сколько людей на свете, столько и понятий о счастье, потому что счастье состоит в удовлетворении запросов, а запросы бывают разные. Русская пословица говорит «У каждого по горю, да не поровну. У одного похлёбка жидка, у другого жемчуг мелок». То же можно сказать о счастье. Тем не менее у любого счастья существует фон или, вернее, основа, и есть подробности крупных планов. Наиболее прочной и, вероятно, единственно прочной основой является глубокая удовлетворённость главным делом своей жизни, которое тоже у каждого человека своё. Личные повседневные огорчения и радости (подробности крупного плана) могут, конечно, на время заслонять основное. Но при отсутствии основного они не могут составить счастье.
17 Заготовка для сочинения Вступление. Счастье – это (твое понимание) Проблема. В этом тексте автор (имя) затрагивает общечеловеческую (экологическую, нравственную, социальную и т.д.) проблему… Комментарий. Рассуждая о проблеме…, автор ссылается на… В тексте приводится… Автор говорит (ссылается, описывает, отмечает, подчеркивает, утверждает, доказывает, ит.д.)… Позиция автора. Автор глубоко убежден в том, что… Позиция автора сформулирована весьма четко: «…»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.